Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Category:

Источник гуманизма. Первое десятилетие: 1930-1940 гг. «Такими их воспитало училище...»

Светоч гуманизма-1, Светоч гуманизма-2, Светоч гуманизма-3, Светоч гуманизма-4, Светоч гуманизма-5, Светоч гуманизма-6, Светоч гуманизма-7,



Воспоминания Николая Афанасьевича Алсаева, первого завуча педучилища, написанные им в октябре 1980 года
«Вы поедете работать в Агинский педтехникум», — таково было указание народного комиссара просвещения республики. И я поехал.
Педтехннкум располагался в деревянном двухэтажном здании. Здесь наши студенты жили и учились. Было всего три группы. Не хватало учебников, тетрадей, не было текстов по литературе. Но было огромное желание учиться. Юношам и девушкам мало было уроков. Собирались после них, и я рассказывал о великой русской литературе. Читались стихи Пушкина, Маяковского, отрывки из «Войны и мира» Толстого.
Студенты наши были большими энтузиастами. В те годы буддийская церковь имела сильное влияние. Каждый четвёртый житель тогдашних агинских степей был лама. И мы выезжали в села, рассказывали, убеждали. В общем, проводили большую разъяснительную работу. Эти наши выезды сопровождались концертами. Большой успех имела постановка пьесы «Знатный внук». Посмотрев спектакль, артисты Бурятского драматического театра, находившиеся в Агинском, были удивлены. Говорили, что сыграно почти на уровне профессиональных артистов. Пьеса была переведена на бурятский язык и с успехом игралась нашими студентами в поездках по сёлам. (На снимке: Николай Афанасьевич Алсаев - учитель русского языка и литературы, первый завуч училища, работал директором, оказал огромное влияние и содействие становлению и развитию системы народного образования Агинского Бурятского округа)

В те годы было сильно физкультурное движение. И у нас в училище были свои спортсмены, физкультурники. Уже в семь часов утра все выходили на физзарядку. Бегали, ходили на лыжах, учились стрелять из винтовки. За первое место, занятое нашими стрелками на первенстве республики, помнится, мне вручили малокалиберную винтовку.
Одним из лучших спортсменов, заводилой многих добрых дел был председатель нашего профкома студент Базар Ринчино. Помню, бывало, идёт по коридору улыбчивый, высокого роста, славный такой парень. Был с характером – твёрдый, настойчивый, всегда своего добьётся. Деловым он был. Он умел так поставить дело, что можно было не беспокоиться. Мне он здорово помогал как директору училища. Пришлось мне сменить, работавшего на этой должности П. И. Малахинова. Оставив мне печать, он ушёл в армию. И остался я директорствовать. А работали со мной прекрасные педагоги Кирилл Андреевич Олзоев, Чойжилхама Базарон, Виктор Николаевич Долгополов.
В 1933 году был наш первый выпуск, потом второй. Хорошие ребята тогда окончили наше педучилище. Многие поступили в институты, продолжили учебу. Другие стали работать учителями. Трудно им было. Но они с честью справлялись со своей работой. Большинство педагогических коллективов школ состояли из наших выпускников. В этом я убедился, работая уже в районо, куда меня перевели в 1941 году.
Началась война. Наши студенты, выпускники были призваны в армию. Много было добровольцев. Ходили, просились в военкомате на фронт студенты, которые не достигли призывного возраста. Военком, помню, жаловался: «Ребята ходят, понимаете, на фронт просятся! Подростки!» Настолько были сильны патриотические чувства.
Лучшие физкультурники училища 1938 год.jpg
1938 год. Лучшие физкультурники училища.

Такими их воспитало училище. А те, кто учился, не жалели своих сил, работали, выезжали в колхозы. Все делалось для фронта, для Победы.
Многие вернулись с фронта. Вернулись раненые, с осколками в теле и  начали работать. И трудом своим умножили добрую славу педучилища. Чимитов Цыбен Чимитович, фронтовик, кавалер ордена Отечественной войны, стал уважаемым учителем, награждён орденом Октябрьской революции. Балданова Цыбжит Балдановна. проработавшая всю войну учителем, награждена орденом Ленина.
Прекрасных людей воспитало наше училище. Пришлось мне поработать под началом моего же  ученика Рыгзынова Санзая. К нему можно применить все эпитеты – интеллигентный, настырный, исключительный организатор. Он стал кандидатом наук, заведующим кафедрой Читинского пединститута. А Жугдурова Норзогма Жугдуровна — заведующая отделом обкома партии. А какой замечательный был у неё голос. Пела она прекрасно. Был у неё редкий по красоте голос — меццо-сопрано. Когда она училась в училище, все хотели ей сказать, чтобы поступала   в консерваторию.  Санданов Иван работает директором Томского научно-исследовательского института минерального сырья, Пубаев Регби – востоковед, Дугарнимаев Цырен-Анчик – литературовед. Заслуженными учителями стали Дагба Жигжитов, Мунко Будаев, Жигмит Тумунов.
Быть учителем трудно. Учитель должен знать очень много, не отставать от сегодняшнего дня. Если отстал, то ты уже не учитель. Мариэтта    Шагинян писала, что учитель должен иметь университетское образование не в смысле университетского диплома, а в смысле широты знаний. Я с этим полностью согласен. Один из основных элементов в работе учителя – это «живое слово».  Помните, Пушкин говорил: «Глаголом жги сердца людей».
Учитель    должен    быть добрым, но не добреньким, справедливым, доверять ребятам, ученику. Не обижать его, не оскорблять их чувства. Можно быть строгим, но это не значит нагрубить и накричать. Вот что я пожелал бы нынешним учителям.
Николай Алсаев,
учитель.

1941 год. Как память Н.А.Алсаеву от 2 кл. А.jpg
18 марта 1941 года. На память Николаю Афанасьевичу Алсаеву от 2 "А" класса.

______________________________________________

Итоги десятилетия
До начала Великой Отечественной войны Агинское педагогическое училище выпустило более ста учителей. Это была внушительная сила, способствующая преодолению безграмотности, началу просветительской работы, приобщению населения к цивилизационным нормам и дальнейшему развитию. Значение деятельности преподавательского состава педагогического училища и их выпускников в это десятилетия столь значимо для Забайкалья и Агинского Бурятского округа, что для соответствующих выводов потребуется большая исследовательская работа. Именно за это десятилетие население на обозначенной территории изменилось так, что сегодня представить его изначальное бытовое и бытийное состояние практически невозможно, тем более что аналогов не осталось, а комфортные музеи не могут дать таких представлений. Изучение жизни и быта отсталых народов планеты – не более чем изучение.
Выпускники педагогического училища этого десятилетия становились не только учителями школ, они возглавляли целые отрасли, руководили строительством новой жизни. Любой из них мог стать партийным, советским, хозяйственным руководителем, возглавить целое направление и достичь конкретных результатов.
Продолжение следует.






Живой Журнал работает благодаря поддержке народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! СПАСИБО – кто сколько может. мобильный банк – 8 924 516 81 19, карта – 4276 7400 1903 8884, яндекс – 5106 2180 3400 4697 или –

Tags: Агинский педагогический колледж, Алсаев, Николай Афанасьевич Алсаев, учитель русского языка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment