Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Categories:

Пока мы живы. Пролог к нашей истории. Жаворонок хинганских рек

Познавательная история бурят. Хори-буряты.

Начало нашей познавательной истории хори-бурят мы назовём "Жаворонок хинганских рек". Мы должны услышать песни, которые пели наши предки, покидая свои кочевья, уходя от погони и стремясь найти благополучные места для спокойной жизни.

Монгольские народы, в частности бурят-монголы, много веков проживают в границах своего обширного культурно-исторического ареала, но очень мало знают о своей подлинной, конкретной, истории. У нас нет даже зачатков знаний об источниковедении, не говоря об исторических источниках, которыми мы не обладаем и, видимо, не могли обладать. Но эти источники должны сохраниться в тех или иных видах (значениях) в истории народов Азии, например, в Китае. Нам нужно  знать реальную историю, а не выдумки того или иного автора. Художественное воображение, каким бы оно ни было талантливым и живописующим, всё равно отсебятина и ничего общего с реальностью не имеет. Удовлетворение тщеславия одного автора зачастую оборачивается катастрофическим и длительным вредом для всего общества. "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся..." (Ф. И. Тютчев).
А когда историю пишут служители действующего режима, с целью оправдать режим, то история, по выражению современных блогеров, превращается в политику, опрокинутую в прошлое...
Вместе с тем, проживание в границах своего исторического ареала, пусть и разделённых современными границами государств, облегчает задачу изучения исторических передвижений наших племён и родов в географическом пространстве.

У дороги Краснокаменск - Кайластуй. Впереди, у подножий синеющих гор Хингана, протекает Аргунь, за ней северо-восток Автономного района Внутренняя Монголия, историческое название - Барга-Монголия, китайский район Хулун-Буир. Там и русское Трехречье, и бурятский Шэнэхэн, и три хошуна баргутов.
Именно в этом месте в конце XVI или в начале XVII века (разница в источниках 10-15 лет) перешли реку и двинулись вглубь Восточного Забайкалья хори-буряты. Отсюда, между сопками и горами, идёт ложбина или падь (хүнды) до Кондуйского городища (Кондуй - хүнды), расстояние около 140 километров. Множество людей с домашними животными могли двигаться только по таким ложбинам и долинам. Маршруты современников пролегают по тем же местам, по которым когда-то двигались их предки. Координаты указаны в летописях, преданиях, песнях (Хинган голой булжуухай - Жаворонок хинганских рек) и, возможно, других источниках.
Здесь граница, снимать с дрона опасно, могут задержать и арестовать не только оператора, но и оборудование...





Жаворонок Хинганских рек
(Мой перевод, сделанный в процессе исполнения моей родственницей в 1993 году)

Для жаворонка хинганских рек
Опасность таит волосок.
Как ни осторожен человек,
Но всегда непредвиден рок...

Для жаворонка Аргунь-реки
В травинке таится беда.
Когда мы безмятежно легки
Неожиданна смерть всегда...

Для жаворонка Онон-реки
Может ветка ошибкой стать.
Много раз ошибаемся мы -
Много горя не миновать...

Для жаворонка и малых рек
Листья могут смерть затаить.
Остерегаясь, живем весь век,
И не знаем – сколько нам жить.

______________________________________

С другой стороны задача усложняется тем, что за последние десятилетия в нашем народе появились десятки, если не сотни, исследователей, интерпретирующих нашу историю, не выходя из кабинетов и за границу умозрения российского образования и науки, которые в значительной степени сужают, если не ослепляют, видение человека и отравляют его сознание, ибо они – порождение образования и наук империи со всеми вытекающими последствиями.

Любая империя «рассматривает» человеческую цивилизацию внутри себя, хотя сама является только частичкой этой самой цивилизации. Не обязательно быть рабом империи, ведь это всегда фашизм, делающий невозможным развитие когнитивных возможностей своих подданых, отупляя их чувства. (Отсутствие морали и боли по отношению к не своим – это первый признак фашизма). Надо быть – свободным человеком цивилизации и рассматривать все явления, в том числе империю, внутри цивилизации. (Чужая боль – своя боль).

Оставим на время нашу историю периода монгольской империи, распад которой рассеял осколки народов по миру, дав им иные направления и возможности для развития. (Всякий кризис – благо). Нам важно иметь реальные представления о своём недавнем прошлом и возможном будущем. Тем более, что о своём месте в монгольской империи мы, пока, можем только догадывать, предполагать, воображать. Таковы же наши предположения о нашей истории 400-500-летней давности. Но тут мы имеем некоторые источники и предания.

Образно говоря, бурят-монголы не могли обогнуть планету и войти в другие империи и цивилизации с какой-либо иной стороны, чем та, которая была определена историей, например со стороны юго-запада или других континентов, наш исторический путь пролёг именно в российскую империю, что было для наших племён и родов благом, давшим возможности иного развития, общаясь с народами не азиатского мира в течение четырёх веков, и, несмотря на все отрицательные моменты такого взаимодействия, стать своеобразным симбиозом Востока и Запада. Возможно, именно такое сочетание наше самое ценное приобретение за последние четыре века...

В отличие от других народов, особенно народов, граничащих с Европой, мы должны быть благодарны нашей империи за всё положительное, что мы обрели за период пребывания в ней. Более того, если вспомним о своей монгольской истории, мы одни из многих авторов создания нашей империи и, естественно, участники всех событий как внутри, так и далеко за пределами её границ. Империя всегда приходит вынуждено или незвано. Но всякий участник – носитель сложившегося за века мировоззрения своей среды обитания, облагораживающего или отравляющего пространство, в котором он проживает или куда пришёл.
Каково это мировоззрение более всего видно на качестве социальных услуг или условий проживания, получаемых от империи взамен налогов. Более всего это мировоззрение видно на потомках и в потомках, их содержании и форме. На каком языке они говорят?  Вглядитесь и прислушайтесь. Современная реальность – это всегда то, во что или в кого человек превратился, особенно, если он помещён, как мы, между жерновами двух империй.

Империя никогда и никого не отпускает добровольно, но в современной ситуациии уйти из неё можно всегда, ибо времена уже другие, внешние факторы не так существенны и, в первую очередь, империя находится в головах. Этим она и крепка. Но XXI век далёк от Средневековья. Один результат в разные времена невозможен. Мы не можем уйти территориально или проститься с прошлым ожесточённо и кроваво, как пытаются это сделать народы, рвущиеся в Европу, что закономерно.
Мы можем проститься с нашей империей, если кто-то считает это необходимым, ментально. Это единственный, и, думаю, правильный, путь для нашего дальнейшего развития в современном цивилизованном мире. (Россия может сохраниться территориально только таким путём).

Для такого прощания мы должны знать нашу реальную историю, увидеть наши географические передвижения, приведшие нас к имеющемуся уровню развития. Кем были, какими стали, какими можем стать? Уходить в люди надо с багажом - приобретённым, но более всего со своим, исконным, тем, что идентифицирует тебя. Манкуртов нигде не воспринимают...
Надо успеть узнать и закрепить свою историю, пока в нашем народе были и есть деятели, сохраняющие такие знания, озабоченные тем, чтобы эти знания не исчезли во мгле времени, оставив нас в неведении и в невежестве.
Успеть. Пока мы живы.

Именно эти люди, вопреки большинству, пребывающему в туманах имперских мифологий, пытались и пытаются донести до потомков реальную картину прошлых событий, изучая направления, совершая самостоятельные экспедиции, привлекая своих детей, друзей, родственников. В основном, это представители довоенного поколения, развившие сильнейший национальный, житейский, ум (боро ухаан), овладевшие грамотой и методикой логического, европейского, мышления в 1920-1930 годах и прозревшие возможности безрадостного будущего своего народа вплоть до его полного исчезнования.

Не будучи филологами, не обладая филигранной грамотностью, имея по образованию далёкие от краеведения роды деятельности, они страстно изучали свою историю, писали бегло, разговорным языком, изучали в меру своего развития и образования, бытовавшие в их времени и распоряжении исторические документы, но всегда имели своё видение, ибо были не кабинетными имперскими «образованцами», а жителями территорий, на которых и происходили исторические события их народа. Они ясно, исходя из преданий и летописей, видели в географическим пространстве передвижения и события своего народа, дополняя своё видение выводами учёных-востоковедов. (Вспомните своих грамотных дедов и отцов, которые сквозь толстые линзы очков читали периодику и книги, подчёркивая заинтересовавшие их места карандашом или делая пометки на полях).

Одним из таких деятелей был Базар-Гуро Цынгуев, помогала ему в исследованиях его невестка Лхамажаб Цынгуева. По словам моих знакомых, ещё совсем недавно Базар-Гуро Цынгуев будоражил жителей посёлка Агинское, призывая изучать реальный путь, приведший роды хори-бурят на просторы Ара-Халхи, то есть Забайкалья. Он искал и не находил в округе единомышленников, что, вероятно, его не удручало. Должно было прийти время. Оно пришло: я перевожу их труд на русский язык и готовлю книгу, авторами которой будут Б-Г. и Л. Цынгуевы, данный материал – черновой вариант предисловия к этой книге.

Базар-Гуро и Лхамажаб Цынгуевых интересовали реальные, а не мифические, образы Дай Хунтайджи и Бальжин-хатан, подданными которых были хори-буряты.
Естественно, будучи уроженцами и жителями Агинского Бурятского округа, они побывали на местах, куда в своё время приходили Бальжин-хатан и её подданные, то есть наши предки. Цынгуевы понимали, что изучают места конечного прибытия своих предков, а потому мечтали доехать до берегов Аргуни, через которую некогда переправились хори-буряты, ведомые Дай Хунтайджи и Бальжин-хатан, то есть до начала этого направления к свободе.

Народные исследователи Базар-Гуро Цынгуев и Лхамажаб Цынгуевы ушли из жизни по разным причинам в разные годы, так и не успев исполнить свою мечту. Осталась их рукопись на бурятском языке, написанная, как я заметил выше, разговорным языком, что не умаляет её значение, напротив – подвигает к изучению и продолжению.
С этой целью я отправился на берега Аргуни, в Кондуйское городище, соблюдая маршрут в точном соответствии с летописями хоринских бурят. Я бывал здесь много раз. Сквозь пелену августовского дождя видел образы многих своих сородичей, а также Базар-Гуро и Лхамажаб Цынгуевых, мечтавших описать эти же места, убедиться в правильности своих предположений.

Сквозь шум дождя, бьющей в стёкла автомобиля, я думал о том, что многие народы знают свою историю с древнейших времён (за много веков до нашей эры!), но бурят-монголы блуждают, выдумывая о себе небылицы в городах и кабинетах, на отрезке времени в каких-то 400-500 и более лет, превращая овчинные шубы в пеньюары из газовой ткани, а кровь и ужас войн в праздничные развлечения и сказки. Какое должно быть мировоззрение у людей, не имеющих своей истории?
Чаше всего такие персонажи бездумно повторяют чужие слова и мысли, находясь в плену средневековых предрассудков, одновременно с этим обожая лабутены, стринги и лексикон Эллочки-людоедки. Знание своей истории и своего языка на уровне культурного, цивилизованного человека, имеющего своё мнение и умеющего ясно излагать собственные мысли жизненно необходимо обществу, не только для развития и сохранения народа, но и как противоядие против имперского мировоззрения, проникающего во все поры организма, Кстати, хорошее знание языка и культуры имперской среды - тоже сильнейшее противоядие и защита собственной идентичности.

Базар-Гуро и Лхамажаб Цынгуевы чувствовали, видели реальную картину и хотели показать её всем нам. Работа их называется «Эхэ нютагынь монгол орон, эсэгын басаган Бальжан-хатан». Краткий перевод, включающий для хори-бурятского менталитета много значений, «Дочь Отчизны». Авторы - Б-Г. и Л. Цынгуевы.
Будучи народными исследователями, Цынгуевы понимали, что пройдёт совсем немного времени и картины эти растворятся во мгле веков. Остаётся совсем немного. Надо успеть. Ведь мы всё ещё слышим песню жаворонка хинганских рек.
Надо успеть. Пока мы живы…

Продолжение истории следует.


На Кондуйском городище. Богатейший разнотравьем бурятский край - Урулюнгуй. Дойдя от подножий Хингана и берегов Аргуни до Кондуйского городища и прожив там несколько лет, хори-буряты под давлением обстоятельств (погоня войск Бубэй бэйли-хана, нападения местных племён) углубились в просторы Забайкалья, вплоть до Байкала, соединились с другими бурятскими племенами, размножились, расселились во многих местах. Это большая и очень нужная нашим потомкам история.
Мы - в ожидании запущенного для съёмок дрона. Слева направо: Виктор Балдоржиев, Баир Дугаржапов, Эрдэм Бадмаев.


В группу, кроме меня входили: мой друг, оператор и водитель Баир Дугаржапов и мой сын Эрдэм Бадмаев, проживающий в Краснокаменске. Подробные съёмки в хорошем формате и разрешении с дрона будут выставлены позже в моём блоге и на ютуб.
P. S. Ищу в формате PDF летопись о Бальжин-хатан на русском и бурятском языках, один из авторов мой родственник, проживавший в Шэнэхэне Ц. Абида. У кого есть – откликнитесь.




Ресурс работает благодаря поддержке народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ ДЛЯ ВАС! Мобильный банк – 8 924 516 81 19, карта – 4276 7400 1903 8884, яндекс-карта – 5106 2180 3400 4697

Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19



Только для периодики, изданий и СМИ, с которыми автор имеет соглашение о возможности публикаций его произведений.
Tags: Базар-Гуро Цынгуев, Кондуйское городище, Лхамажаб Цынгуева, история хори-бурят
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments