Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Categories:

Пока мы живы. Факты, которые мы имеем. Исход из Монголии

Пока мы живы-1,

Познавательная история бурят. Хори-буряты.

Начало нашей познавательной истории мы назвали "Жаворонок хинганских рек". Услышали ли мы его на пути по ложбинам и впадинами к остаткам Кондуйского городища, думая, что именно этим путём следовали наши предки в 1594 году?

Надо полагать, что за десятилетия существования бурят-монгольских
государственных территориальных образований в составе России потрачено (это именно траты) значительное количество финансов, отпущенных на изучение и издание материалов об истории бурят-монголов. Утверждение о том, что история бурят-монголов всё ещё не написана, вызовет много споров и возмущений: автор каждого материала об истории бурят-монголов заявит о своём праве на эту тему. И тут выяснится, что авторов, действительно, много, но истории бурят-монголов, действительно, нет, но есть, как и раньше, бесконечные споры на эту тему, умножение изданий, дискуссий и различных мероприятий. Всё это вызывает недоумение нормального человека и ставит перед ним много разных вопросов об истории страны вообще.



Мы же остаёмся в сослагательном наклонении, в каковом в данный период находится вся наша империя, и задаём себе вопросы такого же характера. Может быть, общественная мысль бурят-монголов, находясь внутри имперского мышления и не имея никакого другого, ещё не преодолела своды и стены собственного, этнического, мышления и бессильно бьётся в границах и объёмах этих ограничений? Но даже выйдя их них, этническая мысль окажется в следующей тюрьме, именуемой имперским мышлением, где действует логика – только выгода правящей среды, а не развития каждого человека. Может быть, такое мышление характерно для всех народов России, особенно, доминирующего, русского народа. Отсюда и все истории, которые мы имеем и которые имеют нас. Кому бы и как бы такое утверждение не было обидно, но другого объяснения трудно найти.

В разных источниках утверждают, что бурят-монголы – единственный народ Сибири, который обладает собственными историческими письменными памятниками. Цель такого утверждения неизвестна, но оно не даёт повода для возвышения бурят-монголов в собственных глазах, ибо мы не знаем ни собственной истории, ни истории остальных народов Сибири, России. Откуда же тогда нам знать мировую историю?
Более того, мы очень плохо, а некоторые и совсем, не знают текстов имеющихся собственных исторических письменных памятников. К тому же подлинники их на старомонгольском языке, возможно, настоящие оригиналы – на китайском языке, что для нашего общества вообще тёмный лес, который видят и различают пока единицы.
С 1990-х годов народу представлены переводы бурятских летописей на русский язык, которые, кстати, были сделаны значительно раньше. Личности переводчиков и знатоков монгольских языков со всеми их диалектами – отдельная тема, и я к ним обязательно вернусь и посвящу большой материал.

Надо сказать, что эти переводы именно представлены. Сами себе и другим о себе мы ничего не представили, хотя историю бурят-монголов отдельные люди изучали и в советскую эпоху нашей истории. Но только в постсоветский период началось интенсивное изучение старомонгольских источников, появились их многочисленные интерпретации, последовали научные работы, полемики. Но реальной истории всё ещё нет, появление её в ближайшее время не представляется возможным.
По этой причине общество продолжает довольствоваться мифами и легендами, которые множатся чуть ли не день за днём, при том, что имеются переводы на русский язык целого ряда бурятских летописей, авторы которых описали конкретные исторические события. Почему же не изучают их, тем более, что у них небольшие объёмы, от 6 до 40 страниц в лучшем случае? Скорее всего, чтение их представляет для современного читателя большую трудность. Но ведь это можно исправить.

В представленных летописях авторы использовали различные исторические источники, имевшиеся на тот период. Это были тибетские, монгольские, частью китайские, иногда бурятские сочинения, бытовавшие как устно, так и письменно в различных жанрах. Путевые дневники, буддийская литература дацанов, записки историков, сочинения фольклорного характера. Они могли храниться в канцеляриях различных ведомств, собираться в делах степных дум и управ, в дацанах, в архивах состоятельных людей, духовенства, их могли пересказывать сказители, мастера словесного искусства из народа. Естественно, что авторы летописей были наблюдательными и талантливыми людьми, описывали свои наблюдения, записывали устные предания, некоторые факты интерпретировали на свой лад.
Все эти источники, как и всякий документ, сохраняли время, историю, которую следовало бы подвергать различным, логическим, методам аналитики и изучения.
К сожалению, очень много архивных материалов потеряны во времени и не дошли до современников. Вот почему летописи бурят-монголов представляют ценнейшие документы, сведения из которых должны стать материалами исторических изданий, созданных людьми, обладающими над этническим, вне имперским, сознанием для бурят-монгольского народа как во всемирной сети, так и в бумажных вариантах. В любом другом случае эти издания станут очередным серо-буро-малиновым историческим месивом, мешающим нормальному восприятию своей истории и задерживающим развитие потомков.

До появления настоящих учебных пособий по истории бурят-монголов следовало бы изучать тексты бурятских летописей, предварительно разбив каждую из них на отдельные абзацы в хронологическом порядке для более лучшего понимания современников.

Одна из первых бурятских летописей «Бальжан-хатан тухай туужа домог» или «Предание о Бальжин-хатан», в которой, кстати, уже сокрыты множество вопросов для современников, изучающих эту тему.
К работе Б-Г. и Л. Цынгуевых о Бальжин-хатан мы ещё вернёмся и обязательно её закончим, но предварительно нам нужно обогатиться другими материалами по теме и обозначить хронологический порядок.
Летописи и сохранившиеся предание - это наши исторические факты, которые надо анализировать, сопоставить с высоты и знаний нашего времени с другими фактами. И написать познавательную историю в надежде, что последующие за нами авторы создадут настоящие учебники истории для подрастающих поколений.


Лучшей летописью по содержанию и стилю считается «Хориин ба Агын буряадуудай урда сагай туухэ» (Прошлая история хоринских и агинских бурят) Тугэлдура Тобоева. Возьмём его текст за основу.
С этой летописи и следовало бы начать изучение собственной истории бурят-монголам Восточного Забайкалья, обращая особое внимание на хронологию и конкретные исторические событие. Более всего это нужно сделать для молодёжи и всех потомков хори-бурят. Без "расшифровки" хроники Тугулдура Тобоева или Вандана Юмсунова современный бурят-монгол не будет иметь представления о своей реальной истории, тем более - о Бальжин-хатан. Что ж, попробуем "расшифровать"...
По ходу повествования после каждого абзаца будем раскрывать сноски, которые, видимо, и представляют трудность для современников, а также делать выводы. Итак.




Хроника Тугулдура Тобоева. 1863 г.
О том, как в прошлом образовались хоринские и агинские буряты.

Перевод Н. Н. Поппе. 1940 год

«Они отделились от монгольского народа, находящегося в ведении богдо хана1 великой и высочайшей дайцинской династии,2 и подчинились власти его величества государя императора, самодержца российского».

Объяснение сносок первого абзаца:

1. Богдо-хан – китайский император. Дайцинская династия правила с 1644 по 1911 год.
2. Хоридай мэргэн может быть отождествлён с одним из легендарных предков монголов – с Хорилартай мэргэном «Сокровенного сказания» (см. Арх. Палладий. Старинное монгольское сказание о Чингисхане. Труды членов Российской духовной миссии в Пекине, IV. СПБ. 1866, стр. 24).

Выводы: хори-буряты, как и их владельцы – монгольские ханы и князья, находились во владении китайского императора. Географически – на территории современного Автономного района Внутренняя Монголия за рекой Аргунь. Эти координаты возникнут позже по ходу повествования.

Абзац о мифическом возникновении одиннадцати хоринских родов, который широко известен, пропускаем. Кстати, не забудем, что в этом абзаце тоже упоминается о монгольском происхождении хори-бурят. «После этого…»

«… по прошествии многих поколений, монгольский Алтан хан3 пригласил в двенадцатый год земли-зайца десятого рабджуна из западной снежной Тибетской страны всеведующего далай ламу Соднам Джамцо в Монголию4. Далай лама указал своим перстом на реку Улан Мурен, заставил эту реку течь вверх и явил чудесные знамения: собрание и укрощение находившихся в Монголии тэнгриев, драконов, шимнусов и онгонов в виде существ о верблюжьих, конских, овечьих, бычачьих, кошачьих, ястребиных и волчьих головах; явление святейшества далай ламы некоторым людям в образе Хоншим бодисатвы; появление на камне, на который ступил служивший ему для езды конь, шести слогов, и прочее5.
И приблизительно после того времени, когда он устроил в благоверии монгольского хана, нойонов и всех прочих людей и распространил веру будды, определил и установил десять добродетельных законов учения, в то время, когда в Баргу-Монгольской стране за Дай хон тайжи, сына солонгутского Бубэй батур бэйлэ хана, была выдана замуж Бальжин хатун, люди этих одиннадцати родов хоринских были отданы в качестве «инжи»6. После этого они стали «албату» Дай хон тайжи».

Объяснение сносок приведённого абзаца:

3 Алтан хан тумэтский, согласно Саган Сэцэну, родился в 1606 г. и умер в 1688 г. (I. J. Schmidt. Geschichte der Ost-Mongolen und ihres Fuerstenhauses, verfasst von Ssanang Ssetzen Chunglaidschi der Ordus. St. Petersb., 1829, стр. 205, 247). Согласно Вл. Л. Котвичу, Алтан хан правил с 1532 по 1585 г. (Краткий обзор истории и современного положения Монголии. СПб., 1914, стр. 8).
4. Приглашение далай ламе (***) было сделано Алтан ханом, согласно Саган Сэцэну, в 1576г., в год мыши, а первая встреча с далай ламой посланных, ему навстречу представителей монгольской знати состоялась в год быка, т. е. в 1577 г., у р. Улан Мурен. Легенда о чудесах совпадает с тем, что говорит Саган Сэцэн, напр., легенда о том, что далай лама заставил реку течь в обратную сторону (Schmidt, цит. соч., стр. 227).
5. Упоминаемые шесть слогов представляют собою формулу поклонения ом-ма-ни-пад-ме-хум.
6. Одиннадцать родов хоринских были отданы, стало быть, в качестве «инжи», когда Бальжин вышла замуж за Дай хон тайжи. Термин “инжи" имеет в разные периоды разное значение: 1) так назывались уделы царевичей (Б. Я. Владимирцов. Общественный строй монголов. Л., 1934, стр. 100, прим. 3); 2) подданные, отдававшиеся в качестве приданого за дочерьми феодалов (там же, стр. 163, прим. 11). Здесь “инжи" имеет второе значение, ибо этим термином названы те албату (подданные), которые были даны в качестве приданого за Бальжин.

Выводы: Хронологии бурятских летописей отличаются незначительно. Разницы в 5-10-15 лет, не более. Если Тугулдур Тобоев не указывает конкретную дату выдачи замуж Бальжин-хатан, то в одной из летописи указано, что это событие произошло в 1576 году, в год прибытия далай-ламы. Следовательно, Бальжин-хатан родилась в середине XVI столетия или, примерно, в 1550-х годах.

Далее опустим известные места о ссоре второй жены Бубэй бэйли-хана и Бальжин-хатан, а также неясные свидетельства о самом Бубэй бэйли-хане и его сыне Дай Хунтайджи. Заметим только, что приставка «бэйли» в китайском статусе о рангах означает князя (ниже «вана»), крупного феодала, а слово «хунтайджа» в разных источниках объяснено, как чингисид по крови, которых запрещено убивать. Ни один автор ни в прошлом, ни в наше время, точно не указывает происхождение самой Бальжин-хатан, называя её дочерью то Алтан-хана, то Лыгден-хана, то богатых монгольских князей или хори-бурят.
В данном случае нас интересуют только хронология и географические маршруты.
Далее Туглдур Тобоев пишет:

«…Тогда Дай хон тайжи взял Бальжин хатун и свой народ одиннадцати родов хоринских и перекочевал побегом около 1594 года по русскому летосчислению в направлении между севером и западом.
Он переправился черев реку Ургунэ, достиг реки Улирэнгэ
7 и расположился, приведя в порядок пришедший в ветхое состояние город, воздвигнутый на впадавшей в неё речке в прежнее неведомое время из камня и кирпича. Та местность называлась Хуандай8».

Объяснение сносок приведённых абзацев:

7. Река Ургунэ — Аргунь. Река Улирэнгэ на картах называется Урулюнгуй. Впадает в Аргунь.
8. Хуандай является бурят-монгольским названием известных развалин Кондуйского городка.

Выводы. Тут выдвигается первенство Дай Хунтайджи, а не Бальжин-хатан. Ведь он муж, глава семьи, чингисид, владелец обширных территорий "...взял Бальжин-хатун и свой народ одиннадцати родов хоринских и перекочевал..." Следовательно, владельцами хори-бурят были монгольские князья различных происхождений (Бубэй бэйли и его сын Дай Хунтайджи солонгосы, которые каким-то образом имеют корейское происхождение). Дай Хунтайджи и Бальжин-хатан со своими поддаными переправились именно через реку Аргунь и прибыли в Кондуйское городище, преодолев примерно 150 километров по ложбинам, долинам и падям (хүнды) между сопками и горами.
Произошло это, согласнго Тугулдуру Тобоеву, около 1594 года. Значит, Бальжин-хатан и её супругу было уже за 40 лет. Заметим, что они привели в порядок "пришедший в ветхое состояние город". Значит, в конце 1590-х годов Кондуйское городище было ещё целы, но "пришедший в ветхое состояние".

Далее Тугулдур Тобоев пишет:

«Впоследствии, однажды, явились русские, расположились там и выстроили из кирпичей развалин того, что прежде было воздвигнуто как город, – церковь. Она продолжает существовать доныне».

Событие это, конечно, произошло значительно позже. Село Кондуй образовано в 1773 году, то есть примерно через 179 лет после прибытия хори-бурят в Кондуйское городище. Церковь в селе Кондуй была построена в 1806 году. Слово Кондуй и все производные от него, конечно, означают «падь», «ложбина», по-бурятски – хүнды.

Итоги поста

Напомню, что все бурятские исторические летописи примерно одинаковы по стилю, разница в хронологии и даже географии между ними незначительная. Разница в содержании, видимо, зависит от места проживания и образования летописцев.
Тексты летописей охватывают период около 300 лет: со второй половины 1500 годов до второй половины 1800 годов. В основном это доступные уровню социального статуса и образования летописцев сведения, интерпретированные ими в объёме своего мировоззрения. До этого времени об истории хори-бурят ничего не известно, остаются только предположения и художественное воображения, хотя на эту тему есть некоторые исследования. Современные авторы также внесли свой «вклад» в нашу историю, попытавшись силой своего художественного воображения представить 300-летний период, уже описанный авторами бурятских летописей. Но воображение – не фактический материал, нормальным сознанием не воспринимается за реальную историю.
Авторы бурятских летописей жили около 100-150 лет тому назад, следовательно, свою историю знали или предполагали значительно лучше нас. За основу мы взяли «Хронику хоринских бурят» Тугулдура Тобоева в переводе Николая Николаевича Поппе 1940 года.
Итак, за этот короткий пост мы поверхностно ознакомились с 50 годами нашей истории. Если, следуя хронике, предположить, что Бальжин-хатан родилась в 1550 годах, а Дай Хунтайджи, взяв её и подданых ему 11 хоринских родов, перекочевал до Кондуйского городища в 1594 году. Другие летописцы утверждают, что это событие произошло в 1603 или в 1607 годах.
Следовательно, до этого времени наши предки жили за Аргунью, напротив современных сёл Приаргунского, Краснокаменского и, возможно, Забайкальского районов.
Но то, что к 1594 году они жили напротив сёл Богдановка, Капцегайтуй, Кайластуй, Среднеаргунск, очевидно. Там, как известно, китайская провинция Хайлунцзянь, округ Хулун-Буир. Для нас - Барга-Монголия. Барга. Но баргуты появились в Трехречье только в 1670-х годах или позже, а наши предки жили там значительно раньше.

Народ 11 хоринских родов переправился через Аргунь напротив Капцегайтуйя и Кайластуя, откуда и начинается широкая ложбина, переходящая местами в долину, до Кондуйского городища и Улюрунгуя, где они остановились и прожили несколько лет.
Кстати, хори-буряты переходили через Аргунь даже в советский период нашей истории, некоторые из них известны, а некоторые до сего дня живут в районах Приаргунья на российской стороне. Но они уже относились к другим группам мигрирующих бурятских групп более позднего периода.

Назовём этот период – «Исход из Монголии». Такой исход стал возможен с распадом Монгольской Империи. С высоты времени мы видим, что это был побег от рабства. Время 1594-1600 годы. Примерно с этого времени наша история более или менее известна. Материала для раздела «История хори-бурят российского периода» будущего учебника по истории бурят-монголов достаточно.
Замечу, что исход евреев из Египта или побег их от рабства произошёл в 1400 году до нашей эры, (3420 лет тому назад?) история этого маленького народа известна и зафиксирована в разных источниках с древнейших времён. Наш исход от рабства произошёл в 1600-х годах нашей эры, всего 400 лет тому назад, наша история нам неизвестна. Всегда полезно сравнивать...

Всего три абзаца из летописи, а сколько мы узнали!

Продолжение следует.




Ресурс работает благодаря поддержке народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ ДЛЯ ВАС! Мобильный банк – 8 924 516 81 19, карта – 4276 7400 1903 8884, яндекс-карта – 5106 2180 3400 4697

Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19



Tags: Тугулдур Тобоев, бурятские летописи, история бурят-монголов, хори-буряты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments