Azarovskiy (azarovskiy) wrote,
Azarovskiy
azarovskiy

Время в документах, фактах, фотографиях-12. Книга, которая открыла Забайкалье забайкальцам

Продолжение. Начало - 19 апреля, 21 апреля, 23 апреля, 25 апреля, 29 апреля, 30 апреля, 3 мая, 6 мая, 10 мая, 15 мая, 16 мая,

Продолжаю набор и публикацию в своём ЖЖ книги Е. Д. Петряева «Краеведы и литераторы Забайкалья. Биобиблиографический указатель. Дореволюционный период», издание 1981 года.

Чем больше я набираю материал, тем назойливее беспокоит мысль, что мы ничего не знаем о Забайкалье. Сведения нам передавали через «испорченный телефон». Историки, краеведы и учителя ХХ века бывшей Читинской области неизмеримо далеки по уровню культуры и образования от персонажей, которые изучали Забайкалье до них и вошли в список, составленный не уроженцем нашего края. Впрочем, эти категории и не могли иметь ничего общего и родственного, ибо относились к разным социальным слоям. Их разделяла культурная и историческая пропасть, которую в ХХ, да и в нашем, веке невозможно преодолеть.

Одни в силу исторических обстоятельств могли овладевать наследием и культурой веков, другие, наши прямые предки, были лишены такой возможности, а потому и сами не могли достичь уровня тех, кого изучали, и другим не могли передать этого уровня. Вместе с тем, они наполнялись не лучшей мыслью, что изучили и владеют знаниями, которые недоступны остальным, а потому уже начинали смотреть на жителей родного им края с некоторой долей превосходства.

Полагаю, что мысль отсталых в культурном отношении людей (после 1917 года) никак не может быть продолжением мысли более развитой части человечества. Но наши предки представали перед нами именно в такой роли. Тогда какое же развитие могли получить мы?

Сведения из книги Е. Д. Петряева имеются в разных изданиях и, конечно, в «Энциклопедии Забайкалья», где собрана информация об огромном количестве явлений и людей, создававших и творивших (в прошлом и ныне) на территории края.  Образно говоря, это некий фарш, миксер материалов. Наверное, так и должно быть  в энциклопедиях.

И всё же для серьёзного познания, особенно мыслительной и культурной части, истории края смешение сведений о людях разных социальных слоёв и исторических эпох нежелательно. Никому не в обиду, но в нашем случае «мух» надо отделить от «котлет», без такой селекции никакого изучения развития мысли, особенно его естественного продолжения, не получится. Постановка такой задачи мне видится обязательной для каждого мыслящего человека. Но решение этой задачи индивидуальное и самостоятельное. Если такой задачи не возникает сейчас, значит, она появится позже, по мере развития. Плохо, если она вообще не появится.

Договоримся, что никто и никого не вправе судить с высоты своего времени и достижений человеческой мысли. В связи с этим может беспокоить только один вопрос: пройдена ли обществом точка не возврата, после которой изучение более глубинной и насыщенной истории родного края станет невозможным? Или соединение с естественным развитием культуры и мысли (до 1917 года) невозможно? Без такого соединения человек не вернется к сознательному, естественному, состоянию, при котором только и возможно подлинное ощущение жизни. Ведь все проблемы исчезают только с появлением культуры, одно из проявлений которой - отсутствие вранья.

Целенаправленное враньё - партийная идеология, которая, создавая послушное общество, стремится не оставлять человека в сознательном состоянии. Есть притча: дьявол, испугавшись, что человек останется наедине со своими мыслями, придумал для него зеркало. Современные идеологи, покоряя общество, используют все возможные виды психотренингов, постоянное присутствие которых должны восприниматься не как раздражители, а как необходимость. Самые массовые из них - СМИ и TV.

Цель наших занятий предельно понятная и высказана М. А. Булгаковым устами профессора Преображенского: "Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества". Неужели не очевидно?

Первоочередная задача – вернуться к оригиналам и начать заново изучать развитие мысли на территории своего края, ибо другого места жительства у нас нет. Именно этим я и занимался на протяжении многих лет. Моя несовместимость и не согласие по разным вопросам с моими современниками во многих случаях объясняется только этим.

Приглашаю всех своих земляков к такому изучению и предлагаю ещё раз познакомиться с авторами трудов о Забайкалье, но более всего – с трудами этих авторов. Возможности нашего времени неисчерпаемы. Для начала я постараюсь давать в конце каждой публикации более обширные сведения об авторах и их работах, имеющиеся на данный период в интернете.

P. S. Естественно, выше я указал спорные причины современного развития Забайкалья (и забайкальца), но ни одна причина не может быть абсолютной. Думаю, что принципиально я хоть в чём-то прав.
Виктор Балдоржиев.



Читинское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

Краеведы и литераторы Забайкалья
Биобиблиографический указатель
Дореволюционный период
(Второе исправленное и дополненное издание)
Составитель Е. Д. Петряев
Ответственные редакторы А. И. Сизиков и О. И. Цуприк

Чита. 1981 год.
Продолжение списка - 226-237. Предыдущий список - 211-225
(В публикации могут ошибки. Вычитка - после окончательного набора. Порядковый номер будет увеличен по причине того, что полиграфические возможности 1981 года не позволяли внести корректно изменения, при изменении порядкового номера пришлось бы перебирать (или переотливать в строках) всю книгу. В этом случае в изменившемся порядковом номере добавляли литеру "а". Сегодня этого не требуется).


Персонажи: от 226 до 237

226. Изоев Пётр Федотович. Ок. 1875 в Нерчинске – ок. 1945 в Москве. Художник, ученик Репина. Этнограф, педагог.
О нём: Забайкалье, 1902, №82; 8-я выставка акварелей и рисунков в Истор. музее (Каталог). – М., 1902.

227. Имшенецкий Борис Ильич. Ок. 1875 – ок. 1920. Ж. д. техник, редактор-издатель газеты «Даурская волна» [с литерат. приложениями]. Псевдоним – Борис Амурский.
- Кошмар жизни. Драма в I дейст. – Чита, 1908. – 23 с.
- Монголия. – Пг., 1915. – 40 с. 2 цв. Илл. (Отт. из ж. «Знание для всех», 1915, №6).
- Бурхан-Лама. Бурятская легенда. – Аргус, 1915, №2.
О нём: Заб. новь, 1908, № 202, 204, 236.

228. Иоанн, епископ Забайкальский.
- Из истории Троицкого Селенгинского монастыря. – Заб. епарх. ведом., 1913, № 21, с. 534-543.

229. Кабанов Евгений Иванович. 1975, 18|I – 1938, 11|XI. Агроном-геоботаник. Работал в Чите в 1907-1923 гг.
- Сорта разводимых в Забайкальской области хлебов и местный семенной материал. – Заб. хозяин, 1912, № 2, с. 22 – 18.

230. Кадуйцев П. Корреспонденции с Чикоя: Заб. новь, 1914, № 1869, 1915, № 2361.

231. Казаков Иван. Ок. 1850 – ок. 1912. Кяхтинский священник, краевед.
- Святыни города Троицкосавска-Кяхты. – СПб., 1908, 63 с., с илл.

232. Казаринов С. А. Ок. 1835 – 1913. Автор вымышленных воспоминаний  [Истор. вестн., 1907, № 12].  Ввёл в заблуждение многих историков Сибири. Выдавал себя за полковника, впавшего в немилость при Муравьеве в связи с побегом Бакунина. В действительности был уголовным ссыльным. Как самозванец привлекался к суду, но умер до разбирательства дела. Кто такой Казаринов, выяснилось только в 1929 г.  {«Загадочный источник» - доклад Б. Г. Кубалова в о-ве историков в Москве].
О нём:
С м о л е в  Я. В защиту правды. – Наш голос, 1908, № 27;  М е р ц а л о в  В. И.  По поводу статьи г. Казаринова «Побег Бакунина» из Сибири. – Истор. вестн., 1915, № 9, с. 1002-1008.

233. Калау Фридрих. Ок. 1780 – ок. 1850. Аптекарь в Кяхте. Автор работ о ревене.  [1842].
О нём: Л и т в и н о в  Д. И. Библиография флоры Сибири. – СПб., 1909, с. 52; Л и п ш и ц  С. Ю., т. 4, с. 31.

234. Калашников Тимофей Петрович. Нерчинский канцелярист.
- Жизнь незнаменитого… простым слогом описанная с 1762 по 1794 год. – Рус. архив, 1904, № 10, с. 145-183.

235. Каплунов Пинхас Яковлевич. 1870 – 1922. Врач. Образование получил за границей. Работал в Чите и Нерчинске. Редактор газет «Тайга» [1906], «Ингода» [1906], «Нерчинский вестник» [1907, с № 56], участник издания газеты «Заря Забайкалья» [1909].
О нём:
Мед. журн. Заб. о-ва врачей, 1923, 3, с. 268 (некролог).

236. Капустин Ксенофонт. Этнограф. Миссионер.
- Ильинская волость и Кударинское бурятское ведомство (Забайкальская область, Селенгинский округ). – Ирк. губ. вед., 1867, № 28, 35, 36, 38, 39, 44, 50 и 51; 1868, № 1, 4, 8 и 11.

237. Карамышев Александр Матвеевич. 1744-1791, 22|XI. В 1780-1781 гг. был начальником Нерчинских заводов.
- Забайкальские геогностические замечания. – Сиб. вестн., 1820, ч. 16, с. 406-418.
О нём: О б р у ч е в  В. А., II, с. 134-135.
Л и п ш и ц  С. Ю., т. 4, с. 72-73.
Продолжение следует...



Рисунок из очерка Б. И. Имшенецкого "Монголия". Перейти и прочитать

Иоанн (Смирнов, Фёдор Иванович)
Архиепископ Иоанн (в миру Фёдор Иванович Смирнов; 29 декабря 1857, село Полое, Ардатовский уезд, Симбирская губерния — 3 декабря 1918, Иркутск) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Иркутский и Верхоленский.
Родился в селе Полом Ардатовского уезда Симбирской епархии в семье бедного псаломщика.
Первоначальное образование получил в Алатырском духовном училище. В 1880 году с отличием окончил Симбирскую духовную семинарию. Как первый студент, за казенный счет был отправлен на учёбу в Московскую духовную академию, которую окончил в 1884 году со степенью кандидата богословия.
С 12 сентября 1884 года — преподаватель Харьковской духовной семинарии.
20 декабря 1885 года — перемещён в Витебское духовное училище на должность учителя русского и славянского языка.
12 ноября 1886 года — назначен в Самарскую духовную семинарию преподавателем обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и сектанства.
С 21 октября 1889 года — преподаватель Священного Писания в Вятской духовной семинарии. С 22 августа 1901 года — инспектор той же семинарии.
С 31 июля 1903 года — настоятель Иркутского Князе-Владимирского монастыря и заведующий Иркутской церковно-учительской семинарией.
15 августа 1903 года — возведён в сан архимандрита.
11 мая 1908 года — хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Хиротония совершена в Иркутском Вознесенском монастыре святого Иннокентия архиепископом Иркутским Тихоном, епископом Енисейским Евфимием и епископом Забайкальским Мефодием.
С 20 декабря 1912 года — епископ Забайкальский и Нерчинский.
21 января 1916 года — возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую и Верхоленскую кафедру.
Скончался 3 декабря 1918 года в Иркутске. Википедия.



Tags: забайкалье, книга петряева, петряев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments