Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Д. Мyнх. Pax Mongolica-8

Нармай улсаа байгуулья гэж
Найртай yгээ хэлэлцсэн биш уу?

Чингисхан.

(Продолжение. Начало: Pax - Mongolica-1, Mongolica-2, Mongolica-3, Mongolica-4, Mongolica-5, Mongolica-6, Mongolica-7, Mongolica-8, Mongolica-9, Mongolica-10.)

Часть II.  Монгольская теория государства
или философия «Тэнгрианства»
(Резюме по книге Ц. Эрдэмт - «Торийн тухайт монгол онол. Туух, философи, хуулийн эш»).

Философия монгольской теории государства
Рис. 3. Торийн суварган загвар [Ц.Эрдэмт, 2018, с.110] 
(Пирамидальная модель государства)
Мөнх Тэнгэр «Вечное небо», или Мир, Законы мироздания

Философия кочевого экологизма  выражается как забота о Небесном саде, дарованным  Вечным Небом.  Мөнх Тэнгэр понимается как Природа в широком смысле – это синтез самосознания Природы (в лице человека) и её тела, Этугэн  Дэлхий.
Экологизм природный таким образом является одновременно экологией социальных отношений.  Жить по Природе звучит как жить в соответствии с высшими нравственными законами.  А так как эти законы от Неба, то кочевник не «защитник экологии»,  а Воин Неба, Тэнгэрин Заят. См. рис. 4 на стр. 59.

Рис. 4  «Тор» модель  государства
(или авторское переосмысление пирамидальной модели)
Оюн Чанар     Единые законы природы и общества      Сущее, Мировой Разум



Здесь Тор-модель из пирамиды эволюционирует в юрту, как храм, открытый Земле и Небу.
Человек – в этой «ТОР-юрте» есть «Ось» (Мон-Гол), соединяющая два мира Природы.
1) МӨНХ ТЭНГЭР, Оюн Чанар (хусэн) – интегральная сущность мира, Мировой Дух, Разум. Или говоря более рационально, это – всеобщий закон единства природы и человека, который обобщённо выражается как природность человека и человечность природы.
2) ТОР – высшая форма человеческого понимания МӨНХ  ТЭНГЭР. Представлена в различных артефактах кочевого мира, таких как Алтан Аялгу, Гэсэр, Нюуса Тобшо, Яса,  Билиг и др., а также в традициях, в кочевом быте, в самом этническом менталитете – во всем духовном наследии, психологии и сознании монголов. Это – «Big Data» цивилизации.
3) ТОР УЛС –  высшая форма общности, которая образуется в результате того, что народ строит свою жизнь по законам двух миров – Земли и Неба, и таким образом, народ существует не как «просто» народ, а как ТОР УЛС.
4) ТОР  ЗАСАГ – высшая форма политической организации ТОР УЛС, когда  народ строит по законам нравственности (ТОРу) не только свои общественные отношения, но также и отношения с природой. Его элементами являются – живая демократия и экологическое хозяйство.
5) АЙЛ БYЛ  –  семья, как первичное звено государства ТОР ЗАСАГ. Здесь имеется в виду ее функция передачи новым поколениям высших знаний, навыков государственного общения, опыта гражданской жизни.
6) УТЭГЭН  ДЭЛХИЙ – как  жизненное пространство человека (народа) это – не имя, а категория. Выражает уровни существования человека:
– место рождения народа, ПМЖ, данное ему природой. 
– этносоциум, как первичную социальную общность, которую образует языковая, культурная, духовная среда общения.
– экосистему, как неорганическое продолжение тела народа, связанного с ней множеством физических, химических, биохимических и др. процессов.
–  политическое пространство, или территорию государства.
– материальное бытие МӨНХ  ТЭНГЭР,  «небесный сад» на земле. Или этико-духовное измерение природы.
– «Чистое государство» как среду, в которой достигнуто единство политического и нравственного существования человека.
7) ХYН – человек, который идет по Небесному пути. Или это тот самый человек, который является полноценным соучастником Неба в его работе по возделыванию природы человеческой и материальной.
Рассмотрим детальнее отдельные пункты. 
А) УТЭГЭН ДЭЛХИЙ, в смысле природы, даёт АЙЛ БYЛ (семье) энергию физического существования, жизненные ресурсы.  Но этого явно недостаточно для объяснения того, почему она становится звеном ТОР ЗАСАГ и почему народ становится ТОР УЛС?  Или – почему данные элементы образуют вертикаль  ТОР-государства? Требуется ввести еще один фактор взаимодействия природы и человека. Это – то, что называется пассионарной энергией.
Народ становится носителем законов Мирового Разума, МӨНХ ТЭНГЭР,  не по какому-то наитию, чуду или его особенности.  Более убедительно звучит то, что народ становится ТОР УЛС благодаря первичной помощи Матери-природы, или – заряду природной энергии, который передаётся по пищевой, биохимической  цепочке экосистемных процессов. Народ, который живет тихо, мирно, по природе, как один из представителей фауны данной экосистемы это – популяция людей.  Народ с маленькой буквы. И вот, в экосистеме начинается некий новый виток энергетического подъёма, все процессы в ней ускоряются, обмен веществ и энергии между всеми её элементами переходит на более высокий энергетический уровень.  Все это передаётся человеку в основном через еду, а также через другие каналы взаимодействия со средой, включая прямое излучение естественной радиации земли и солнца. Это влияет на работу его генетической системы и отсюда происходит перемена в его психофизиологическом состоянии.  В свою очередь, изменение  психофизиологического состояния изменяет ритм, тип, течение процесса мышления, сознания, восприятия окружающей действительности. А изменённое состояние сознания оказывает воздействие, в первую очередь, на отношения между людьми.  Эти отношения становятся «высокими», (до этого были «приземленные»).  Народ меняется. Всё в нём меняется, что это начинают замечать соседи. Таким образом, народ превращается в «этнос», согласно теории Л. Н. Гумилева.
Сам человек слаб, чтобы единолично творить историю и влиять на состояние ландшафта.  Ему необходима помощь Природы. Это, может быть, задевает высокое самомнение человека, который считает себя «царем природы». Но глупость и тупость его тоже – как раз следствие обделенности его природой в данном смысле. Народ, который живёт в соответствии с Природой, скорее всего будет мил ей.  Она подарит ему энергию исторической – человеческой жизни.
Хотя сегодня человек по своим техническим возможностям приближается к силам природы. Но это значит, что он может теперь и сам помогать ей. Не вечно же ему быть иждивенцем.  В противном случае, надо так полагать, придёт конец и ему, и самой нашей планете.
Продолжим мысль. Получить энергию природы это – ещё не всё. Не всякий народ, к которому была благосклонна природа, оказывается благодарным. Бывает, что природный заряд не получает высшей, духовной реализации, а остаётся на уровне именно простой физиологической энергии. В таком случае, энергия расходуется не самым лучшим образом, в основном – в войнах.
Б) Человек между МӨНХ ТЭНГЭР  и  УТЭГЭН ДЭЛХИЙ воплощает в своёй собственной природе их внутреннее единство.  Более конкретно говоря, эти два мира символизируют единство человека и природы, как осознающей себя материи и «бессознательной» материи.
В чём это единство заключается?  Во-первых, природа выступает предметом, который человек использует, употребляет, допытывается.  Но, ведь, он использует всякие разные предметы природы и всякими способами – в этом он не имеет пределов биологически, то есть, как вид живого существа на нашей планете. А именно это и есть, собственно способ развития. Как вид Homo Sapiens он универсален по своим свойствам.  Этим он отличается от остальных живых существ. Это его свойство делает вещество природы, всю природу в целом неким учебником, изучая который он развивается и становится человеком. Таким образом, природа выступает человеческой сущностью. В этом – «человечность природы».
Во-вторых, природа для человека является неорганическим продолжением его тела,  человек – материальная часть природы. Но, как такая часть, он есть её самосознание.  И здесь – «природность человека». (В кавычки взяты определения Маркса).
Таким образом, человек есть подлинное единство природы и человека. Эта глубинная суть отображена в философии монгольской теории государства.
В) Некоторые связи между ТОР и ТОР УЛС,  УЛС и УТЭГЭН ДЭЛХИЙ. ТОР – Идея Неба.  ТОР УЛС – носитель Идеи Неба (народ).  Улс – народ, который уже/ещё не является таким носителем. УТЭГЭН ДЭЛХИЙ выступает фактором, провоцирующим превращение УЛС  в  ТОР УЛС.
Приходит «Осень», народ-носитель отступает от своего первоначального Пути. Когда он умирает как «этнос», когда энергия природы в нём растрачивается полностью, в нём может оставаться память.
В таком случае, исчезает ТОР УЛС.  Однако ТОР остается, поскольку оно запечатлено во внешних материальных носителях, в том же «Алтан Аялгу», например.  Остаётся в культурных традициях, даже в предрассудках.
Когда народ, Улс, получает заряд энергии от своей экосистемы, он обретает некоторый творческий потенциал, который требует своей реализации. Но природная энергия сама по себе ещё недостаточна. Народу нужно её использовать, чтобы получить шанс продолжения дальнейшего исторического развития.   А для этого уже требуется энергия иного рода. Не важно как её называть. МӨНХ ТЭНГЭР,  ТОР, ТОР УЛС – это лишь возможные варианты.  Важно же то, чтобы энергия возрождения осознавала себя таковой, и осознавала не как-нибудь, а в высоких Социальных Идеях.
Тогда, есть шанс родиться снова в лице нового «этноса».  Таким образом, явление этноса, описанное гумилевской теорией, выступает еще одним из измерений УТЭГЭН ДЭЛХИЙ.
Энергия этноса возникает естественно. Однако возможности человека приближаются к геологическим силам. Можно ли это понимать как фактор искусственного производства этноса?  Если оставаться в рамках пассионарной концепции, то человек может повлиять на свою этническую судьбу при условии, что прежний этнический процесс вполне закончился. Требуется достаточно «потрепанное» состояние народа, чтобы его субэтнические элементы сошли с пути трайбализма и сепаратизма и устремились к интеграции.  Если такое условие выполняется, то следующим сильным и вполне искусственным фактором может стать изменение традиционного хозяйственного уклада народа, как  перехода на новый уровень взаимодействия со своей экосистемой. Дополнительным моментом является то, что  экосистема, в которой народ находится на данный момент, является ему родной, то есть, что он, как прежний этнос, был рожден ею.
Г) АЙЛ БYЛ. Семья, как  структурная единица государства ТОР ЗАСАГ, выполняет свою функцию различными способами. Прежде всего она несет функцию передачи памяти поколений, тот самый этноментал, который является одним из многих воплощений Идеи ТОР. С другой стороны, воспроизводство популяции также есть передача памяти на генетическом уровне. Хозяйственное воспроизводство, воспроизводство первичной социальной, психической, эмоциональной, интеллектуальной среды существования также есть формы сохранения и продолжения идейной традиции народа.  Наконец, семья воплощает в себе единство небесного – мужского и женского – земного начал мироздания. Поэтому жилье, дом выступает  храмом, местом, где семья символизирует гармонию мира.
Продолжение следует.


Tags: Монголия, история, мир, общество, политэкономия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments