Для нас, монголов, – это тема монгольской цивилизации, внутри которой находятся народы, именуемые сегодня бурятами, делящиеся на западных и восточных, на основные племенные союзы – хонгодоров, булагатов, эхиритов, хори, ашебагатов и множество других.
Естественно, вместе с названиями племён возникает и множество тем. Рассмотрение этих тем внутри, пусть и условных, границ этноса, а сегодня – национальных, административно-территориальных, образований всегда будет биться в узких рамках этнического мышления и никогда не найдёт выхода в общечеловеческий мир, где и возможно решение любых проблем, ибо только в общечеловеческой культуре может быть настоящее осознание принадлежности ко всему человечеству. Только там возникает надэтническое мышление, которое и может решить любые локальные темы, рассматривая их с большой высоты и исследуя явления, образы, любые мелкие детали в максимальном приближении к ним.
Всякое стремление к замыканию в локальности будет служить интересам представителей других цивилизаций, чем они всегда и пользуются, разделяя и подбадривая такие локальные образования народов и племён, которые опьяняют "национальные элиты", вскармливыемые "старшим братом".
В этой связи любой автор или исследователь становится интересным (на предмет своей пользы обществу) объёмом своего мировоззрения, которое либо отдаляет, либо приближает его этнос к общечеловеческой цивилизации. Важно обогащение этноса, а замыкание и восхваление всякой локальности, застывшей в догмах средневековья и отставшей от цивилизации, преступно, ибо ещё более обедняет этнос и закрывает потомкам все пути для развития, не выводя их из темниц и границ изменённого состояния сознания. Именно такое состояние выгодно всем, кого народ испокон веков называет кровососами. Само существование такой категории людей возможно только за счёт обмана народа и удерживания его в границах изменённого состояния сознания.
Всё сказанное выше можно считать преамбулой к большой работе, которую предстоит сделать современным монгольским авторам, думающим о развитии своей цивилизации. Труд предстоит огромный. Какой бы темы мы не казались, мы должны быть максимально честными перед собой, потомками, историей.
С этими мыслями я и занят переводами трилогии Даширабдана Батожабая, изучением темы Бальжин-хатан, историей образовательных учреждений хори-бурят и всех монголов.
Вот три темы, которыми я занят и которые будем рассматривать в ближайшее время:
1. Будучи хори-бурятом, я не могу не признать, что именно с исхода из Халхи в Ара-Халху (из Монголии, ныне район Маньчжурии АРВМ, в Забайкалье) начинается наша история, как свободных людей, получивших возможность для развития. Побег длинною в 500 километров, от берегов Аргуни до Алханая, - был побегом от рабства. (Вспомните исход евреев из Египта). Возможно, (скорее всего, именно так) с этой ступени начинается новая, поворотная в сторону общечеловеческой цивилизации, история всех монголов.
2. Настала пора также показать подлинные устремление и задачи Даширабдана Батожабая, которые затушёваны и размыты за политическими туманами прошедшего века. Перевод его трилогии решает именно такую задачу. Что мешало и мешает настоящему развитию монголов? Ответы на эти вопросы в трилогии Даширабдана Батожабая, которые не хотели и не хотят видеть многие современники.
3. Вместе с тем пора показать колоссальную работу научной и творческой интеллигенции, создававших и работавших в первых, советских, образовательных учреждений бурят-монголов, невероятными трудами рассеявших мрак невежеств, явивших нас человечеству и приведших до сегодняшнего состояния. Мы уже готовы не только духовно и научно обогащаться сами, но и обогащать мир.
Кстати, почему в ближайшее время? Даже через десять лет уже будет поздно, время стремительно и неумолимо, а угроза растворения в глобальном мире существовать будет всегда.
Темы эти будут рассматриваться и анализироваться без никакого локального отрыва, в общей связи с темами всех бурят-монголов, монгольской цивилизации и общечеловеческого развития. Тем более, что изучение огромного количества материалов, которые поступают ко мне из Республики Бурятия и Забайкальского края, ибо вхожу в разные жюри регионов, намного расширяет спектр моих возможностей и обязанностей, как представителя монгольской и русской культур.
P. S. Хотел бы добавить, что публикации всяких исследований и размышлений на разные темы, даются не с целью запоминания множества самых разных фактов и явлений, а желанием пробудить самостоятельное мышление читателя, возникновения у него интереса к данной теме, обогащения мировоззрения и дальнейшего развития, что и требуется для нормального сознания и нормальной жизни.
Ресурс работает благодаря поддержке народа. ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ ДЛЯ ВАС! Мобильный банк – 8 924 516 81 19, карта – 4276 7400 1903 8884, MIR 2202 2006 6800 1223, Юmoney – 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда)
Bitcoin:
qrk3u0d6q4nh8nsx5glr4dd3rgt85n4jn5e4446k
Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19