Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Categories:

Догой. Школа жизни-2

#Догой
Полный текст и фото здесь: Школа жизни-1,
Продолжение публикации 2017 года. (Данные на 2017 год). Публикации строго по оригинал-макету изданной книги - ББК 74.03 (2)
* * *

Мы пишем об этой школе,
как о среднем общеобразовательном учреждении, хотя любая школа – это школа жизни многих и многих поколений. Школа Догоя - не исключение. Школа – это исток, где начало судеб всех жителей местности.
Члены авторского коллектива повествуют о 110-летней истории Догойской школы, оказавшей сильнейшее влияние на культурный и образовательный уровень многих поколений земляков.
Материалы книги охватывают историю всего села в наиболее полном объёме.



Даширабдан Одбоевич Батожабай

Худощавый, высокий, с белоснежной сединой, смолоду выделившей его из тысячи людей, напористый и неугомонный, он по-прежнему оглушал бы нас своим раскатистым смехом, зычным, чуть хриплым голосом. Но нет его среди нас сегодня.
Беспокойный, порывистый, он жил широко и размашисто, не щадя своих сил и нервов, презирая беседы о правильном режиме жизни, о сохранении здоровья. Работал неистово, запойно. И …сгорел раньше времени, оставив тоску и печаль в сердцах родных и близких, оставив горечь в сердцах друзей, знавших о его творческих замыслах, которые, увы, остались незавершенными.
Большой и самобытный художник, поэт, прозаик, драматург, Даширабдан Батожабай ушёл в расцвете сил и мудрости, оставив людям многочисленные произведения: романы, рассказы, пьесы, которые живут сегодня своей жизнью, сохраняя в народе память о своём творце.
Странным образом уживались в нём почти детская непосредственность восприятия жизни, импульсивных реакций, наивная и безмятежно чистая доверчивость с умудренностью и эрудицией человека, прожившего большую нелёгкую жизнь, с превосходным знанием людей и цепкостью взгляда, позволявшими с одного раза ухватить суть того или иного факта, события, распознать нутро человека. Его книги, горячо любимые бурятскими читателями, переведены на многие языки. Не раз большими тиражами они издавались на русском языке в московских издательствах, и в восприятии миллионов читателей Даширабдан Батожабай был ярким художником, самобытность личности которого наложила свою неизгладимую мету на всё, что вышло из-под его пера.
Писатель-гражданин Даширабдан Батожабай во всех своих произведениях, в каком бы жанре они не были написаны и какой бы проблематике они не были посвящены, в течение всей жизни своей пел, по сути говоря, одну – единственную песню – песню о человеке труда, пробужденном к жизни и творчеству Великой революцией. «Писатель истинный – всегда в рядах строителей новой жизни, он вооружает человека крыльями мечты, вместе с ним радуется, горюет». В этих красивых словах выражено писательское кредо Даширабдана Батожабая, его постоянное стремление быть всегда с народом и помогать ему в нелёгком движении вперёд. Именно этим стремлением обусловлена большая творческая активность писателя, побуждающая его пробовать свои силы в разных жанрах, окунаться в гущу современной жизни и углубляться в историю своего народа.
Творческое наследие Даширабдана Батожабая составляют два десятка пьес, рассказы, повести, киносценарии, романы. Некоторые из них увидели свет уже после кончины автора, и все они отмечены щедростью большого таланта, горячо любящего свой народ, его историю, его поэзию, его язык, богатство которого золотыми россыпями сверкают в произведениях писателя.
Василий Найдаков,
доктор филологических наук

Судьбы связанные с Догоем
(Видные просветители)

Жалсарай Зоригтуев (1841, улус Догой-1892), главный тайша Агинской Степной Думы. По образованию учитель русского и монгольского языков, способствовал созданию школы в Догое. Он организовывал и участвовал во многих мероприятиях и работах, направленных на развитие бурят: межевание, составление карт, изготовление чертежей, отстаивание территориального единства бурят.

Буда Рабданов (1853, Уронай -1923) — бурятский просветитель, русский журналист, этнограф-востоковед, дипломат. В 1898 году Буда Рабданов сопровождал Агвана Доржиева, впервые приехавшего в Петербург в качестве посла Тибета. Буда Рабданов был представлен Э. Э. Ухтомским Николаю II.


Базар Барадийн (Барадин, литературный псевдоним Самандабадра, 16 июня 1878, Догойн Баруун Жэбхэсэн, -  1937, Ленинград) — бурятский учёный-востоковед, государственный, общественный и литературный деятель, один из создателей бурятской письменности. Первый нарком просвещения БМАССР, член Союза СП СССР (1935 г).

Чойжил-Лхама Базарон (1878, местность Эбигэлтуй (ныне с. Цокто-Хангил агинск. р-на) – 3.12.1937, г. Чита), просветитель, общественный деятель, драматург, чл. СП СССР (с 1934). В 1930 годы преподавал в Догойской школе старомонгольскую письменность и литературу.

Жигжитжаб Батоцыренов (1881, с. Чиндалей. – 1938), литературный деятель, поэт, прозаик, член СП СССР (с 1935). В Догое принимал активное участие в создании коллективного хозяйства «Шэнэ зам»  и учительствовал в школе. Хозяйству он передал свое имущество – скот, сенокосилку, конные грабли.

Лыксок Жабэ (1881, улус Догой Забайкальской области  -  1937), Первый врач Агинских бурят, организатор здравоохранения на территории Агинского бурятского округа. Учился на медицинском факультете университета города Юрьева (Дерпт).



Уржин Гармаев (1888, местность Тогоото Забайкальской области – 13. 3. 1947, Москва), генерал-лейтенант армии Маньчжоу-го. В 1918-1920 гг. работал учителем в Догойской школе.



_________________________________________________________________________

I. Начальная школа Догоя. Факты и свидетельства

В конце XIX века передовые люди своего времени жили и в Догое. В числе их – глава Сагаангутского рода Засагай Гончикжаб (Жаб гулваа), купец II гильдии, главный тайша Агинской Степной Думы Зоригтын Жалсарай, молодой глава Галзутского рода Санжин Ёнхово, шэрээтэ Дуйнхор дугана Агинского дацана великий астролог Лубсан Бальжир лама и ряд выдающихся габжи лам, которые именно в этот период изменили имя нашей местности. Если раньше наш нютаг назывался «Баруун Могойто», то теперь называется «Догой».
В период открытия школы старостой села был Цыренов Бата. В это время многие зажиточные и бедные семьи, стали отправлять своих сыновей не только в хувараки, но и в светские школы – Агинское приходское училище, Читинскую гимназию, Нерчинское училище. В обществе появилась образованная по тому времени молодёжь.
Осенью 1907 года в одном из больших деревянных домов на стойбище (зимнике) Гончикжапова Цыренжап, сына Жаб гулвы, в местности «Бэлшэрэй хушуунай үбэр» открылось «Догойское одноклассное училище» со сроком обучения 4 года. Первым учителем и заведующим стал Жалсарайн Жаргал (сын Зоригтын Жалсарай), выпускник Читинской гимназии и Читинской учительской семинарии. Преподавание велось на бурятском языке. Изучали русский язык, старомонгольское письмо, арифметику, природоведение.
Учительствовал Жаргал-багша в догойской школе с 1907 года до 1923 года. Первыми учениками школы записаны – Жамьян Барадин, Дондок Бодиев, Тумут Будуев, Бутит (Атю) Жугжинова, Дагбаева Рыгжидма.
Жаргал-багша в Агинском и Цугольском дацанах отпечатал посредством ксилографии (при помощи деревянных матриц - бар) учебные пособия – букварь, состоявший из 18 старомонгольских букв, а также другие книги для обучения и чтения. Началась учёба. Изучали природу. Очевидцы вспоминали, что в школе мастерили сёдла, сани, телеги, скульптуры животных, шили бурятские шапки, шубы, гутулы. Одна из первых учениц Дагбаева Рыгжидма вспоминала:
- Жаргал-багша урок начинал с «Тэгэншэлэн» («Дошин Шигба»). За месяц уже научилась читать. Была очень рада. Решали задачи. Всё уроки заучивали наизусть. И сейчас не забыла. Многие научились читать на тибетском языке «Доржо Жодбо» («Жезл пресечения»). Нас, девочек, было шесть. Это Жугжинова Атю (Бутит),  Гыдыпова Димид, еще три девочки и я. Мальчиков было больше, кажется, 10.Учились дети не только из Догоя, но из Жэбхэсэна и Амитхаши. Приезжали кто на лошадях, кто пешком…
Учились  Цыренжапов Кишикто, впоследствии он стал председателем колхоза, заведующим земельным отделом аймака, Бодиев Дондок, уже взрослым он работал бригадиром, Дулзунов Доржи, стал строительным бригадиром. Училось довольно много детей. Догой становился грамотным…
К 1913 году в догойской школе обучались уже около 60 учащихся из Догоя, Жэбхэсэна и Амитхаши. Дети приезжали на лошадях,даже на верблюдах, иногда приходили пешком.
В 1914 году представители догойского общества на собранные от населения деньги, купили очень большой по тем временам деревянный дом у русского богача за северным хребтом, на волах перевезли его в Догой и  и за полгода поставили на левом берегу речки «Догойки». Строили Агли Лосол, Балданов Базар, Очиров Эрдыни, Балданов Очир, Жамбалов Жалсаб и многие другие. Школа переехала в этот дом и функционировала до 1961 года.
Уважаемый в Догое человек Жаб Золтоев собрал местных столяров, кузнецов, маляров и других мастеров своего дела. До современников дошли их имена, это – Холхой Жугдуров, Тудуп и Лапан Аюрзанаевы, Нагсал Арьбадаев, Батомунко Боргоев. Были, конечно, и другие специалисты. Они смастерили парты, классную доску и прочий инвентарь.
Первым сторожем-истопником был Аюшиев Цырен. После уроков он рассказывал нам нараспев бурятские улигеры.
Ученики должны быть знать предметы наизусть, такое было правило. Продолжали изучать «Тэгэншэлэн». Жили очень дружно, учились со старанием. Рассказывали об ученых-бурятах Базаре Барадине, Цыбене Жамцарано и других. Работали новые учителя – Абушеев, Бубеев и другие. В первый класс продолжали принимать учеников. Гончик-доромбо отлил в Китае статую Лхамо-бурхан, известно, что она – сахюусан (хранительница) Догоя. Для этого люди собрали золото, серебро, латунь.
Некоторые выпускники продолжали образование в учительской семинарии Верхнеудинска, гимназии Читы. В 1920-х годах в Догое работал учителем Арьяев Ринчиндаба. Он был делегатом Всемирной конференции в Баку. Профессор, ученый Базар Барадин, разрабатывал новые учебники и учебные пособия, переводил Л. Н.Толстого, работал учителем в Догойской начальной школе. Он готовил научную основу обучения в школах Иркутской области, Бурят-Монголии и Аги. И поныне жива его методика.
Из начальной школы Догоя вышли одаренные учителя, ученые, работники народного хозяйства. Среди них немало женщин. Учителями  в Догое работали Юндунов Ешинима, Цыренжапов Цырендоржи. Жигжитов Дылык (из Цокто-Хангила), Гармаев Уржин (из Дээдэ Борзи), Жамсаранов Базар, Болотов Тагар, Цыдыпов Гонгор, Дамдинов Радна, Ванданов Анчик, Гончикжапова Лыгжима, Базаров Дамба, Дылыков Базар и многие другие.
Многие выпускники впоследствии добились научных званий и степеней. Дондобон Цыден (Һабху) – ученый, инженер-геолог. Балданов Доржи – востоковед, до 1938 г. работал в Монгольской Академии наук, награждён орденом МНР «Полярная звезда».

На фото: Абидуев Гарсай по окончании Петербургского и Берлинского университетов исследовал Западно-Европейские страны, работал в Монгольской Академии наук, привез 108 томов «Ганжуур» в Агинский дацан.
Родители учеников, население Догоя, активно помогали школе, учителям. Заготавливали дрова, строили деревянные дома для учителей. В годы Октябрьской революции и гражданской войны (1917-1920 годы) Догойская школа продолжала работать, как трудовая начальная школа.
Учитель Жалсарайн Жаргал был высокообразованным человеком своего времени, но у него было слабое здоровье (туберкулез лёгких, чахотка по старому). В начале 1920-х годов он уже не мог преподавать в школе. В это время в Догое появились выдающиеся бурятские учителя: Ананда Аюрзанайн, Жигжитжаб Батоцыренов и другие. В 1917 году Догойская школа была преобразована в Догойское 2-х классное училище сроком обучения – пять лет. Достоверно известно, что в 1920 году заведующим училища работал знаменитый Уржин Гармаев-будущий генерал-лейтенант государства Манчжоу-го. Уржин Гармаев покинул Догой в одну из ночей конца 1920 года. Об этом рассказывал Бабу Цыренов, учившийся в то время в 3-м классе Догойской школы.
Догойская школа во все времена, а в первые десятилетия ХХ века особенно, была центром культуры и просвещения. Учителя Ц. Цыбенов, Д-Б. Жигмитов, У. Гармаев, Л. Жабэ проводили беседы с населением на разные темы – естественные, исторические, педагогические, медицинские,  политические…
Лыксок Жабэ работал в Догое с 1920 года по июль 1921 года. 16 февраля 1921 года он  обращается в медицинский отдел Агинского аймачного  народного революционного комитета с просьбой о выдаче финансов Догойской амбулатории для жалованья и необходимых для процедур расходов.
Догойское 2-х классное училище одновременно с Бабу Цыреновичем в 1923 году окончил другой выдающийся педагог Бабу-Доржи Гомбоин, окончивший высшие педагогические курсы в Иркутске, потом – педагогический институт в Москве. Он долгое время работал в монгольских вузах. В 1950-ые годы он длительное время работал директором Зугалайской школы. Вместе с ним окончили школу Базаров Цырендоржи, впоследствии один из организаторов колхозного производства; Батоев Балдандоржи – один из авторов Забайкальской тонкорунной породы овец, кавалер орденов Ленина и Славы, Почётный гражданин АБАО; Цыренжапов Цыбен – чабан колхоза «Победа», кавалер многих правительственных наград и другие.
Директором училища в 1920-е годы был Уханаши-багша (в народе Лыксогой Уханаши). Настоящее имя Цыренжапов Цырендоржи, внук Засагай Гончикжапа. Также преподавал в школе в это время Цыренжапов Ринчин-Доржи, брат Уханаши-багша. Они были выпускниками Читинской мужской гимназии, как и их отец Гончикжапов Цыренжап, не принявший Советскую власть. Как классовый враг он был раскулачен в конце 1920-х годов и в числе первых был отправлен в ссылку, где по-видимому умер.
В 1929-1930 годах начался новый этап в истории Догоя и Догойской школы, как центра просвещения и культуры. Неоценимый вклад внёс в те годы Дондок-багша – Цыбенов Цыдендондок Цыбенович. Днем учил детей в школе. На  переменах Дондок-багша играл с ними. После уроков в клубе учил наших отцов и матерей в школе ликбеза (ликвидации безграмотности) вместе с Батоцыреном Жигжитжаповым, работавшим тогда председателем колхоза.
Всего себя отдавал просвещению догойцев Дондок-багша, не знал отдыха. Потом работал с нами в пионерлагере. Учились в нашей школе дети из Жэбхэсэна, Амитхаши, из ст. Седловой – Якимовы Кеша и Ванька, а также хувараки, убежавшие из дацана, двадцатилетние переростки, как Раднаев Жамсо, Базаров Гомбоцырен и многие другие.
Практически все без исключения выпускники, учителя Догойской начальной школы, в том числе и Дондок-багша достойно защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. В битве за Сталинград погибли трое сыновей Намсарая Зодбоева: Дамба и Дагбажалсан – за Сталинград, Борончу – за Москву, братья Юндуновы – Лосол и Даширабдан; братья Гомбожаповы – Аюр и Будажаб, братья Дондобоны: Будажаб – за Воронеж, Тагар – за Смоленск, Барадишириевы – Бадма и Балдан, сыновья Бородолдоевых и многие другие…  В боях за Родину сражались четверо сыновей Гончиковых – Балдандоржи, Жалсан, Жамбал, Дамдин, трое Жаргаловых – Жаб, Жамбал, Цыбенжаб, двое сыновей Цыцыктуевых – Цырендоржи и Лхама, двое Якимовых - Иннокентий и Иван, а также десятки наших земляков.
Их отцы и матери вместе со всеми земляками того времени помогали фронту в тылу: Гыдыпова Димид села за руль трактора сына, а сын Анчик погиб в бою. Батоева Мамар – трактористка, её брат Бортон погиб на фронте, учительницы Жапова Рыгжидма и Дашиева Долсон, Гомбоееа Дугарма организовали звенья комсомольцев - доярок, трактористок.
Догойская начальная школа, ее учителя воспитали поколения тружеников, образованных людей, ученых. Учёба поколений продолжается...
Такова краткая история Догойской начальной школы с 1907 по 1941 годы.


Гомбоева Дугарма Гомбоевна с учениками школы. 1930-е годы.
По материалам Л. Эрдынеева, Ц. Цырендоржиева.
Продолжение следует. Следите за обновлениями ЖЖ.

_______________________________________________________________________________

СПАСИБО не обязательно, лучше – кто сколько может. Перечислить через мобильный банк – 8 924 516 81 19, через приложение на карту 4276 7400 1903 8884 или –


Ушарбайская школа в этом журнале: Уш. школа-1, Уш. школа-2, Уш. школа-3,

Tags: #Догой, догой, догойцы, могойтуй, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment