Azarovskiy (azarovskiy) wrote,
Azarovskiy
azarovskiy

Возвращение в подлинное Отечество. Е. Д. Петряев. Краеведы и литераторы Забайкалья (пуб. 13)

Автор запретил копирование, использование и публикации своих материалов без его письменного согласия. Любое нарушение будет преследоваться по закону.


Продолжение. Начало - 19 апреля, 21 апреля, 23 апреля, 25 апреля, 29 апреля, 30 апреля, 3 мая, 6 мая, 10 мая, 15 мая, 16 мая, 16 июля,

Продолжаю набор и публикацию в своём ЖЖ книги Е. Д. Петряева «Краеведы и литераторы Забайкалья. Биобиблиографический указатель. Дореволюционный период», издание 1981 года.

Чем больше я набираю материал, тем назойливее беспокоит мысль, что мы ничего не знаем о Забайкалье. Сведения нам передавали через «испорченный телефон». Историки, краеведы и учителя ХХ века бывшей Читинской области неизмеримо далеки по уровню культуры и образования от персонажей, которые изучали Забайкалье до них и вошли в список, составленный не уроженцем нашего края. Впрочем, эти категории и не могли иметь ничего общего и родственного, ибо относились к разным социальным слоям. Их разделяла культурная и историческая пропасть, которую в ХХ, да и в нашем, веке невозможно преодолеть.

Одни в силу исторических обстоятельств могли овладевать наследием и культурой веков, другие, наши прямые предки, были лишены такой возможности, а потому и сами не могли достичь уровня тех, кого изучали, и другим не могли передать этого уровня. Вместе с тем, они наполнялись не лучшей мыслью, что изучили и владеют знаниями, которые недоступны остальным, а потому уже начинали смотреть на жителей родного им края с некоторой долей превосходства.

Полагаю, что мысль отсталых в культурном отношении людей (после 1917 года) никак не может быть продолжением мысли более развитой части человечества. Но наши предки представали перед нами именно в такой роли. Тогда какое же развитие могли получить мы?


Сведения из книги Е. Д. Петряева имеются в разных изданиях и, конечно, в «Энциклопедии Забайкалья», где собрана информация об огромном количестве явлений и людей, создававших и творивших (в прошлом и ныне) на территории края.  Образно говоря, это некий фарш, миксер материалов. Наверное, так и должно быть  в энциклопедиях.

И всё же для серьёзного познания, особенно мыслительной и культурной части, истории края смешение сведений о людях разных социальных слоёв и исторических эпох нежелательно. Никому не в обиду, но в нашем случае «мух» надо отделить от «котлет», без такой селекции никакого изучения развития мысли, особенно его естественного продолжения, не получится. Постановка такой задачи мне видится обязательной для каждого мыслящего человека. Но решение этой задачи индивидуальное и самостоятельное. Если такой задачи не возникает сейчас, значит, она появится позже, по мере развития. Плохо, если она вообще не появится.

Договоримся, что никто и никого не вправе судить с высоты своего времени и достижений человеческой мысли. В связи с этим может беспокоить только один вопрос: пройдена ли обществом точка не возврата, после которой изучение более глубинной и насыщенной истории родного края станет невозможным? Или соединение с естественным развитием культуры и мысли (до 1917 года) невозможно? Без такого соединения человек не вернется к сознательному, естественному, состоянию, при котором только и возможно подлинное ощущение жизни. Ведь все проблемы исчезают только с появлением культуры, одно из проявлений которой - отсутствие вранья.

Целенаправленное враньё - партийная идеология, которая, создавая послушное общество, стремится не оставлять человека в сознательном состоянии. Есть притча: дьявол, испугавшись, что человек останется наедине со своими мыслями, придумал для него зеркало. Современные идеологи, покоряя общество, используют все возможные виды психотренингов, постоянное присутствие которых должны восприниматься не как раздражители, а как необходимость. Самые массовые из них - СМИ и TV.

Цель наших занятий предельно понятная и высказана М. А. Булгаковым устами профессора Преображенского: "Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества". Неужели не очевидно?

Первоочередная задача – вернуться к оригиналам и начать заново изучать развитие мысли на территории своего края, ибо другого места жительства у нас нет. Именно этим я и занимался на протяжении многих лет. Моя несовместимость и не согласие по разным вопросам с моими современниками во многих случаях объясняется только этим.

Приглашаю всех своих земляков к такому изучению и предлагаю ещё раз познакомиться с авторами трудов о Забайкалье, но более всего – с трудами этих авторов. Возможности нашего времени неисчерпаемы. Для начала я постараюсь давать в конце каждой публикации более обширные сведения об авторах и их работах, имеющиеся на данный период в интернете.

P. S. Естественно, выше я указал спорные причины современного развития Забайкалья (и забайкальца), но ни одна причина не может быть абсолютной. Думаю, что принципиально я хоть в чём-то прав.
Виктор Балдоржиев.



Читинское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

Краеведы и литераторы Забайкалья
Биобиблиографический указатель
Дореволюционный период
(Второе исправленное и дополненное издание)
Составитель Е. Д. Петряев
Ответственные редакторы А. И. Сизиков и О. И. Цуприк

Чита. 1981 год.
Продолжение списка - 238-260. Предыдущий список - 226-237
(В публикации могут быть ошибки. Вычитка - после окончательного набора. Порядковый номер будет увеличен по причине того, что полиграфические возможности 1981 года не позволяли внести корректно изменения, при изменении порядкового номера пришлось бы перебирать (или переотливать в строках) всю книгу. В этом случае в изменившемся порядковом номере добавляли литеру "а". Сегодня этого не требуется).


Персонажи: от 238 до 260

238. Карамышев Николай Дмитриевич. Редактор «Заб.обл.ведомостей» (1902-1905) и читинской газ. «Азиатская Русь» (1905-1906).
Стихи: Забайкалье, 1902, № 95, 125.
О нём: Л и п ш и ц  С. Ю., т.4, с. 72-73.

239. Караулов Александр Аполлонович. 1834-1889, 20|VIII. В 1870-х гг. старший врач 3-й конной бригады в Селенгинске. Вёл археологические раскопки, занимался краеведением, был близко знаком с декабристом И. И. Горбачевским и с многими политическими ссыльными.
- О необходимости дезинфекции кож, в которых зашиваются ящики с чаями. – СПБ., 1882, 23+4 с.
О нём: Изв. ВСОРГО, 1890, т. 21, № 1, с. 69.
З а л к и н д  Л. Древние могилы в окрестностях Селенгинска. – Изв. ВСГОРГО, т. 21, 1890, № 1, с. 67-70.

240. Каргин П. Казачий офицер.
О праздновании в г. Чите петровского юбилея. – Заб. обл. вед., 1872, № 19 и 23.

241. Карнеев Е. Художник, путешественник, автор сюиты рисунков [«Нерчинский базар», «Собрание у кяхтинского градоначальника», «Бурятские девушки» и др ].
О нём: П е т р о в  П. Н. Сборник материалов для истории Акад. Художеств. – СПБ., 1864.

242. Каро Фердинанд Каэтанович. 1854, 7|I-1927. Умер в Польше. Аптекарь. В 1888-1893 гг. работал в Нерчинске. Автор ряда работ по флоре Забайкалья.
О нём: Л и п ш и ц  С. Ю. т. 4, с. 86 (б-фия).

243. Карпов Василий Дмитриевич. Пограничный комиссар [1859-1861 ] в Кяхте.
- По поводу статей г. Завалишина в «Морском сборнике», - Амур (Иркутск), 1860, № 24.

244. Карпович Осип Юлианович. 1832-ок. 1880. Доктор медицины [1868]. В 1859-1872 гг. служил в Забайкалье, последние годы – областным врачом.
- О Дарасунских минеральных водах. – Заб. обл. вед., 1873, № 35, 37, 38 и 42 (фамилия автора искажена, дано: Кронанович).

245. Кауфман Александр Аркадьевич. 1864, 18|IV-1919. Экономист, статистик.
- Земельные отношения и общинные порядки в Забайкалье по местным исследованиям 1897 г. – Сиб. сборник, 1900, вып. 2, с. 1-179.
О нём: БСЭ, т. II, с. 543; ССЭ, т. 2 стб. 625.

246. Кац Константин Владимирович. 1879-1943. Псевдонимы: К. Дубровский,  К. Д.
Статьи, лит. обзоры и рецензии: Забайкалье, 1902, № 22-28, 30, 31, 33, 35-47, 49-54; Заб. новь, 1908, № 274; 1909, № 25, 38, 90, 92, 168, 169, 191, 194, 205 и др.
О нём: Заб. новь, 1916, № 2447; ССЭ, т. 1, с. 363; ПВС, с. 18-19; Русская литература Сибири  XVII в. – 1970 г. Библиогр. указ., ч. 1. Новосибирск, 1976, с. 288-289.

247. Кашин Николай Иванович. 1825, 26|III-1872, 6|IV. Доктор медицины [1862]. В 1851-1857 гг. работал в Приаргунье.
О нём: П е т р я е в  Е. Д. Исследователь Приаргунья Николай Иванович Кашин. – Забайкалье, кн. 7, 1954, с. 211-221.
М а л и н к о в с к и й  Н. Н.   Н. И. Кашин. – М., Медгиз, 1957, 155 с. (б-фия).
П е т р я е в  Е. Д. Единственный портрет. – Уральский следопыт, 1963, № 11, с. 32.

248. Кашталинская [Стенбок] Наталья Михайловна.
Стихи: Заб. новь, 1907, № 120, 121, 141, 167, 174, 176; 1908, № 177.

249. Квитка Андрей Валерьянович. Ок. 1855-ок. 1915.
- Дневник забайкальского казачьего офицера. Русско-японская ваойна 1904-1905 гг. Фотографии и рисунки автора. – СПб., изд. В. Березовского, 1908, VII+430 с.

250. Кельберг Петр Андреевич. 1818, 21|XII – ок. 1896. Ученик и друг декабристов. Около 50 лет был медиком в Селенгинске. Автор более 10 работа по краеведению Забайкалья.
- Гусиное озеро. – Вестн. естеств. наук, 1854, № 1-7, 21, 24-28, 30 (соавтор – декабрист Н. А. Бестужев).
О нём: Ш в а р ц  Л. Э. Об учёных трудах… Кльберга. – Зап. СОРГО, 1858, кн. V, с. 22-26.
П е т р я е в  Е. Д. Ученик сибирских академиков. – В кн.: Люди и судьбы. Чита, кн. изд. 1957, с. 7-19.

251. Кельберг Руф Петрович. 1842-1890. Врач, в 1870-х гг. работал в Петровском Заводе. В 1880-1884 гг. председатель о-ва врачей Восточной Сибири.
- Об эпидемии дифтерии в Петровском Заводе. – Пр. о-ва врачей Вост. Сибири. – Иркутск, 1871-1872 гг.
О нём: Врач, 1891, № 1, с. 28 (некролог).

252. Керцелли Николай Григорьевич. 1822-1882. Этнограф, востоковед.
- О появлении ламаизма в Забайкалье и о влиянии его на бытовую жизнь бурята-кочевника. – Моск. унив. изв., 1868, №2, с. 167-174. То же: Ирк. епарх. вед., 1868, №16.
- Об историческом значении праздника в честь Майдари, совершаемого бурятами. – Изв. о-ва любителей естествозн., 1870. т. 13, ч. 1, с. 84-87.

253. Кирилов Николай Васильевич. 1860, 22|VII-1921, 18|II. Врач, автор более 130 статей и книг по этнографии, антропологии и краевой патологии.
Вновь найденные (19680) его работы:
- Пчеловодство на Ононе. – Чита, 1895, 6 с. (отт.).
- К вопросу о земельной неурядице в Забайкалье. – Амур. газ., 1896, № 14.
- О климате Нерчинска. – Чита, 1896, 19 с., 1 вкл. л.
О нём: П е т р я е в  Е. Д.   Н. В. Кирилов – исследователь Забайкалья и  Дальнего Востока. – Чита, 1960. 79 с. (б-фия).

254. Кисляков Г. С. [архимандрит Спиридон]. В 1875 4|III в Задонске – ок. 1917 г. в Киеве. Был псаломщиком в Иргене и Чите. [1898-1902]. Состоял тюремным священником [1903-1906].
- Из виденного и пережитого. – Христианская мысль. Киев, 1917, №№ 2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-10. В №№ 9-10 рассказ о Карийской каторге при Разгильдееве.
- Исповедь священника перед церковью. Киев, 1919. 100 с.

255. Клапрот Генрих-Юлий. 1783, 11|X.-1835, 8|III в Париже. Путешественник, посетил Забайкалье в 1806 г.
- Описание Кяхты. – Сын Отечества, ч. 33, 1816, № 41, с. 81-104, № 42, с. 121-125.
- Замечания о китайско-русской границе (перев. с нем.). – Сев. архив, 1823, т. 6, № 9, с. 184-204; № 10, с. 253-277; № 11, с. 328-346; № 12, с. 413-432.
О нём: Венгеров С. А. Источники, III, с. 90.

256. Клеменц Дмитрий Александрович. 1848, 15|XII-1914, 8|1. Этнограф, археолог.
- О свадебных обрядах у забайкальских бурят. – Изв. ВСОРГО, 1891, т. 22, № 1, с. 10-12.
- Местные музеи и их значения в провинциальной жизни. – Сиб. сборник, 1892, вып. 2. С. 1-35. Отд. отт., 1893. – 68 с.
- С дороги (без подписи). – Вост. обозр., 1892, № 41 и 52.
- Забайкальские эскизы. – Вост. обозр., 1893, № 30, 36, 38 и 41.
- К развитию научной деятельности в Сибири. – Вост. обозр., 1894, № 130, 131, 142 и 143; 1895, № 3 и 4.
- Заметки о кочевом быте. – Сиб. вопросы, 1908, № 49-52, с. 7-57.
- Общественные охоты у северных бурят (Зэгэтэ-аба – охота на росомах). – Материалы по этногр. России. Т. 1. – СПб., 1910, с. 117-154 (соавтор М. Хангалов).
- Пессимизм на бурятской почве. – Сиб. вопр., 1907, № 18 и 19.
О нём: П о п о в  И. И.   Д. А. Клеменц. Биогр. очерк. – Изв. ВСОРГО, 1916, т. 45, с. 65-77.
О б р у ч е в  В. А.   Д. А. Клеменц как исследователь Азии. – Сибирь, 1914, № 21.
М е р г е н А.   А. Д. Клеменц и сибирские инородцы. – Изв. ВСОРГО, 1916, т. 45, с. 241-256.
Л е в и н Ш. М. Дмитрий Александрович Клеменц. – М., 1929, 128 . (б-фия). БСЭ, т. 12, с. 293.
Л и п ш и ц С. Ю. Словарь, т. 4, с. 184-186 (б-фия).

257. Клеменц Елизавета Николаевна. 1853 в Красноярске – 1914 4.1 в Москве. Псевдоним Е. К. Статьи и рецензии, рассказы: Заб. новь, 1909, № 26, 29, 48, 62, 71, 118, 144, 151, 172, 205; 1910, № 742, 826; 1911, № 1196.
О ней:
Сиб. торг.-пром. ежегодник. 1914. СПб. – 1915. отд. II, с. 515-516 (портр.).

258. Клер Давид Моисеевич. Преподаватель музыки в Чите, автор статей и рецензий в местных газетах.
- Русская песня и цыганский романс. – Думы Заб., 1911, 3 95. Статьи: Заб. новь, 1910, № 1007; 1911, № 1101; 1914, № 1923, 1944; 1915, № 2149, 2177, 2178, 2180, 2280, 2347; 1916, № 2418, 2439, 2443, 2465.
О нём: Заб. новь, 1916, № 2476.

259. Клюкин Иннокентий Андрианович. 1889, 18|XII – ок. 1938. Монголовед. Доцент Восточного института во Владивостоке.
- Письма из деревни (о песнях забайкальцев). – Заб. новь, 1910, №  959

260. Ковалёв Иван Иванович. Сотрудник «Заб. нови» [1908-1921] и других местных газет. Псевдонимы «Ван», «И», «В-Н», «В». Секретарь городской управы [1911].
- Солнышко (стихи), - Заб. новь, 1908, № 87.
- Солнце играет (среди кержаков). – Думы заб., 1911, № 43.
- Предисловие (к изданию поэмы Ф. Бальдауфа «Авван и Гайро»).
Чита, 1911, с. 1-11. (подпись: И. К-в.). «Заб. новь», 1907, « 156, 157, 159, 174, 175, 177; 1908, № 79, 88, 93, 98, 104, 108, 113, 122, 129, 141, 147, 149, 159, 176, 207, 259, 174; 1909 (Жизнь г. Читы) - № 14, 62, 68, 112, 113, 122, 127, 133, 139, 145, 157, 178.
О нём: Заб. новь, 1911, № 1280.

Продолжение следует (ещё 512 образованных и культурных деятелей царской России,
исследовавших и писавших о Забайкалье, трудами которых пользовались и пользуются в бюджетных сферах).



242. Каро Фердинанд Каэтонович.
В 1889–1893 Ф.К. Каро жил и трудился в г. Нерчинске (Читинская область). Нерчинский гербарий ученого составляет основную часть его российских сборов.
После короткого пребывания на родине вновь приехал в Россию и в 1897–1902, а затем с 1910 по 1913 работал в г. Благовещенске и Зейской Пристани (Амурский край).
За время пребывания в России собрал не менее 80 тысяч образцов растений. Открыл несколько видов.
Окончательно вернулся в Польшу в 1913. Был аптекарем в Лятовицах, а в 1924–1927 – консерватором и библиотекарем Варшавского фармацевтического общества.
Умер 3 ноября 1927 в местечке Константине под Варшавой. Похоронен в Варшаве на кладбище в Повонзках (кладбище, где покоятся заслуженные деятели Польши).

247. Кашин Николай Иванович.
Родился в семье фельдшера. После окончания Рязанской гимназии поступил на медицинский факультет Московского университета, который успешно окончил. В 1851 направлен военным ведомством на службу в Восточную Сибирь. Служил лекарем 1-й бригады Забайкальского казачьего войска (станица Олочи). Здесь он занимался изучением местных болезней, флоры, диалектных особенностей речи приаргунских казаков, сбором материала по этнографии, народной медицине, статистике.
Именно в это время Кашин в 1861 описал эпидемическое заболевание суставов – уровскую болезнь (название по р. Урове в Забайкалье), которую уже вторично описал доктор Бек (болезнь Кашина–Бека[1]), изучал этиологию, патогенез, клиническую картину этого заболевания, предлагал меры борьбы с ним. Его работы по зобу в Восточной Сибири до сих пор являются единственными источниками по изучению этой эпидемии.
В 1857 переведен в Иркутск и назначен младшим ординатором военного госпиталя. В Иркутске преподавал французский язык и медицину в духовной семинарии. В 1859 впервые в городе прочел цикл из 10 лекций о медицине, причем на одной из лекций производил публичное рассечение трупа.
Защитил в 1862 докторскую диссертацию (О пузырчатых глистах, или гидатидах (НусМдез), в разных органах человеческого тела: Дис. д-ра медицины. – М., 1862) при Московском университете и получил ученую степень доктора медицины.
Н.И. Кашин написал несколько медико-топографических карт (описаний) Восточной Сибири, представляющих большой интерес в научном и историческом плане.
С 1864 до конца жизни – инспектор Восточно-Сибирского врачебного управления (Иркутск).
Один из активных участников организации Общества врачей Восточной Сибири и состоял членом ряда центральных обществ.
Н.И. Кашин много сил и энергии отдал борьбе за развитие санитарной культуры. В своих публикациях отмечал тяжелейшие условия труда горнорабочих, каторжный труд в рудниках и эксплуатацию детей. Подчеркивал, что неблагоприятные жизненные условия, антисанитария, климат могут оказывать большое влияние на здоровье и жизнь местного населения, способствовать развитию уровской болезни.
Активный деятель Восточно-Сибирского отдела РГО, автор 90 печатных работ, в основном посвященных Восточной Сибири и Забайкалью.
Награжден орденами Св. Анны 1 и 2 ст.; двумя серебряными медалями Русского географического общества за географические, этнографические и исторические работы по изучению Восточной Сибири (1860 и 1865).
Умер в Иркутске.

Сочинения Н.И. Кашина
Зоб и кретинизм в Нерчинском округе // Вестник Русского Географического Общества. – 1857. – Ч. 29. – Кн. 1
Зоб и кретинизм вне и в пределах России, в особенности в Приленской долине и по др. местностям Иркутской губернии // Протоколы Об-ва врачей Восточной Сибири. – 1868-69, 1 (отд. изд. Иркутск, 1871)
Взгляд на сельское хозяйство жителей Приаргунского края // Сельский Хозяин. – 1861. – Апрель.
Описание эндемических и других болезней, господствующих по реке Урову // Протоколы Физико-Медицинского общества при Моск. Ун-те. – 1959. – 3 января. – С. 26
Сведения о распространении зоба и кретинизма России // Моск. мед. газета. – 1861. – С. 39–51
Зоб и кретинизм вне и в пределах России в особенности в при-Ленской долине и по другим местностям Иркутской губернии. – Иркутск, 1871.
Эндемические болезни по р. Уров (1856).
Празднества и забавы приаргунцев.
Домашние средства, употребляемые жителями Приаргунского края при лечении болезней, и народные врачи приаргунцев.
Свадебные обычаи приаргунцев.

Tags: дореволюционный период, забайкалье, петряев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments