Azarovskiy (azarovskiy) wrote,
Azarovskiy
azarovskiy

Наша история или поиск вместе с вами. О русификации и намятских даур-монголах

Автор запретил копирование, использование и публикации своих материалов без его письменного согласия. Любое нарушение будет преследоваться по закону.

Серия "Наша история". 8 августа - Почему я занят этим?, 10 августа - Караулы и маяки 17 века, 10 августа - Зафиксированные факты и фамилии, 11 августа - Герард Фридрих Миллер и предки забайкальцев, 11 августа - Рыцари тайги, 11 августа - Чтение исторических актов, 13 августа - Что означает слово хамниган?, 13 августа - Гантимуровы и фамилии Забайкалья, 15  августа - Обзор с господствующей высоты,

Википедия определяет Даурскую землю так: «историко-географический регион в пределах современных Республики Бурятия, Забайкальского края и Амурской области (Забайкалье и запад Приамурья). Топоним дан русскими землепроходцами по населявшей регион до середины XVII века народности дауров, о которых впервые стало известно после экспедиции Еналея Бахтеярова в 1640 году.
Географически Даурия делится на следующие части:
Байкальская Даурия — территории от озера Байкал до Яблонового хребта.
Витимо-Олёкминская Даурия — бассейн рек Витим и Олёкма (северная часть Забайкальского края, запад Амурской области).
Селенгинская Даурия — бассейн реки Селенги (юг Бурятии, юго-запад Забайкальского края; см. Селенгинское среднегорье).
Нерчинская Даурия — территории к востоку от Яблонового хребта (юго-восточная часть Забайкальского края)».

Думается, что Байкальский регион, историческая Даурия и монгольская Ара-Халха - это одна и та же территория, с примерно одинаковыми границами, которую много лет населяли этнические монгольские племена с разными самоназваниями. Остатки этих людей ныне проживают в Иркутской области, республике Бурятия, Забайкальском крае и во Внутренней Монголии Китая. Многие из них смешались с русским населением Восточной Сибири.

Об обитателях Нерчинской Даурии мы уже рассказали. Попробуем представить живую панораму этой земли и увидеть на ней людей.

Конечно, современникам будет трудно отойти от привычного наименования «тунгусы» и говорить об одних и тех же людях, как о потомках «даур-монголов». Но я полагаю, что других людей здесь не было, а потому снова занимаю историческую высоту и обращаю оттуда свой взор в сторону современной Даурии, которой ещё нет, но, вероятно, там, по густому разнотравью  кочуют в 1670-х годах люди одного из родов даур-монголов, которых называют намятами. Это 150 километров от центра наших координат, дальше Даурии – маньчжурская земля, если забудем на время о Билитуе, Мациевском и Забайкальске, которые появились значительно позже рассматриваемого нами времени.  Ничего ещё не тронуто в природе!
Кругом на много вёрст – привольная степь, ветер гонит волнами зелёные травы, пасутся дзерены и дикие лошади, лишь изредка покажется всадник, а то и несколько.
Опасность всюду и сами они – тоже опасность. С луками, саблями, некоторые в куяках, то есть – в кольчуге. Говорят, они, конечно, на монгольском диалекте. И, конечно, это предки современных забайкальцев.
Но как их звали, какие от них произошли фамилии?


Исторические факты (даже Википедия) утверждают, что маньчжуры особенно сильно были обеспокоены переходом к русским именно даур-монголов. Почему? Взгляд с господствующей высоты показывает, что в кровопролитной войне маньчжуров с монголами, где воинственные князья переходили на стороны Монголии, Китая и обратно, наиболее ближе к маньчжурам проживали даур-монголы Даурии. Они были их данниками и первым монгольским племенем, который мог бы поспособствовать переходу на сторону маньчжуров остальным монгольским сообществам, а вместе с этим и вся Даурия становилась маньчжурской.
Но вопреки ожиданиям маньчжуров даур-монголы приняли сторону русского царя, казаки которого уже жили на их Родине – в Даурии. Из имеющихся документов известно, что Кан-си упорно и много лет добивался выдачи Гантимура и его людей, но те же документы показывают, что русские отвечали маньчжурам: Гантимур и его люди вовсе не даур-монголы, а тунгусы, хотя местом их обитания является Даурия, но это не является поводом для их выдачи. Такова подоплёка хитроумных ответов.
Даже неудача переговоров о русско-китайских взаимоотношениях, которые вели Спафарий и Кан-си, напрямую связана с даур-монголами. Оказалось, что Спафарий не знал о Гантимуре и даур-монголах, чего вообще не могло быть, Кан-си после этого отказался вести переговоры. А далее последовали военные действия маньчжуров на Амуре.
Какие ещё другие обстоятельства могли так встревожить правителей империи Цин в разгар  сражений на территории Халха-Монголии? Видимо, даур-монголов было много, и все они могли потянуться вслед за теми, кто ушёл за князем Гантимуром или жил, не подчиняясь никому в своей Даурии. (Даже в наши дни даур-монголов в Китае - 120 394 человека).

Вместе с даур-монголами Гантимура, возможно, были и намяты (шара и хара), в документах бытует разные названия этого племени, одно из них – намясинцы. С большой вероятностью можно утверждать, что из этого племени вышло многочисленное сообщество современных забайкальцев с фамилией Номоконовы. Или есть другие мнения?

Русификация населения была одним из способов пополнения русских воинских образований, коих в Даурской земле 17 века было очень мало. Естественно, перевести в другую веру и дать новое имя могли только в церкви. Имевшиеся на тот период монастыри и церкви Восточной Сибири первым делом обзаводились землёй. Для русификации населения церковники покупали захваченных в плен монгольских женщин из разных родов, естественно, там было много женщин даур-монголов. Их крестили, выдавали замуж за русских вольных людей, заставляя подписывать кабальные договоры, согласном которым эти люди обязывались возделывать монастырские земли и выполнять другие работы.

С другой стороны даур-монголы сами стремились окреститься и стать данниками русского царя. Люди старались быстрее определиться и уйти от угрозы быть уничтоженными в междоусобных войнах монголов или в стычках с русскими.

Вероятно, некоторые племена даур-монголов (тунгусов) кочевали вольно и не имели над собой сильной власти какого-либо князя, будь он даже Гантимуром, который вторично вышел к русским и пожелал принять их сторону в 1684 году.
Но намясинские даур-монголы (тунгусы), о которых я специально упомянул выше, сделали это еще в 1677 году.  Отсюда вывод: кочевали они свободно и власти над собой не чувствовали, только надвигающуюся угрозу.
Об этом пишет Т. П. Яковлева: «В 1677 году эвенки (читай даур-монголы – В. Б.) жившие на борзинских вершинах по соседству с Маньчжурией, обратились в Нерчинск с просьбой принять их в русское подданство и согласились платить ясак». Источник и сама П. Т. Яковлева утверждают, что это были намясинские тунгусы (даур-монголы), которые раньше отказывались платить ясак и даже угнали 260 голов казачьих коней. Но в 1677 году вернули коней обратно, видимо, попросили прощения, а заодно и желание принять православие и служить русскому царю. Кроме того, видимо, они сообщили, что маньчжуры делают «хлебные запасы», что означало нападение на кого-то, а ближайшими противниками становились русские, укреплявшие свои остроги…

В далеком 17 веке даур-монголы свободно кочевали из своих степей до владений маньчжуров. Взгляните просто на современную карту и рассчитайте хотя бы примерное расстояние от современных даурских степей до Маньчжурии. В документах того времени встречается слово «даурцы». Надо полагать, что так русские называли людей намятского рода и поданных князя Гантимура, которых русские ни за что не хотели передавать цинским властям и шли для этого на любые ухищрения.
Надо полагать, что даур-монголы, находясь под властью одной из сторон, могли сыграть ключевую роль при расширении территории и увеличении числа данников. Может быть, исходя из этой ситуации, русские умаляли роль Гантимура и его даур-монголов, называли их тунгусами, всячески отделяя их от самой Даурии?

Из этого следует, что военные и хозяйственные характеристики, а также качественные показатели даур-монголов были очень высоки и достойно ценились обеими сторонами. Как говорится "Плохую лошадь вор не уведёт..."  Но роды даур-монголов могли, видимо, кочевать, а также выбирать покровителей самостоятельно. О чём говорит нижеследующий факт.

В 1677 году намяты кочевали на месте, где сейчас находится Борзя. Т. П. Яковлева говорит о «борзинских вершинах». Это могут быть сопки с Буха-улой в современной Борзе или же адун-челонские горы. Вероятно, в это время произошла серьёзная стычка намятов с маньчжурами, если они отправились оттуда, в том же году, в Нерчинск искать защиты у русских. Предлогом, мог быть, был возврат украденных ранее коней.
Был ли среди них предок человека по имени Номукань, о котором упоминают сборщики ясака в 1685 году, а в именной книге Нерчинска за 1719 год появляется уже фамилия Номоконов? Или это люди разных родов и ответвлений? Русификация и крещение намятов началось с 1677 года, раньше людей князя Гантимура лет на десять.
Но и этот факт нам не даёт ответа на вопрос Александра Андреевича Номоконова из Улан-Цацыка: «Откуда берёт начало  забайкальская фамилия – Номоконов?»
 Кто может дать ответ?
Добавим к этой неполной панораме, что Даурия вместе с даур-монголами окончательно перешла к России в 1689 году после Нерчинского договора. Россия отстояла у маньчжуров своих «тунгусов», потеряв при этом Амур. Но ведь мы знаем, что через сто с лишним лет в Даурскую землю придёт Муравьёв, фамилия которого дополнится прилагательным Амурский. Предки намясинцев обязательно будут с ним.

P. S. Если панорама не наполняется и не оживает, это может означать только недостаток знаний и изученных материалов по обозначенной теме либо отсутствие их, которые надо восполнять какими-то другими средствами. Чем мы и займёмся. Всякое дополнение пустот и провалов силой художественного воображения, только усугубит всю работу дальнейшую работу. Что ж, обратимся к труду Бантыш-Каменского и портфели Миллера, как и рекомендуют нам вдумчивые читатели.

Виктор Балдоржиев.

На этой дореволюционной фотографии - казаки станицы Дурулгуевская. Крайний слева стоит - Зиновий Леонтьевич Номоконов, крайний справа стоит - Николай Иванович Ерилов. Зиновий Леонтьевич Номоконов - прямой предок (прадед) Александра Андреевича Номоконова, который и передал в издательство фотографию.
По нашему (Александра Андреевича и меня - В. Б) - предками этих казаков были даур-монголы (тунгусы) намясинского рода, которые раньше стояли в караулах по Онону. Надеемся, что читатели выскажут своё мнение и примут участие в наших поисках забайкальской родословной Номоконовых.


Tags: борзя, даур-монголы, намясинцы, степь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments