Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Categories:

Блокчейн нашего колхоза

Народа в России много, но везде и у всех всё по-своему. У нас, в Забайкалье, тоже по-своему. И служат дома, и сидят дома. Перевод – в армии служат рядом с домом, сроки наказания отбывают недалеко от дома. Воинских частей много и тюрем со времён каторги достаточно. Кстати, и отдыхают тоже дома. Лечебных мест для дикарей, санаториев и курортов, минеральных вод и грязей – тоже завались.
Вот так и живём. И вспомнил я по этому случаю о блокчейне нашего колхоза. Вот дал название и задумался – правильно? На самом деле речь пойдёт о децентрализованной валюте образца 1960-х годов, чего и в мыслях ни у кого нет, а на самом дело было. Но ведь блокчейн тоже относится к системе децентрализации денежного эквивалента. Оставим название…

Событие это отмечено даже в учебниках по экономике. В дебрях текста можно обнаружить слово «базаронка», а в самом тексте авторы удивляются товарно-денежным операциям, имевшим место на территории Ононского района Читинской области в 1960-е годы, когда в стране не хватало хлеба, и, по выражению народа по краям «была кукуруза, а в середине Никитино пузо». Видимо, народный герб, так сказать, символ жизни и состояния народа.
Поясняю – пузо Никиты Сергеевича Хрущёва, реформы которого в сельском хозяйстве приводили к удручающим обстоятельствам, когда деревня буквально голодала. Ну не могли на Крайнем Севере выращивать кукурузу, а в средней полосе России ловить минтай…
Но в колхозной столовой нашего села хлеб в те годы был бесплатным. Для всех. Заходи, садись, наливай чай, бери хлеб с подносов. Что же за система работала в колхозе, где жизнь была совершенно другой, чем в других местах?
Системой был председатель правления колхоза «Гигант» Балдан Базарович Базарон. Как я понимаю сегодня, человеком он был чрезвычайно сметливым и мудрым, интеллигентным и целеустремлённым. Это не просто слова газет времён социалистического реализма, а подлинные качества Балдана Базаровича, благодаря которым в годы денежных реформ и всеобщего упадка сельского хозяйства наше село благоденствовало, а вместе с нами – и весь район.
Балдан Базарович децентрализовал имевшийся на то время денежный эквивалент на некие талоны, которые в народе называли «базаронками». Отпечатаны они были в типографии районной газеты, где редактором работал Иван Иванович Бутин. Представьте читателей, которые каждый день читали в газете - редактор И. Бутин.
Каких номиналов были талоны не помню, слишком мал был возрастом для таких пониманий, но помню, что «базаронками» можно было отовариться даже в магазинах райпо (районной потребительской кооперации).

Колхоз наш при Балдан Базаровиче расцветал. Сегодня мне понятно, что коллективное хозяйство – это такое же акционерное общество, если убрать идеологическую составляющую, то получится идеальная структура не только для российского села, но и для всего мира.
Хотя структура, с имевшейся на то время идеологией, была настолько сильной, что сломать её в сознании человека не могут до сих пор. Возможно, это был единственный в истории человечества пример, где людей сплачивали в коллективы, в которых воспитывали человека с рождения, поэтапно, до тех пор, пока он не приобретал культурные и нравственные качества, позволяющие ему быть полезным себе и обществу. Будущее человека было гарантировано. А сейчас?
Вот уже много лет я вижу детей, которые нанимаются на работы, колют в деревнях дрова, убираются во дворах, разбирают крепкие здания колхозов на кирпичи с тем, чтобы продать их предпринимателям.
Мне трудно смотреть на них, и тогда я вспоминаю себя и колхозную столовую, где был бесплатный хлеб. И Балдана Базаровича Базарона, который правильно понял суть коллективного хозяйства и претворял эту суть в жизнь.

Балдан Базарович за децентрализацию государственной валюты тоже был осужден, но условно. Высокое начальство его ценило и даже побаивалось.
Позже я узнал, что никаких высших и наивысших образований у Балдана Базаровича не было. Помню его умные глаза и сверкающую лысину в президиумах собраний, на которые сгоняли нас, сельских ребятишек. И мне, третьекласснику 1965 года, мучительно хотелось выстрелить из резинки (рогатки на пальцах) жёванным клочком бумаги эту лысину и выяснить мучивший меня вопрос: отрикошетит ли пулька?
Спасибо, Балдан Базарович, за бесплатный хлеб и децентрализацию.

На снимках: Балдан Базарович Базарон (справа) в президиуме собрания. 1960-е годы.




Tags: блокчейн, забайкалье, колхоз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments