Azarovskiy (azarovskiy) wrote,
Azarovskiy
azarovskiy

Ценности и цены. Воскресное размышление или о том, что погоду не изменяют - 1 Ноября 2015 - Russia-A

http://www.azarovskie.ru/news/cennosti_i_ceny_voskresnoe_razmyshlenie_ili_o_tom_chto_pogodu_ne_izmenjajut/2015-11-01-1846

Сегодня очевидно, что главной цели реформаторы России не достигли: гражданского общества в стране нет. Создать его в ближайшем будущем не представляется возможным. Наставники реформаторов, работающие в странах Европы и США над изменением российского общества, а затем и территории России, ошиблись и на этот раз.

Сколько было продумано схем, стратегий, тактических маневров для того, чтобы создать в России гражданское общество, но все эти усилия разбились о несокрушимую стену общественного (общинного) сознания жителей бывшей великой империи, которую сегодня делим на царскую или советскую. Все равно это – империя с укладом и устоями традиционного или социалистического общества и такого же сознания.

Организм, созданный по клеточкам за тысячелетие, невозможно разрушить за 20-30 лет. Пазлы сознания не переставляются: диагноз не переписать, историю не переиграть. Народ, который может выиграть любую войну, а поодиночке проиграть драку, изменить нельзя. Смысл, возвышающей его над всеми миром,  для него важнее голодной смерти. Главное, найти ему вовремя такой смысл.

Но ведь и сознание человека гражданского общества – индивидуальное сознание  – тоже формировалось не менее одного тысячелетия: от первых менял, торговцев, ростовщиков, до немецкой Реформации, французского Просвещения, английского Парламентаризма и множества других исторических явлений, тесно переплетенных между собой и влияющих друг на друга.
Так что же такое это самое гражданское общество? Какими мы не хотим быть или какими нас хотят сделать? И станем ли такими?
В гражданском обществе:
- интересы личности стоят выше интересов общества и государства;
- свобода – наивысшая ценность;
- основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности – частная собственность;
- свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
- индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Сегодня мы имеем совершенно не то, чего так хотели добиться реформаторы, начиная перестройку. Что мы получили в итоге?
- интересы олигархов и чиновников всегда главенствуют во всех сферах над интересами личности, не говоря об интересах общества;
- свободы при беззаконии не может быть;
- сохранение и умножение частной собственности не имеет никаких гарантий;
- частная жизнь тоже не гарантирована и вмешаться в нее могут в любое время;
- защитных структур, общественных организаций, между индивидами и государством нет.

Сколько сегодня в Забайкальском крае общественных организаций, какие у них полномочия и как они влияют на деятельность государственных структур, то есть на жизнь каждого забайкальца? Кто верит в деятельность общественных организаций? По определению гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы
Ничего вразумительного в отношении строительства гражданского общества кроме корпоративных гулянок и времяпровождений на разных мероприятиях в Забайкальском крае не наблюдается. Общинное сознание преобладает. Еще свежи в памяти праздничные корпоративные гулянки, которые в какой-то мере еще более «сплотили» коллективы. Вот это и есть наша последняя историческая веха в развитии общества.

С юных лет мне казалось, что мы напоминаем сгоревший лес, где деревья хаотично рухнули друг на друга и тем самым сохраняют целостность организма, подающего активные признаки жизни. И чем сильнее бури, тем жестче скрепляются деревья. А поодиночке расти, цвести и приносить плоды мы не можем!

Но что же нас так упорно удерживает от окончательного падения? Вероятнее всего – это не омертвевшие еще корни, традиционные ценности, которые, дай Бог, никогда не превратятся в цены. Основная мера гражданского общества – цена, наша мера – общественные ценности. Как только мы дойдем до того, что будем способны изменить эту внутренюю меру, мы станем исчезать, как американские индейцы.

Наверное, вопрос жизни и смерти общества таится в корнях, а не в головах, этого самого общества. Ведь из корней может произрасти что угодно. В том числе и мысль, способная родить естественный симбиоз ценностей и цен Востока и Запада. Если гражданское общество создать не сумели, значит, наши корни, то бишь ценности, еще живы! Значит, надо их пробуждать, помня о ценах и укрепляя собственость. Ведь независимой экономики у нас нет и даже не предвидится, а это означает, что цены все равно будут пытаться поработить ценности.

Рецептов и рекомендаций для создания нужного общества нет, хотя разного рода аналитики ежедневно рассматривают и предлагают разные модели развития России. Наверное, это их заработок. Но история движется по своим, неведомым человеку, законам. И, как говорится, времена не выбирают, в них живут и умирают. Ведь мы же не меняем погоду, а только одеваемся по погоде.  К тому же, как мы знаем, у природы нет плохой погоды. Остается только одно средство – достойно жить. Ведь единственное, что можно оставить потомкам – собственный пример.
Достоинство каждого, на мой взгляд, – и есть достойное общество, которое способно на любые победы и созидания. Ведь достоинство нельзя оценить или убить. Да и кому интересны политические устройства и режимы, когда вокруг такие виды?

Фото писателя Александра Гордеева.

Виктор Азаровский.
Опыт копирайтинга на вольную тему.

Tags: общества, режимы, устройства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments