Окончание. Начало здесь
____________________________________
События 1913 года. Примечания и сноски - в конце рассказа.
________________________________________
...На обратном пути Мархай попробовал поднять валун, тащить на сопку телегу родственников, долго сжимал березовую жердь. Валун не сдвигался, телега покатилась назад, а от жерди разболелись руки... Надо поскорее начинать поднимать теленка!
Приехал домой Мархай, вдоволь наелся бухэлера и поехал искать Хармая, чтобы поделиться с ним увиденным и услышанным.
4. Как куражился Хармай...
– И ты ни с кем не боролся? – спросил Хармай и подался вперед. Приятели столкнулись лбами и резво подпрыгнули.
– Дурак ты, Хармай! – сплюнул Мархай, отодвигаясь. – Мы ни одного телёнка не подняли. Надо телёнка поднимать, сила будет.
– Ты заморыш, Мархай! – вскричал Хармай, забыв, что он хитрый, – давай бороться, заморыш.
Взбешенный Мархай налетел на Хармая, и они закружили, топча траву. Вдруг Хармай ловко подсёк своими загнутыми гутулами сапоги Мархая. Сильный Мархай упал.
– Теперь я самый сильный! – закричал Хармай. – Всех могу победить. Меня отец тоже женить хочет, погулять отпускает.
Мархай смотрел на него и хохотал. Это же ясно, что Хармай победил его совершенно случайно!
Не мешкая, Хармай выпил жбан айрака11, съел убсун12 барана и, оседлав вороного, отправился покуражиться в степь.
Отец велел ему приторочить к седлу сорок тарбаганьих шкурок, чтобы он продал их русским. Сильный человек должен уметь жить самостоятельно и заботиться о ближних. Сильный человек никогда не унывает и не ленится!
Вот едет Хармай, радуется жизни, как резвый жеребенок, то рысью пустит коня, то галопом, песни поет. Все знают – Хармая хотят женить и отпустили погулять.

Встречные и поперечные спрашивают Хармая о здоровье отца, матери, скота и овец. Спасибо, все благополучно, вот сорок тарбаганьих шкурок надо продать. А где же хитрость Хармая? Нет, Хармай не будет продавать сорок шкурок, он будет бороться, а на кон поставит шкурки. Хармай победит и продаст восемьдесят шкурок. То-то будут рады мать с отцом! Нет, Хармай не будет продавать восемьдесят шкурок, он поставит их на кон, а потом продаст сто шестьдесят шкурок, а может быть и больше... Тысячу продаст! Хармай разбогатеет и поедет вместе с Губельманом далеко-далеко посмотреть старый дом Романовых, которому в этом году исполняется триста лет... Купец говорил, что возьмет когда-нибудь Хармая и Мархая в дорогу, в пути они будут смотреть за коровами и баранами, увидят много-много людей, у которых нет живых существ.
А у кого нет живых существ, у того холодное сердце...
Так куражился и хвастался хитрый Хармай, рассказывая о своих планах родственникам и знакомым. На девушек он не глядел, успеет ещё жениться! Ночевал у родственников и очень обрадовал их, осилив три длинных и толстых эреэлжэ.13
– Ой-ёё-ёё! У тебя не болит живот, сынок? – уставился на Хармая участливый дядя, брат его матери, когда Хармай доел все эреэлжэ и принялся за убсун. Тётя весело рассмеялась.
– У меня ничего не болит, дядя! – заявил Хармай. – Завтра мне надо быть сильным, иначе не стать мне богатым.
– Ну, тогда, конечно! – посочувствовал дядя и внимательно посмотрел на тётю.
Утром Хармай встал сильным и поехал к голубеющей полоске соснового бора. Подъехав к юртам и, заставив гарцевать вороного, чтобы все видели какой Хармай молодец, он закричал:
– Эй, люди, есть ли у вас сильные мужчины? Кто может сбороться со мной? Ставлю сорок тарбаганьих шкурок!
Ребятишки, раскрыв рты, изумленно уставились на Хармая. Собрались и загалдели старики, старухи, женщины.
– У нас нет сильных людей, хитрый Хармай, – говорили они и смеялись, отчего кураж Хармая почему-то убывал и остывал.
– Может быть ты, Барбу Жаргал, попробуешь выиграть сорок тарбаганьих шкурок у этого хитрого Хармая? Хи-хи-хи! – рассмеялась черная старуха, показывая крепкие белые зубы.
Увидев худощавого, сгорбленного, старика, Хармай даже обиделся, а потом стал хохотать. Люди собрали по юртам сорок тарбаганьих шкурок и положили их рядом со шкурками Хармая.
Образовался круг. Барбу Жаргал знал только одно русское слово, слышанное им когда-то в молодости, но выговаривал его на свой лад. И он выговорил это слово:
– Есс-ствоюмат! Доводилось и мне когда-то бороться. Попробовать что ли? Расступитесь-ка...
Он снял тэрлик, засучил рукава рубашки и принял борцовскую стойку на кривых старческих ногах. Хармай, посмеиваясь, начал небрежно подходить к нему, но вдруг мелькнула тень старика. Хармай даже не успел почувствовать сильнейший рывок, как перевернулся в воздухе и больно ударился задом о землю. В одно мгновенье старый Барбу Жаргал победил хитрого Хармая и лишил его сорока тарбаганьих шкурок, богатства, поездки в дом Романовых, прибавив ко всему еще и плеть в руках отца.
О, бурхан!
Хармай не самый сильный в степи, правильно говорил Мархай – надо теленка поднимать. Старик легко поднял его с земли и сказал, добродушно посмеиваясь:
– Не огорчайся! Ты будешь сильным. Тебе надо каждое утро поднимать тяжелый камень, таскать за оглоблю телегу, мять гужи и подниматься бегом на высокую гору... Пойдем ко мне арсу пить, это полезно, а шкурки отвези отцу. Пусть сам продаёт.
Обрадованный Хармай поплелся под смех людей за Барбу Жаргалом. Мархай пусть поднимает только телёнка, а Хармай будет ворочать камни, таскать телегу и подниматься бегом на Шахалан и станет самым сильным в степи.
Он поскакал домой с притороченными к седлу шкурками. Почти закрывая солнце, низко летели, перекликаясь, армады гусей к торейским озерам, где наивный Мархай ждал хитрого Хармая.
5. Силачи
Много людей собирается к осени в доме-трактире купца Губельмана, где работницы-бурятки готовят и подают к столам бузы, хошхоноки, эреэлжэ, убсуны, бараньи головы, арсу и айрак.
– А не помните, дядя Жаргал, как Мунхэ Мунтя боролся с медведем? – спрашивал Бухэ Сантя у Барбу Жаргала.
Пучеглазый Мархай прищурился, узкоглазый Хармай выпучил глаза. Они пододвинулись к рассказчику. Старый Барбу Жаргал рассмеялся:
– Как же не помнить! Его тогда здорово обманули злые люди. Погибнуть мог Мунхэ Мунтя. Он же дураковатый от рождения...
Собравшиеся окружили стол, за которым сидели Барбу Жаргал, Бухэ Сантя и Мархай с Хармаем. Все пригнали на станцию скот. Подошел и старик Губельман, сел, подперев щеку сухим и смуглым кулачком.
– Однажды люди сказали дураковатому Мунтя, что в лесу спит сильный человек, который оскорбляет его и хочет побороться с ним, – продолжал за старика, оглядывая собравшихся весёлыми глазами, Бухэ Сантя, они его даже в лес привели. А там - берлога, пар идет... Зимой это было. Расковырял дурак берлогу жердиной, а оттуда медведь с рёвом выскочил...
Бухэ Сантя снова оглядел слушателей и замолчал.
– Дальше! - крикнули нетерпеливые. Помолчал Бухэ Сантя, поскреб ручищей свою рыжую бороду и неожиданно закончил:
– Убил дурак медведя! Пришёл весь в крови, израненный. Сказал, что человек в лесу оказался опасным, дрался, но был слабее Барбу Жаргала. Ругался: почему не предупредили, что он левша... В чем дело? – рассказчик остановился.
Стены дома сотрясались от хохота, смеялся, утирая слезы, и старый Губельман. Когда шум затих, Бухэ Сантя положил свою большую руку на плечо старого Барбу Жаргала и гордо сказал:
– Вот дядя Жаргал. Однажды, когда я буйствовал пьяным, он свалил меня вместе с конем. Толкнул и свалил! А когда Николай-хан был еще наследником и приезжал к нам, был большой праздник. На этом празднике дядя Жаргал победил всех. Вот с кем сидим, люди!
Раскрыв рты Мархай и Хармай смотрели на старика и Бухэ Сантя. Вдруг Губельман засуетился, махнул рукой буряткам, смеявшимся в дверях кухни, и они внесли дымящиеся тэбшэ полные буз, хошхоноков и эреэлжэ.
– В год трехсотлетия царствующего дома Романовых угощаю всех бузами и бухэлером! – торжественно сказал Губельман, непроизвольно гладя обритые головые Мархая и Хармая, которые, онемев, продолжали восхищенно смотреть на старого и засмущавшегося от необычного внимания Барбу Жаргала.
_____* * *______
После трапезы вся компания отправилась по желтеющей степи, мимо огромных и пологих сопок, берегом лазурного озера, в гости к Толстому Арсалану. Весело переговаривались, пришпоривая коней, Барбу Жаргал, Бухэ Сантя, Мархай и Хармай. Вслед за ними на бричке, запряженной белозвездным гнедым, ехал старик Губельман. Озеро пенилось и шумело, кони гарцевали. Низко летели, курлыча, журавли и гуси.
Из труб юрт и сараев Толстого Арсалана шел дым, суетились на улице люди, переминались с ноги на ногу у коновязи кони. Снова, как и всегда, в степи варили бузы, бухэлер, убсуны, эреэлжэ, пенились в деревянных жбанах айрак и арса, искристо играла сэгэ.14 Ветры гнали по океанской степи волны душистых разнотравий.
Бурхан дал солнце, небо, землю, дожди... Растет трава, плодятся и жиреют овцы и скот. Довольны и сыты люди. Сила есть! Сильный человек – это добрый человек. Живи и радуйся, что родился живым существом.
Хорошо жить, никто не мешает...
________________________________________
Примечания и сноски
1. Бурхан – Бог.
2.Пять видов скота – верблюд, лошадь, корова, овца, коза.
3 Хошхонок – прямая кишка. Выбери в своей отаре жирную овцу, зарежь монгольским способом, сохраняя внутренности и кровь, отдели хошхонок, выверни аккуратно, выскобли ошметья, вымой в горячей воде. Набей хошхонок кусочками брюшного мяса с диафрагмы и подбрюшья. Вари в котле на сильном огне. Подай на деревянном блюде-тэбшэ, разрежь острым узким ножом на колбасные кусочки и ешь с диким луком-мангиром и солью, ощущая блаженство и сытость... Так поступай с прямой кишкой всех своих животных. Наевшись раз, не возомни, что это на всю жизнь!
4. Бузы – большие пельмени на пару. Выбери сочное баранье мясо, жир, мангир,. Нашинкуй все это двумя острыми ножами в фарш, добавь туда немного воды, молока, соли. Получившуюся смесь круто смешай чистыми руками. Скатай тесто в нетолстые сосиски, нарежь кусочками и раскатай. Заворачивай порции мяса в тесто. Форма буз округлая, как голова лысого, жирного, человека, на верхушке – щипки в виде завитков. Иные делают до тридцати трех завитков. Вари бузы в специальных бузоварках на пару 15-20 минут. Потом набирай бузы в блюдца сколько потребуется. Через дырочку в завитке или надкусив, высоси весь смачный сок с жиром и ешь, наслаждаясь, каждой клеткой ощущая силу и благо жизни под небом и на земле.
5. Бухэ Сантя – сильный Санька.
6. Сагаалган – новолуние, праздник Белого Месяца, новый год.
7. Тугал – теленок, бурун - бычок или телка до полутора лет. Хаширик - двухгодовалая телка или бычок. До этого возраста название пол не определяет. Гунжан или гунан - трехгодовалые корова и бык, дунжан и дунан - четырехгодовалые корова и бык.
8. Бухэлёр. Зарежь своего быка или барана. Острым ножом разделай тушу по суставам, никогда не руби топором и не ломай. Отбери много ребер, позвонков, трубчатых костей с мясом, разделай голову, отдели санки, язык. Положи все это в котел, залей водой, добавь соли, мангира. Вари на сильном огне. Подавай в деревянных блюдах. Отрезай острым ножом мясо и ешь, пей суп-шулю. Бухэлёр – сильный, цельный...
9. Как готовить желудок с кровью? Никогда не режь худого барана, дай поправиться. Зарежь жирного барана монгольским способом, возьми желудок оного, вычисти и вымой, наполни кровью, мелко нарезанным жиром, добавь молока, соли, мангира. Аккуратно вырежь тонкую палочку, замкни, проткнув палочкой, наполненный желудок у входного отверстия, оберни многажды «замок» тонкой кишкой. Опусти желудок в котел с кипящей водой. Помешивай все время дуршлагом, можешь бросить туда нарезанные сердце, печень и почки, цельный хошхонок. Вытащи, проткнув снизу, сваренный желудок ножом, потом вскрой и ешь дымящуюся кровь ложкой, остальное разрезай ножом. Пусть ликует твое тело, набирая силу...
P. S. Не торопись и не протыкай сверху, как это сделал в детстве автор, иначе горячая струя ошпарит тебя и гостей...
10. Арса - крепкий кисломолочный напиток. Подои своих коров. Отцеди молоко, дай ему прокиснуть, помешивай и взбалтывай три-четыре дня. Потом налей в котел, запечатай и прокипяти. Когда удалишь жидкость, оставшийся осадок и будет арса. Смешивай продукт с молоком или водой, пей в жаркие дни, после обильной еды, но лучше всего после тяжелой работы. Пей арсу – проживешь до старости бодрым и здоровым!
11. Айрак - кислое молоко крепости пива. Добавь в простоквашу забродившее кислое молоко, выжди три-четыре дня, потом начинай пахтать деревянной мешалкой. Когда простокваша начнет пениться и шипеть, знай – получился айрак. По мере употребления и уменьшения оного, добавляй молоко и простоквашу, дабы не остаться без напитка, но продолжай все время пахтать. Утоляй жажду айраком, радуйся крепости и терпкости жизни.
12. Убсун – баранья грудинка. Зарезав своего барана, аккуратно и точно вырежь по суставам грудинку, но не снимай с нее шкуру и шерсть, а опали их каленым добела железом до приятной желтизны и запаха жареного жира. Убсун можно зажарить на костре. Варить надо вместе с бухэлером. Ешь убсун, нарезая острым нрожом на маленькие кусочки, прочувствуй небом и желудком вкус настоящего деликатеса.
13. Эреэлжэ – самодельная колбаса из крови, мелко нарезанной печени, жира и мангира. Зарезав свою, жирную, овцу, набери в чистую посуду кровь, вынь внутренности, очисти и вымой теплой водой толстые кишки. Набей кишки смешанной с кровью кусками печени, жира и мангира, добавь соли и чеснока. Полученную колбасу завяжи сухожилиями, потом вари в котле с кипящей водой, все время помешивая. Подавай в деревянных блюдах. Ешь не скромничая, ибо пережевывать не надо, прочувствуй, как по телу разливаются сытость, блаженство и покой. Обнови свою кровь. Всё этом мире должно обновлять и радоваться!
14. Сэгэ – кумэс. Подои на рассвете своих кобылиц, отцеди молоко. Налей три литра молока в пятилитровую стеклянную посуду. Чисто вымой и отожми пятьсот граммов изюма, брось в молоко и размешай покруче. Поставь посуду в тень и выжди три-четыре дня. За это время молоко забродит и появится закваска. Достаточно пятьсот граммов закваски смешать с тремя литрами чисто подоенного и отцеженного кобыльего молока, выждать три-четыре дня для того, чтобы получился настоящий игристый кумэс.
Пей, читатель, кумэс и благодари Бурхана за данную тебе жизнь. Будь счастлив и мечтай о недостижимом, тогда все остальное станет достижимым!
P. S. Самое главное - никогда не забывай поделиться с Бурханом и ближним, без этого ты никогда не обретешь счастья и жизнь будет прожита зря...
Перепроверь мои рецепты: могу допустить ошибки. Доверься лучше настоящим бурят-монгольским кулинарам.
1998 год.
________________________________________
Даже 1 рубль - бесценная поддержка благого дела автора. СПАСИБО– кто сколько может. Перечислить через мобильный банк – 8 924 516 81 19, через приложение на карту 4276 7400 1903 8884 или –