Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Categories:

Пока мы живы. От Урулюнгуя до Ольхона. Скитания и обретения. Когда мы стали называться бурятами

Пока мы живы-1, Пока мы живы-2,


Познавательная история бурят. Хори-буряты.

В предыдущем постах мы напомнили о "Жаворонке хинганских рек" и рассмотрели период, который условно назвали «Исход из Монголии». Это конец 1590-х и начало 1600-х годов, переход наших предков от подножий Хингана до Урулюнгуя или Кондуйского городища. Пока они обживались в этих местах, приводили в порядок городище, пасли скот, как и всегда принимали приполод, умножая стада и отары, на той стороне Аргуни Бубэй бэйли-хан готовил войско для того, чтобы вернуть беглецов. Каковым было военное снаряжение Дай Хунтайджи, Бальжин-хатан и их подданных - народа 11 родов хоринских - не известно. Образовывали ли беглецы войско? Сколько было людей, женщин, мужчин, детей? Какая часть народа перешла через Аргунь и сколько осталось на той стороне, во владениях Бубэй бэйли-хана тоже неизвестно.


Карта из Википедии. Этнические группы бурят в начале XVII века. Насколько эта карта верна и кем составлена? Кто подразумевается под наименованием "монголы", когда все указанные племена монгольские? Тут видно, что хори уже прошли владения улятов и двигаются в сторону Байкала. Судя по летописям, примерно таким должно быть наше направление в 1615-1617 годах.

О чём же повествует Тугулдур Тобоев?

«Когда явилась погоня, т. е. посланцы отца бэйлэ хана1, он (Дай Хунтайджи - В. Б) обратился в бегство. Он откочевал и стал жить в отдалении от реки Аги2, по южному и северному склонам хребта Хухульби, на южной и северной сторонах реки Онона. Он находился там с три года. Вследствие донесений молодой жены Бубэй батур бэйлэ хану, последний разгневался и послал войско, и то войско достигло их. В соответствии с приказом хана, оно умертвило невестку его Бальжин хатун. Они бросили труп её на холм, находящийся на юге от одного озера, вследствие чего озеро тем самым стало называться Бальжина3, и находится оно теперь в истоках реки Тура. А та местность, где на горе Адун Чулун бросили её седло, ныне называется Алтан эмэл4. Так поступили те воины, а некоторые из одиннадцати родов хоринских бежали вместе с Дай хон тайжи лесами и горами. Что же касается того, что некоторая большая часть народа была уведена в Баргу-Монгольскую страну, то они и там подверглись притеснениям и тому подобному. По причине взаимного несогласия некоторые из них около 1607 года по русскому летосчислению откочевали побегом и соединились с людьми, отколовшимися от прежде явившегося народа, кочевавшего и жившего по южному и северному склонам прежнего хребта Хухульби. Пока они находились там, они жили в страхе перед убийствами, кражами, грабежом и тому подобным со стороны находившихся издревле в той местности людей тунгусского улятского рода5 Оттуда часть их вернулась кочёвкой обратно, некоторые переправились через реку Онон, некоторые же, большая часть их, стала кочевать по рекам Хилку, Уде, Ане, Тугную и вблизи озера Еравны6. Часть их перекочевала на восток. Пока они обитали по правую и левую сторону реки Нерчи7, на север от реки Шилки и в местности под названием Арида, они соединились с тунгусами, прежде находившимися там поблизости, и стали заниматься охотой на зверей. Тот народ хоринский оказался в раздорах промеж себя, и одни клеветали на других. Вследствие того, что они говорили тунгусам всякую ложь, клеветали и хулили их, тунгусы однажды, когда они устраивали облаву, позавидовали тому, что в облаву попалось много зверей и что народ хоринский и прежде стрелял больше зверей, чем тунгусы. Они были недовольны также по многим другим причинам и воспылали ненавистью к ним. Отправившись в поход, они убили стрелами Умяхэй батура и прочих лучших людей одиннадцати родов хоринских. Так как их трупы бросили в две ложбины, трупы стали разлагаться. Когда стало нести смрадом, те две ложбины были названы Умэхэй8. Находятся они теперь на левой стороне Нерчи».


Адун Шулуун (Посчитал это написание правильным). 1 сентября 2020 года.



Объяснение сносок приведённого абзаца

1. Напоминание. Бубэй батур бэйлэ хан носил, как видно, манчжурский феодальный титул «бэйлэ», что соответствует князю второй степени (следующему после вана). Почему к этому титулу прибавляют ещё и титул «хан» не известно.
2. Река Ага впадает в Онон слева.
3.  Оз. Бальжина находится в истоках р. Туры, впадающей справа в р. Ингоду. На картах оно называется оз. Бальзино.
4. Название Алтан Эмэл, что в переводе значит «золотое седло», часто встречается как топонимическое название и в Монголии. Хребет Адун Чулун пересекается ныне Забайкальской ж. д. между ст.ст. Оловянная и Борзя.
5. На территории Ара-Халхи, то есть Забайкалья, проживало и проживает большое количество монголоязычных племён и народов, которые объединены под этнонимом Хамниганы. По переписи Шундуинской управы 1897 года в Улятском роде хамниган было 666 человек. На картах имеется село Улятуй, близ Онона, на одноименной реке, впадающей в Онон, примерно, в 40 км к северу от ж.-д. ст. Оловянной. Вероятно, уляты входили и в другие управы. Известно, что уляты живут в Ононском, Борзинском и других районах, у Торейских озер. В наше время хамниганы частью обрусели, частью обурятились, но многие помнят своё происхождение. Кстати, помнили о том, что они были хамниганами Гантимуровы и в XIX веке передали в Гунэйский дацан свои буддийские атрибуты.
6. Хилок впадает в Селенгу справа. Уда впадает в Селенгу. В месте слияния Уды и Селенги лежит г. Улан Удэ. Река Ана впадает справа в Уду. В устье её находилась Хоринская степная дума. Тугнуй впадает в Хилок справа. Оз. Еравна — Большое Еравнинское и Малое Еравнинское — принадлежат к наиболее крупным озёрам Бурят-Монгольской АССР. (Видимо, прим. Н. Н. Поппе 1940 года).
7. Река Нерча впадает в Шилку. В устье находится Нерчинск.
8. Название Умэхэй, как топонимическое, встречается часто в Монголии. В переводе это значит «вонючий, смрадный».

Выводы

Внимательное чтение летописи показывает, что было два перехода через Аргунь. Первое в 1594 году во главе с Дай Хунтайджи, который "взял Бальжин-хатун и свой народ одиннадцати родов хоринских и перекочевал побегом около 1594 года...", второй переход части народа, уведённого в Баргу-Монголию, то есть вглубь от подножий Хингана, состоялся в 1607 году "некоторые из них около 1607 года по русскому летосчислению откочевали побегом и соединились и т. д..." А сколько ещё людей 11 хоринских родов оставались за Аргунью?
Барга-Монголия - это провинция Хулун-Буир, те же земли, которые ныне находятся за Аргунью, напротив Краснокаменского и Приаргунского районов, за сёлами Среднеаргунск, Кайластуй, Капцегайтуй, Дурой. В этом месте и жили наши предки. Шэнэхэн там появился не просто так...

Куда делись остатки народа, "уведённого в Баргу-Монголию", сегодняшнее название которой Хулун-Буир? Самые близкие люди нам люди в этой провинции баргуты. О родственности и какой-то близости с нами, проживающих там других народов не может быть и речи. Только баргуты. Но они пришли на эти земли в 1730-х годах.
Самое интересное, что у баргутов Хулун-Буира, где некогда жили и откуда бежали наши предки, роды идентичны хоринским. Скорее всего, баргуты и хори-буряты некогда были одним народом. Именно они цельный народ 11 родов, часть которых некогда бежала через Аргунь, а часть осталась в Барга-Монголии, то есть на современной территории Хулун-Буира, где сегодня три баргутских хошуна - Шинэ-Барга-Юци, Шинэ-Барга-цзоци, Чэнь-Барга-Ци.
Кстати, певец Уудам, мальчик из Хулун-Буира, - баргут, он - галзут, по материнской линии я тоже галзут.

В географическом отношении, на мой взгляд, Тугулдур Тобоев многое напутал. Но путаницу легко распутать, проследив названия по современным картам. Нерча, Шилка, Арида, Кукульбейский хребет, Хилок, Уда, Ана, Тугнуй, Еравна и т. д. – все они находятся в разных, на удалённых друг от друга местах, не входят в территорию современного Агинского Бурятского округа, тем более никак не выстраиваются в маршрут с востока на запад после Кондуйского городища. (Ещё в 1960-х годах старые буряты спорили о местонахождении Читы и Шилки, что уж говорить о XIX веке).

Озеро Бальзино находится у подножия Алханая, место убийства Бальжин-хатан известно, зафиксировано Б-Г. Цынгуевым, исследования которого и побудили меня возвратиться к устремлениям молодости, когда я изучал монгольский мир и его историю. Теперь надо более детально изучить историю хори-бурят на базе имеющихся источников.
Кстати, заметим и запомним, что Тугулдур Тобоев не называет своих и наших предков БУРЯТАМИ, он ясно пишет - НАРОД ОДИННАДЦАТИ РОДОВ ХОРИНСКИХ.

Внимательное чтение Хроники Тугулдура Тобоева наводит на мысль, что после того, как войска Бубэй бэйли хана настигли беглецов в Урулюнгуе, они просто разбежались в разных направлениях, а позже искали и соединялись, сливались со своими семьями и родами, а также с другими, дружественными, родами и племенами, о которых, естественно, знали или были наслышаны раньше.

Недоумения современности

По ходу публикации материала, возникают вопросы и разногласия с читателям, желающими видеть свою историю в более лучшем свете. Это естественно. Это желание любого человека выглядеть в глазах других лучше, чем и пользуются разные властители для введения его в заблуждение и управления им.
Например, читатели приводят утверждение шведских учёных о том, что люди не покидали места вокруг Байкала в течении пяти, даже шести тысяч лет. Есть такой материал. Вообще, есть бесчисленно много материалов, касающиеся бесчисленных тем. Но все найденные черепа и останки древних людей пронумерованы и изучены антропологами.
В связи со шведскими находками. Во-первых, сенсация была в 2017 году. Во-вторых, речь идёт о древних людях неолита, а это примерно 10 000 лет до нашей эры (20 000 лет тому назад что ли? Первобытность). В-третьих, шведы обещали предоставить результаты через год. Прошло 3 года… Сенсаций много. Например, что татаро-монгольского нашествия не было, что современные монголы - вообще не имеют отношения к Монголььской империи, есть даже мнение, что Чингисхан армянин, украинец и т. д. и т. п…

Понимаю, что мне будет очень трудно публиковать факты, написанные Тугулдуром Тобоевым и другими летописцами, которые современники не читают, а если читают, то не понимают. Но это необходимо сделать. Да и времени у меня маловато.
Пока других источников, кроме летописей, нет. К тому же я этими вопросами занимался лет 30-40 тому назад, потом оставил. Некогда было. Полагал, что буряты давно знают свою историю. Но выяснилось, что за это время ситуация с проблемой истории бурят стала ещё хуже, чем 30-40 лет тому назад. Побудил же меня вернуться к старым и неблагодарным занятиям труд покойных Б-Г. и Л. Цынгуевых. Оказывается, всё это время вопросами истории занимались люди гораздо старше меня, стараясь, в силу своих возможностей, передать потомкам сохранившиеся сведения. Историю народа должен знать народ, а не узенький круг «специалистов», вожделеющих об учёных степенях. Иначе, мы все превратимся в манкуртов.

Кстати, утверждения о том, что кочевники (!) не мигрировали и жили в одном регионе тысячелетиями абсурдно, ибо такая локализация приводит к вымиранию всей популяции даже в силу кровосмешения, не говоря об уничтожении на локальной территории природных продовольственных запасов.
(Из наблюдений: замечал, что для многих наших людей, особенно, лам, времена Александра Македонского, Чингисхана и Бабжи-Барас батора находятся на одной плоскости. Как и о чём беседовать с такими людьми?)

Рекомендую смотреть и слушать стримы одного из самых признанных антропологов современности, нашего земляка, Станислава Дробышевского, работающего в МГУ. Уж ему-то известны все черепа древних людей…

Продолжим изучение текста Тугулдура Тобоева.

Куда бежали и откуда возвращались?

Что же случилось после того, как уляты (или, как их называют, тунгусы) напали на хоринцев, убили их видных людей и побросали в местность Умэхэй? Вернёмся к Тугулдуру Тобоеву. Снова заметим, что он не называет своих предков бурятами, а - «народ одиннадцати родов хоринских».

«По этой причине поселившийся там народ одиннадцати родов хоринских бежал в сильном страхе перед тунгусами. После этого, продолжая кочевать, они соединились с теми, которые прежде откочевали на реки Хилок, Уду, Ану, Тугнуй Верхнеудинского округа, в ближайшие окрестности озера Еравны. Пока они кочевали, они услыхали, что из Монголии пришло в качестве погони войско, испугались и бежали. Они откочевали на реки Итанцу и Кудару9, а оттуда перекочевали и расселились по берегам Байкала и по острову Ольхону10.

Вследствие того, что поблизости существует издревле находящийся на северной и южной стороне Байкала народ, по имени буряты, они стали, В ПОДРАЖАНИЕ ИМ, называться русским наименованием – БУРЯТАМИ ОДИННАДЦАТИ РОДОВ ХОРИНСКИХ.

Жили они по тем местам некоторое количество лет. Когда маленький сын одного богача пошёл из дому поиграть в степь и был схвачен, унесён и съеден беркутом11, все пошли на охоту, и из двух беркутов они одного застрелили. Другого они ранили и дали ему улететь. Вследствие этого они стали бояться, что впоследствии он поест их детей, и откочевали оттуда обратно и расселились по реке Итанце, а оттуда половина, небольшое количество их, – по рекам Уде, Курбе, Ане, Худуну, Тугную, Хилку12 и поблизости от них.
Вышеизложенное написано на основании услышанного, со слов, переданных устно людьми прежних, давних поколений»
.

Объяснение сносок приведённого абзаца:

1. Река Итанца впадает справа в Селенгу, недалеко от места впадения Селенги в Байкал.
Кудара впадает в Байкал.
2. Ольхон – название большого острова в Байкале, делящего Байкал на Большое и Малое море.
3. Название хищной птицы из рода орлов.
4. Река Курба впадает справа в Уду. Река Худун впадает в Уду слева.

Предварительные итоги поста

Наш народ или часть народа после исхода из Монголии, в начале 1600 годов, скитался по Восточному Забайкалью, раздробляясь и объединяясь. БУРЯТАМИ они стали называться только добравшись или бежав, как пишут летописцы, до Байкала. Запомним это место «Вследствие того, что поблизости существует издревле находящийся на северной и южной стороне Байкала народ, по имени буряты, они стали, в подражание им, называться русским наименованием – бурятами одиннадцати родов хоринских».
До этого времени Тугулдур Тобоев ни разу не написал слово "БУРЯТЫ"? Вероятно, старики, которые рассказывали ему об истории своего народа, не считали себя бурятами. У них была СВОЯ ИСТОРИЯ и ощущали они себя в соответствии с этой историей.

Но кем они именовали себя до того, как стали называться «бурятами?» Солонгосами 11 родов хоринских, что маловероятно, тумэтами 11 родов хоринских, что вероятно, но не совсем? Как? Какому, более крупному, народу и владетелю они принадлежали до того, как стали называться бурятами? Или так и назывались, как пишет Тугулдур Тобоев «народ одиннадцати родов хоринских» или просто хори? От каких ханов или князей они были отданы в приданое? Когда я слышу современные фамилии Шереметевы, Гагарины, Хрущёвы или Юсуповы, то понимаю, что передо мной потомки крепостных, хозяевами которых были князья и графы Шереметевы, Гагарины, Хрущевы, Юсуповы, владевшие крупными поместьями с тысячами крепостных. Народ не состоит из ханов, царей, князей, президентов, министров. Народ – всегда подданные.

И снова во мне крепнет убеждение, что современные хори-буряты и баргуты Хулун-Буира некогда были одним народом, часть которого бежала в Ара-Халху, а часть осталась в Барга-Монголии. Убеждают в этом и мои беседы с баргутами - язык совершенно понятный и близкий даже современному бурятскому. Мы были баргутами и связаны с историей баргутов. Но как быть с тем, что баргуты появились в Хулун-Буире только после ухода наших предков из Трехречья? В какое время хоринцы и баргуты встречались на землях нынешней Барги?
Разгадку надо искать в китайских источниках. Прежде всего: кем были Бубэй бэйли-хан, его сын Дай Хунтайджи и Бальжин-хатан?
От разгадки этого вопроса наша историческая ниточка может потянуться в более глубинное прошлое - в мир монгольской империи. Кем были мы там?


И ещё: народ 11 родов хоринских никак не мог быть тем племенем бурят, который покорил в раннем Средневековье, в 1207 году, сын Чингисхана Джучи. Вероятно, мы в это время были в войске. Ведь баргуты служили в личной гвардии хана.
Очертания истории хори-бурят проявились только в связи с Дай Хунтайджи и Бальжин-хатан в конце 1590-х и начале 1600-х годов. До этого времени никаких сведений о хори-бурятах я не находил, кроме догадок и предположений. Смутно думал о горлосах, которыми могли быть хори... Кем мы были? Как узнать?

Более того, с высоты XXI века глупо накладывать национальную, племенную или родовую принадлежность на людей, живших в XVI-XVII веках. У каждого народа в прошлом много предков, относящихся к тем или иным этническим группам, смешение которых образуют в одной из промежуточных стадий тот или иной этнос.

Этногенез народа не появляется сам по себе, в нём участвует много народов с разными наименованиями.

В начале 1600 годов наши предки дошли от берегов Аргуни до острова Ольхон. После исхода из Монголии они уже, пусть и условно, были свободными людьми. Самое короткое расстояние от Аргуни до Ольхона более – полутора тысяч километров. А какое расстояние прошли наши предки, блуждая и кочуя со скотом?

По словам летописцев: «Жили там (на Ольхоне, в Прибайкалье) некоторое количество лет». Сколько это самое «некоторое количество»? С кем породнились в Прибайкалье, что потеряли и что обрели? И уже оттуда, с Прибайкалья, а это часть современной Иркутской области и Бурятии, кочевали в обратном направлении, пока не определили для себя места современного поселения - просторы Ара-Халхи (Забайкалье), куда и бежали в начале своей новой истории. Вполне вероятно, что они и раньше кочевали в этих местах.

Не верить летописям трудно, тем более, что Тугулдур Тобоев пишет:  «Вышеизложенное написано на основании услышанного, со слов, переданных устно людьми прежних, давних поколений».
Следовательно, ещё 150-170 лет тому назад наши предки передавали из уст в уста свою подлинную, известную им, историю. События были ещё свежи, в памяти народа. Но мы даже читать внимательно и анализировать готовый текст ленимся или не умеем, а начитавшись без разбору и бегло всяких «верхушек» начинаем оспаривать всё, что не укладывается в удобные для нас представления и притягивать только выгодные для себя моменты истории, каковые, зачастую, вовсе не относятся к нам…

Назовём, изученный нами период «Скитания и обретения». Даты условные, с 1613-1617 до 1630 года. Почему до 1630 года?

Заметим, что русские землепроходцы остановились на Лене и заложили острог в 1632 году. Иргенский острог было заложен только в 1652 году. Иркутские буряты не пропускали русских на восток, к Яблоновому хребту, 20 лет, вступая с пришельцами в кровопролитные схватки и задерживая их продвижение. Это была настоящая война. Русские были вынуждены двигаться на север. На восток они пошли только в 1652 году.

Но предки хори-бурят или народа 11 родов хоринских не участвовали в этой войне. Они, вероятно, в это время  уже кочевали, укрепляясь и умножаясь, на территории современной Бурятии (хори-буряты республики) и за Яблоновым хребтом, вблизи современных Хилка, Улёт, Читы, по берегам Ингоды (в основном, современные агинские хори-буряты), откуда потом их согнали уже русские служивые люди, договорившись с нашими тайшами и зайсанами. Но это уже следующий период.

Ложь унижает и низвергает всех, она особенно вредна, когда люди подгоняют свою историю под свои желания и предположения, выдавая себя не за тех, кем являются. Трагедия лжи влияет на развитие потомков, их когнитивные способности, категорически не давая и убивая все возможности для развития. Будущее нельзя построить на предположениях.

Правда никого не унижает и не обижает
(уже поздно!), напротив она помогает всякому, кто желает, познавать и развиваться, предлагая ясное видение прошлого и перспективы будущего. Историческая правда возвышает и даёт величайшую возможность жить и мыслить с цивилизованным миром на равных, быть одной из её частиц.
С высоты своего времени я смотрю на своих предков и люблю каждого из них. Ведь, благодаря им, мы, хори-буряты стали самой многочисленной частью бурят-монгольского народа. Но что нас ждёт впереди? Прежде, чем отвечать или спорить со мной, вспомните: какую историю и литературу изучают ваши потомки, что вы читаете сами и читаете им?


P. S. Текст контента "Пока мы живы" или новая история хори-бурят вместе с материалом Б-Г. и Л. Цынгуевых о Бальжин-хатан постоянно в процессе работы.

Немаловажно: будучи жителями Восточного Забайкалья, некоторые бурятские летописцы невольно склоняли историю народа 11 хоринских родов на свою территорию, естественно, следую за ними и я. Надеюсь, что в будущем постараюсь выровнять и сбалансировать "крен".
У нас нет учебников по своей монгольской истории, нет учебников истории всех бурят-монголов. Как ни странно есть много трудов по истории, много людей с учёными степенями, но учебников нет...
Что ж, будем пытаться создать познавательную историю в интернете. Непрерывно работать над этой историей на основе имеющихся сведений.

Продолжение следует.




Ресурс работает благодаря поддержке народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ ДЛЯ ВАС! Мобильный банк – 8 924 516 81 19, карта – 4276 7400 1903 8884, яндекс-карта – 5106 2180 3400 4697

Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19


Tags: Тугулдур Тобоев, бурятские летописи, история бурят-монголов, хори-буряты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment