Нармай улсаа байгуулья гэж
Найртай yгээ хэлэлцсэн биш уу?
Чингисхан.
(Продолжение. Начало: Pax - Mongolica-1, Mongolica-2, Mongolica-3, Mongolica-4, Mongolica-5, Mongolica-6, Mongolica-7, Mongolica-8, Mongolica-9, Mongolica-10.)
Часть II. Монгольская теория государства
или философия «Тэнгрианства»
(Резюме по книге Ц. Эрдэмт - «Торийн тухайт монгол онол. Туух, философи, хуулийн эш»).Философия монгольской теории государстваРис. 5 ТОР – экспликация монгольской юрты.
1) Урх, отверстие купола юрты, служащее дымоходом. Символизирует Тоонто, некую метафорическую линзу, проецирующую в дом изображение МӨНХ ТЭНГЭР, и освящающую её как храм.
2) Тооно, обод, закрепляющий в единое кольцо жерди потолка (Уня), как символ ТОР ЗАСАГ.
3) Уня, потолок юрты, состоящий из множества жердин, как символ БӨӨ, то есть, людей, обладающих Знанием, и духовно соединяющих народ с властью. БӨӨ – человек - простой арат, воин, командир, шаман - любой, кто обладает знанием о сакральной стороне жизни и осуществляет его передачу.
4) Хана, стена юрты. Символизирует народ.
5) Гал, очаг дома. Символ Души (hунэhэн, сунс) дома и человека.
6) Газар, земля. Символ жизненного пространства, УТЭГЭН ДЭЛХИЙ.
7) Эзэн, хозяин дома. Он же – БӨӨ, настоятель Храма, человек, несущий Дух Неба, или одним словом, ХYН (ЧЕЛОВЕК).
Рис. 6 Квантовая интерпретация монгольского государства.
Рис. 7 Структура постиндустриального государства (общества). Система виртуальных сетей.
Элементы постиндустриального общества образуют единую политэкономическую, техникотехнологическую и экохозяйственную систему, в которой участие человека в непосредственном процессе создания конечного продукта отсутствует. Средства производства «экпроприированы» у человека машинами и роботами. Текущее управление экономикой – в «руках» АСУ производством в масштабе всего общественного производства. Стратегическое управление экономикой осуществляется системой НИИ планирования общественного хозяйства.
Роботы отнимут у человека работу – но лишь для того, чтобы «работа» стала для него самореализацией, непосредственно не связанной с обеспечением его средствами физического существования. Вернее говоря, дело, как всегда, не в вещах, а в самих людях – роботы дадут человеку лишь шанс для того, чтобы он построил такое общество. Использует ли он его?
См. рис 8 ниже:Рис. 8 Постиндустриальное государство как монгольское ТОР-государство на новой спирали своей эволюции.
Монгольскому экологизму отвечает экологизм, заложенный в самих технологиях постиндустриальной системы хозяйства. Глубокая переработка сырья, системная организация производства в масшабе всего народного хозяйства, изменение экономических целей общества – вот одни из основных предпосылок Нового будущего. До сих пор будущее у человека было «старым».Монгольский коллективизм, выраженный афоризмом – хун хуний хучинд (человеку нужен человек) возник, конечно, на ограниченной базе кочевого хозяйства, не умевшего разделять людей по экономическим интересам. Но в постиндустриальном обществе заложено дальнейшее продолжение политэкономии кочевого мира – путем высвобождения экономики из сферы материального производства.
В политическом же отношении, он пока что остается ориентиром будущего общества.Рис. 9 Сеть экополисов как матрица национальной «ТОР-сионной» системы. 1000 экополисов равномерно покрывают всю территорию страны и образуют единую инфраструктурную сеть. Каждый экополис это – звено в производственно-территориальном разделении страны и система производств, включенная в общую автоматизированную систему национального производства в целом. Отсутствует такое явление как отходы производства и коммунально-бытовые отходы.Тип расселения и жилья здесь уже не определяется традиционной экономической ролью человека в качестве рабочей силы. Он будет соответствовать новой форме экономической ценности человека, которую несет с собой Новая промышленная революция.
Очевидно, это будет сочетание сельского типа расселения с высокотехнологичными условиями жизни.
Окончание следует.