Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Categories:

Бардак

Вынужден довести до сведения всех заказчиков. Тема - редакционно-издательская деятельность, где основная работа - редактирование текста. Не руководство, как полагают невежды, а кропотливая, постоянная, работа с текстовым материалом...

В последние годы, полагаю, что в связи с тотальным либерализмом и такой же безответственностью, я занимаюсь тем, что материалы, набранные кому и как вздумается, довожу до только офисного варианта, до норм, принятных правилами документооборота, далее материал сразу переводится в формат издательских нормативов. С минимальной, попутной, долей редакторской работы. К этому вынуждают: сроки заказов и ужасающий уровень тех, кто подаёт материалы. (Казалось бы, должны быть грамотные люди).
Из этой цепочки выпадает редакторская и корректорская работа. Главные виды работ! Разберём ситуацию по пунктам.

1. Материалы, набранные кому и как вздумается. Это означает - кто и во что горазд. Человек не знаком с оргтехникой, не имеет понятия о работе над текстом и компьютере, не знает ни о каких стилях, где устанавливаются единые правила для абзацев, интерлиньяжа, шрифтов, заголовков, подзаголовков, обычного набора и т. д. и т. п. Кому и как вздумается - это полнейший хаос, абракадабра. Иногда думается, что лучше бы человек написал от руки, а я бы набрал заново на компьютере. Это было бы намного лучше, заодно и корректура была бы на уровне.

2. Офисный вариант. Это материал набранный по всем правилам настольных офисных программ. В основном - Word. Каждая программа - этого настоящий редактор, таково и предназначение программы. Word - это текстовый редактор, в него не надо "запихивать" фотографии и прочий изобразительный материал, такое изображение вообще несопоставимо с издательскими программами. У Word - есть свои стили, правила, которые грамотный сотрудник должен соблюдать неукоснительно. За всю мою издательскую практику таких материалов в России не было. Я работал с зарубежными фирмами, таких проблем не возникало, необходимости выезжать на место нет. В России - либо я должен ехать к заказчику, либо заказчик едет ко мне. 20, 40, 100, 600 километров - мы едем друг к другу. Вы невежественны, не развиты? Тогда я иду к Вам или Вы едете ко мне! Иные приезжают с набором спиртного, еды и т. п., пытаясь меня умаслить. Но компьютер не напоишь, программу не обманешь, интернет не догонишь. Две вещи в мире бесконечны: человеческая глупость и Вселенная.

В современном мире человек, не знающий офисные программы просто не должен работать там, где они необходимы, а они необходимы везде. Человек, не знающий офисных программ - характеризует всю организацию, общество, страну... Я убедился, что в школах и других организациях, которые заказывали мне книги, сотрудники (учителя) совершенно не знают офисных программ. Моими заказчиками были профессора, доценты, заведующие кафедрами, руководители разных уровней, депутаты разных уровней, включая и Госдуму. Ни один из них не то, чтобы не соблюдал правила офисных программ, но и о самих офисных программах не знал. Более того, некоторые из них не умели писать... Как человек, не умеющий писать, ясно изложить свою мысль, может руководить. Регионом, районом, городом, посёлком?

3. Делопроизводство. Здесь выработаны правила оформления документов примерно за 3 столетия развития человечества. Просто в наше время эти правила перешли в офисные программы.

4. Издательские нормативы. Нормативы и программы, имеющиеся только в настольной издательской системе, которые по умолчанию обязательно сопоставимы с полиграфическим оборудованием, на котором будет печататься продукция. Только для специалистов. Когда мой друг впервые купил японское полиграфического оборудование, я заметил, что к этому оборудованию надо купить ещё и японца. Во многих государственных организациях до сих стоит медицинское, полиграфическое и прочее оборудование иностранного производства, управлять которым персонал ещё не умеет. Обучение дорогое. Но в полиграфии - прорыв, сложные машины для нас уже не проблема. Проблема - сопоставимость с настольной издательской системой, программами, с "грамотеями", тыкающими в монитор компьютера, а не в клавиатуру...  Я сорок пять лет набираю методом слепого буковпечатания, и до сих пор не встретил человека, с которым мог бы поговорить на эту тему. Сослуживцы-засовцы не в счёт.

Вообще, в этом списке полиграфические (издательские) нормативы должны быть последними (по умолчанию!), под номером 5, а до них должна быть редакционно-издательская деятельность. А то, что полиграфия стоит впереди редакции - это абсурд, говорящий о беспросветной глупости и нижайшем уровне развития образованной части российского общества. (Ведь необразованная далека от интеллектуальных заказов!)

5. Редакционно-издательская деятельность. Деятельность, предшествующая полиграфическому исполнению. Именно эта деятельность и стала выпадать из общей цепочки. Причина - сроки, нервотрёпка и отсталость населения, которое не знакомо с офисными программами и их правилами. Знание офисных программ - обязанность каждого современного человека. Это как умение набирать номер телефона, включать утюг, переключать каналы телевизоры и т. д, и т. п. Но если офисные программы присутствуют, то отсутствует знание правил и стилей, а без таких знаний программа становится не только бесполезной, но и вредной для всего издательского процесса.

По большому счёту список должен состоять из двух цифр: 1 - редакционно-издательская деятельность, включающая в себя работы от набора до предпечатной подготовки, и - 2. полиграфия - печать, сборка, упаковка. Но в связи с тем, что компьютеры имеются повсеместно, и потому "набор" отпал, а офисные программы используют кому и как вздумается, бардак стал повсеместным и обнажил неразвитость общества в целом, особенно так называемой образованной части общества, которая и является основным заказчиком издательств и типографий.
Как говорится, каждый стал самим себе Пушкиным и каждый сам себе режиссер, редактор, корректор, книгоиздатель... А если коротко - мартышка и очки.

P. S. Кому простительно незнакомство с офисными программами и их правилами? Из "образованщины", как ни странно, литераторам - прозаикам, поэтам и прочей творческой разновидности. Этот народ не поддаётся, да и не надо их подгонять, законам общества, какая моча и в какое время ударит в башку догадаться невозможно. А все государевы люди должны владеть "офисом", особенно их правилами и стилями, также, как умением дышать. Иначе - увольнение.
Кстати, Путин однажды сказал, что компьютеризация страны идёт успешно, но люди пользуются компьютерами, как печатными машинками. Абсолютно согласен.





Tags: издательство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments