Древней монгольской историей веет от слов Онон и Токчин, и речь там звучит совсем другая, нежели современная. И нет никаких границ до океана! Это не сегодняшний Токчин, во взаимоотношениях которого с административно-территориальными делениями современности, извивается, для наблюдательного взора, едва-едва заметная, с волосинку, трещинка. Но эта неуловимая трещинка так глубока, что, вероятно, не изгладится и не сольётся с нашей современностью до тех пор, пока все мы, вместе, не перейдём в другую стадию развития.
Ведь эволюция – это бесконечная цепь промежуточных звеньев или стадий. Мы, мнящие себя крепкими своими обычаями и традициями, всегда только исчезающее, переходящее в другое качество, звено. Любая консервация или статичность – это смерть звена или тупик эволюции. Племена, роды, народы, нации, цивилизации получаются в результате миграции и смешения, непрерывного движения, а всякая локальность только тормозит и убивает развитие…
Вот какие мысли навещают меня, когда я смотрю на волны с берегов Онона, а за моей спиной шумит турбаза моего друга, за которым село Токчин.
Спасибо вам, воды Онона и виды Токчина, за свободный полёт мыслей!
Некогда здесь был колхоз «Онон». В интернете можно узнать, что Токчин находится в 70 километрах от районного центра, у реки Онон и граничит с Ононским районом. В наши дни поиск сведений о Токчине непременно приведёт к туристической базе «Юсун Туг», созданной замечательным краеведом и мастером на все руки Баиром Дулмажаповым.
История советского периода тоже обширна и, конечно, достойна книги. Революционный комитет в селе был образован осенью 1917 года, известны имена организаторов – Гомбожаб Тугулдуров, Дармабазар Пунцуков, Доржи Жигжитов, Жамбалдоржи Жамсаранов, Доди Цымпилов.
Разногласий в годы смуты было много. И не нам судить о правых и виноватых. К тому же мы не свидетели событий и не можем знать подробностей. Мы можем только вникать в тему и стараться изучить. А в памяти нашей имена людей прошлого века, когда процветали и богатели колхозы, в которых работали мы сами и наши предки. Там много токчинцев...
Конечно, богатый материал можно найти и в самом селе, в его музее, у жителей, в районном или окружном музея. Будет случай, а он обязательно будет, я побываю и в селе, и в музеях, ибо писать о селе обширный материал придётся. Сбрать сведения о жителях, всех ветеранах, фронтовиках, тружениках, истории колхоза... Такая необходимость возникает с юбилеем района, который будет в 2021 году. Придётся побывать во всех сёлах. Надеюсь, что должны сохраниться киносъёмки токчинцев, в частности, Михаила Гомбожабона...
Надо сказать, что фотографий в моём архиве очень много, собранные отовсюду, но большинство из них не подписанные. Видимо, современники относились безалаберно, ставили какие-то закорючки и потом забывали об изоборажениях. Может быть, надо размещать их на всеобщее обозрение для того, чтобы узнали? Тоже идея. Вообще, для жителей сёл округа эти материалы можно считать предварительными для создания более обширных контентов об истории и современности бурят-монгольских населённых пунктов России.
История Токчина изложена на различных сайтах, более других изобилует фактами о Токчине сайт администрации Агинского Бурятского округа, куда я отсылаю всех, кто интересуется этим вопросом. Перейти по ссылке.
Здесь же я размещаю найденные и имеющиеся фотографии Токчина, который был и останется для меня местом, где на берегах Онона я наиболее остро ощущаю дыхание веков…
(Контент составлен по заказу Эльвиры Шагдарон).
1 съезд Онон-Тунгуского хошуна. 1932 год. Здесь наверняка есть предки жителей Токчина.
Самбу Цыренов, работал председателем правления колхоза в Токчине.
Ц. Цырендоржиева, чабанка.
Дулма Банзарагшаева, чабанка. Делегат 17 съезда ВЛКСМ,
Лазер Иванович Вамбуев.
Кукурозовод колхоза "Онон" Василий Давыдов. 1961 год. Вот какую кукурузу выращивали в те годы!
Иван Ильич Чернышов.
Токчинская участковая больница. Год съёмки неизвестен.
В перевязочной Токчинской участковой больницы.
Без подписи. Подскажите!
Колхозники Токчина. 1967 год.
Школа. 1968 году.
Клуб села. 1965 год.
1968 год.
1970 год.
1978 год.
1983 год.
1992 год.
Открытие выставки Чулууна Дугаржапова.
Чулуун Дугаржапов.
Директор музея С. Б. Батомункуева.
2017 год. Баир Дулмажапов рассказывает о земле Токчина и дыхании веков.
Помощь автору и его интернет-ресурсам – помощь себе и народу! Телефон – +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223, Юmoney – 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда).
Буряад Үнэн: Мысли вслух Виктор Балдоржиева-1, Буряад Үнэн: Мысли вслух Виктор Балдоржиева-2,
Популярные записи: Свадьба и Урдо-Агинцы, Свадьба и Урдо-Агинцы-2, Догой и Догойцы, В Цокто-Хангиле, Хара-Шибирь и Хара-Шибирьцы, Ламы Восточной Сибири, Турнир Базара Ринчино, 1988, Бурятская свадьба, 1980-е, Встреча через 60 лет, Боржигантай, фото, Судунтуй, фото, Смотр худсамов, 1987, Смотр худсамов 1987-2, Узон и Узонцы, Ага-Хангил и Ага-Хангильцы, Лучники Могойтуя и Новой Зари, Нижний Цасучей в 1985 году, Таптанай и таптанайцы, 1970-1980-е в Ононском районе, Агинскому округу 40 лет, Агинскому округа 40 лет-2, Цаган-Оль и Цаганольцы, Моменты ёхора в кинохронике,