Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Categories:

Пока мы живы. Как рубцуются раны. Рождение народа

Пока мы живы-1, Пока мы живы-2, Пока мы живы-3,


Познавательная история бурят. Хори-буряты.

Услышав робкие трели "Жаворонка хинганских рек", мы узнали об "Исходе из Монголии. 1594-1613 гг", в следующем периоде начались наши "Скитания и обретения. 1613-1630 гг". Даты, конечно, приблизительные.

Итак, мы ушли из Барга-Монголии, что в северо-восточной части современного Автономного района Внутренней Монголии Китая, на просторы Забайкалья. Уходя от погони и раздоров с другими племенами, избегая смертельных  сражений, дошли до Прибайкалья.

Монгольские ханы стали смиряться с тем, что мы оторвались от них. Говоря по-русски, они попустились нами. Да и не до нас им было. Кочуя родовыми группами или айлами, то есть семьями, мы искали и соединялись друг с другом, одновременно смешиваясь с другими родами и племенами, жившими на этих территориях. Как пишет Тугулдур Тобоев, подражая прибайкальским бурятам, мы стали называться бурятами одиннадцати родов хоринских. Вполне вероятно, что в Барга-Монголии мы были баргутами, хорчинами, туматами. Кто знает?
Примерно в это время начал формироваться бурятский народ.


Зимние Игры в современной Барга-Монголии. Китай, округ Хулун-Буир, хошун Чэнь-Барга.

Общим именем «буряты» современный бурятский народ, скорее всего, обязан прибайкальским булагатам. Но какие же события способствовали формированию нашего народа, в числе которого и мы – современные хори-буряты?
Не узнав свою ближнюю историю, которая на поверхности и которой всего 400-500 лет, мы никогда не проникнем в самые глубины своей истории, где наши корни. Не убрав ближнюю преграду, как увидеть дальнюю?

Нурхаци и бурятский народ

Этническое сознание ограничено ещё границами имперского сознания, которым отравлены все территории проживания этносов. Какую отраву им подсунут, то они и скушают, что из них сотворят, в таком состоянии и живут. Более того, они же будут ещё и поучать остальных…
Имперское сознание также ограничено, не обладает когнитивными возможностями видения живой картины мира, ибо находится в непрерывном противоречии с цивилизацией, частью которой и является империя, но полагая, что цивилизация находится в ней. Отсюда и противоречия.
В большой и живой картине этногенеза народа мало кто в империи увидит главные персонажи и события, которые всегда скрыты за обыденными процессами. Рассказать об отдельных частях произведения, которые создают сюжет и само произведение, невозможно, не увидев и не поняв всей картины.

Формирование многих народов планеты, в том числе и бурятского, началось после распада Монгольской империи. Дай Хунтайджи и Бальжин-хатан, с которых мы начали нашу познавательную историю, только привели роды современных хори-бурят в Забайкалье. Туда же и в Прибайкалье стекались из бывшей империи другие роды и племена монгольских народов, а некоторые оставались жили и кочевали на этих землях с давних времён.
На территории, которая нам известна, как современная (внутренняя и внешняя) Монголия, шли ожесточённые войны ханов, владения которых отходили маньчжурам, которым и обязаны буряты своим появлением, как народ. Точнее, буряты своим появлением обязаны одному человеку. Имя его Нурхаци.

Жизнь – всегда результат, определённый в прошлом. В истории не важны вспышки успехов или сиюминутные удачи, сегодняшнее поражение, позор, даже предательство интересов общества или победы так называемых врагов, в далёком будущем могут обернуться длительным и счастливым результатом для многих и многих людей. А потому и сегодня уместно будет задать вопрос: не пожалеют ли чьи-нибудь потомки, что их предки вовремя, вольно или принудительно, не примкнули к великой мастерской мира – Китаю или генератору технологических чудес – Японии? Может быть жестокость современных сил по отношению к сопротивляющемуся средневековью, например в Тибете, оправдана невидимым, пока, благом в недалёком будущем? Или милитаризм и вечная кондовость мысли России пробуждает в жителях страны миролюбие и активную работу мозга, которая выведет на совершенную другую орбиту жизни, нежели имеющийся сегодня ад?

Но вернёмся к началу формирования бурятского народа. К Нурхаци.
Он был и остался создателем государства Поздняя Цзинь, в территорию которого входила и Баргу Монголия, где некогда жили наши предки, часть их проживает там и доныне. Этот человек не только организовал и создал на севере Китая мощную военную силу, но и общество чжурчжэней, которые до сих известно под именем маньчжуров, хотя к формированию этноса относятся многие народы вплоть до некоторой части бурят.
Добавим, что чжурчжэни стали именоваться маньчжурами по повелению сына Нурхаци Абахая в 1636 году. К этому времени Южная Монголия была уже частью Маньчжурской империи, и он к титулу император добавил ещё и титул богдохан. Запомним: слово "маньчжур" появилось в 1636 году, когда наши предки кочевали на землях современного Западного и Восточного Забайкалья.
Историю маньчжуров мы просто обязаны изучать, даже потому, что их предки многие близкие нам народы, включая некоторые хамниганские роды, а также малочисленные, исчезающие народы Приамурья и Дальнего Востока, роды эвенков.
Маньчжуры создали последнюю и самую сильную в Китае империю, просуществовавшую 300 лет. Оседлый образ жизни позволил им укрепить науки и технологии того времени, а природная воинственность - стать сильнее других племён. Чжурчжэнь или маньчжур в китайской транскрипции означает "золотой". Они славились, как независимые, образованные и обученные воины во времена Монгольской империи, даже когда в 1234 году было разрушена их империя того времени. С тех пор чжурчжэни, видимо, жили мечтой о возрождении своей империи, что и произошло при Нурхаци.
Вероятно, маньчжуры были шаманистами, может быть, конфуцианцами, позже они стали исповедывать тибетский буддизм. Численность маньчжур в наше время около 11 миллионов человек.
В формирование бурятского народа, конечно, участвовали и маньчжуры. В этногенезе не бывает своих и чужих. Живое отделяется от живого по живому, рубцуются и заживают раны, возникают новые роды, племена, народы. И этот круговорот бесконечен, пока живо человечество. Нам не в чём винить маньчжуров и Нурхаци. В какие-то времена мы были вместе, в какой-то период они притесняли нас. И мы в своё время принесли другим народам страдания. Эволюции и этногенезу неведомы претензии. Данный пост не оправдание или проклинание деятельности того или иного народа, а напоминание о фактах.
Кстати, ещё один факт: выбритая лобная часть головы и коса - чисто маньчжурская и обязательная для всех мужчин Цинской империи причёска.



Нурхаци жил в одно время с Бубэй бэйли-ханом, его сыном Дай Хунтайджи и Бальжин-хатан. Если Бальжин-хатан по нашим вычислениям родилась в 1550-х годах и была убита в начале 1600-х годов, то Нурхаци родился в 1559 году и умер в 1626 году. Они ровесники. Жизнедеятельность императора и история империи зафиксированы и увековечены в многочисленных документах. Статусы и значение Дай Хунтайджи и Бальжин-хатан и провинции Барга-Монголия в масштабе истории значительно меньше, чем статус Нурхаци и значение Цинской империи, а потому судьбы их малоизвестны, но представляют интерес для нас, хори-бурят, миграция и размножение которых сыграла значительную роль в формировании бурятского народа.
Эти люди, империя, провинция, а главное для нас – наши предки, жили в одно время, на одной территории. Следовательно, какие-то документы о Бубэй бэйли-хане, Дай Хунтайджи и Бальжин-хатан должны сохраниться в архивах Цинской, маньчжурской, империи того периода. Создатели большого учебника истории бурят, надеюсь, обнаружат и воспользуются ими.

Во времена, когда группы людей хоринских родов, в 1594 и 1607 годах, дважды, а может быть и больше. переходили Аргунь, убегали и разбегались от погони по степям и горам Восточного Забайкалья, соединялись и кочевали в разных местах, двигаясь дальше на запад, Нурхаци, бывший ранее наместником 6 небольших городов-крепостей в Маньчжурии,  за несколько лет до этих событий, а именно с 1585 по 1589 год, объединил племена своих маньчжуров, давних врагов минского Китая, который поначалу посчитал его просто авантюристом.
Но Нурхаци готовился к созданию своего, чжурчжэнского государства, сокрушённого монголами в 1234 году, и завоёвывал провинцию за провинцией, город за городом, племя за племенем. Союзниками его были восточномонгольские ханы и князья, в числе которых был, конечно, и Бубэй бэйли-хан со своим сыном Дай Хунтайджи, которые правили в Барга-Монголии.
В 1589 году Нархаци практически объединил племена маньчжуров, которые подчинили соседствовавшие с ними народы, а вместе с ними и население минского Китая. К тому же маньчжуры непрерывно формировали сильнейшую по тем временам армию. В 1596 году Нурхаци объявил себя ваном государства, это означало, что он фактически становится правителем. В 1606 году восточномонгольские князья провозгласили Нурхаци ханом. В 1616 году чжурчжэнское государство было воссоздано вновь и Нурхаци стал монархом.
Именно деятельность Нурхаци с 1585 по 1616 год стала причиной переселения племён, в том числе и предков хори-бурят, на территорию Забайкалья. Примерно с этого времени начал формироваться бурятский народ.

Тема «Нурхаци или создание чжурчжэнского государства и формирование бурятского народа на территории Байкальского региона» может стать большой и отдельной главой будущего учебника истории бурят. Следовательно, эту тему надо изучать вместе с историей Китая и Барга-Монголии. Ведь эти территории и проживающие на них народы, как и народы и территория Байкальского регионы, особенно приграничные районы Забайкалья, близки и родственны друг другу, но эта близость и родственность потеряны в ощущениях. Более всего такая потеря заметна в Агинском Бурятском округе. Но ведь эти ощущения вполне возможно восстановить. Пока не поздно. А для этого надо изучать и писать познавательную историю, чем я и занят.

Далее снова обратимся к Тугулдуру Тобоеву. Мы остановились на том, как наши предки добрались до Ольхона, потом стали кочевать обратно, на места, где сегодня проживает большинство хори-бурят.

Кто и кому был нужен?

«Тем временем, пишет Тугулдур Тобоев, - полагаясь на милость его величества белого царя, государя Алексея Михайловича, они причислились к Нерчинскому округу и стали подданными. Начиная с 1648 года1 по русскому летосчислению, они произвели подсчет зажиточным людям своим и стали вносить по 20 копеек подушной подати, как сто шестьдесят «колчанов», и стали жить спокойно. Тем временем жившие поблизости русские стали отнимать находившиеся в их владении земли. Они оставляли свои поля и покосы не ограждёнными и захватывали проникавший на них бурятский скот и запирали его, вследствие чего он томился от жажды и тощал. Они уводили и захватывали даже жён и детей одних, а других бросали в воду и забирали в качестве аманата2 сыновей их в Итанцинский острог3 на срок, пока не уплатят подати за будущий год. По этим причинам и вследствие других беззаконий они сильно страдали. Вследствие того, что они стали терпеть нужду в скоте и имуществе, они отправили во главе с хоринским зайсаном (галзутского рода) (По рукописи С. В остальных отсутствует) Бадан Туракиным4 по одному родичу от одиннадцати родов в Москву. Когда они обратились с прошением к его величеству государю императору Петру первому, он оказал великую милость и дал 22 марта 1703 года грамоту-указ. Он строго запретил вышеуказанные дурные насильственные действия русских и приказал, чтобы хоринские буряты владели не находившимися ни в чьем владении землями по рекам Селенге, Уде, Ане, Худуну, Тугную, Курбе и Хилку и, кроме того, до границ Монголии и чтобы находившиеся в ведении Итанцинского острога причислились к Еравнинскому острогу и были в Нерчинском ведомстве5».

Объяснения сносок приведённого абзаца

1. Дата 1648 г. может быть поставлена в связь с проникновением в 1646 г. в Забайкалье атамана Василия Колесникова, первого русского служилого человека, попавшего в те края. Дата 1648 г., несомненно, неправильная, ибо завоевание Забайкалья произошло лишь в результате более поздних походов. Так, напр., ещё в 1652 г., когда Петр Бекетов отправил служилых людей к монгольскому «царевичу» Культуцину, последний, в ответ на предложение дать проводников к бурятам и тунгусам для того, чтобы их привести в русское подданство, в этом отказал: «Яз брацким и тунгусским людям ясаку вашему государю давать не велю и к ним ехать вожей не дам, потому что и так мы своих ясачных людей государю вашему, брацких и тунгусских людей, поступились, которые живут около Байкала озера и в Баргузинском острожке, и по Верхней Ангаре, и по Нижней Ангаре...» (Доп. к Актам историческим, т. III, № 112).
Официально Забайкалье отошло к России лишь по Нерчинскому договору 1689 г.
2.
В бурят-монгольском тексте так и сказано amalad, что является искажением «аманат», т. е. заложник. Слово это арабского происхождения и проникло в русский язык через татарское посредство.
3. Итанцинский острог находился в устье р. Итанцы. Ныне там находится дер. Острог. (Прим., видимо, Н. Н. Поппе).
4. Бадан Туракин является первым упоминаемым в летописях лицом, облечённым политической властью. Титул «зайсан», который он носил, хорошо известен, между прочим, у калмыков. Титул этот имеет китайское происхождение (цзай-сян). (См.: Владимирцов, цит. соч., стр. 138, прим. 6). Как показывает отчество Туракин, он является сыном Туракая, вероятно того самого князя Турукая, с которым на Селенге встретились в 1647 г. посланные атаманом Василием Колесниковым (Доп. к Актам Историческим, т. III, № 29).
5. В указе от 22 марта 1703 г. говорится: «В нынешнем 1703 году, февраля в 25 день, били челом нам, великому государю, нерчинские, ясашных брацких людей разных родов, галзотского роду зайсан Бадан Туракин, да харганатского роду зайсан Дасха Бодороев, да бодонгутского роду..., и все родовые ясашные брацкие люди. Жалоба-де их иноземцев Иркутского присуду на селенгинских и удинских служилых и всяких чинов людей; в прошлых-де годах деды и отцы их жили за мунгальскими тайшами и, не похотя за ними жить, и со всеми своими родами вошли в наш великого государя ясак... на породные свои земли кочевать, где жили прадеды и деды и отцы их, и после-де их и иные роды их вошли в наш, великого государя, ясашный платеж; а породные их земли – кочевные места вниз по Селенге, по Уде и по Курбе рекам; а на тех их кочевных местах удинские казаки многие заимками поселились по правую сторону и ниже Чикою реки по Хилку, по Темную, по Уде и Итанце подле Байкала моря.
«И нам, великому государю, пожаловать бы их иноземцев за их радетельные многие непрестанные службы и ясашный платеж: велеть им быть под Нерчинском попрежнему в их породных землях и кочевных и вышесказанных местах по правую сторону Селенги реки; а с Кударинские степи их, селенгинских и удинских служилых и всяких чинов людей, с заимками свесть на другую сторону Селенги реки».
(Все примечания и сноски на русском языке перевода "Хроники" Т. Тобоева принадлежат, видимо, Н. Н. Поппе, которому я посвящу отдельный пост между выпусками "Познавательной истории бурят".

Итоги поста

1585-1616 годы относятся к созданию чжурчжэнского (маньчжурского) государства Нурхаци, именуемого в истории империя Цин или дайцинская империя, маньчжурская династия, хотя официально считается, что эта империя существовала на китайской и части монгольской территории с 1644 по 1912 год, то есть почти триста лет. В период формирования этой империи, то есть с конца 1590-х и в первую четверть 1600-х годов случились основные движения людей 11 хоринских родов от берегов Аргуни и обратно. В это время произошёл разрыв по живому со своими родами, в это же время они приобрели новое наименование «буряты», в эти же годы они обрели относительную свободу, когда другие, оставшиеся на старых землях, то есть за Аргунью, обрели новое рабство. И оно отразится и будем заметным при проведении границы в 1727 году.
С годами у хоринцев зарубцевались исторические раны, родились и выросли другие люди. Но долго ещё тосковало сердце по родной Барга-Монголии, где остались родственники. Не зря чабаны моих родных Торейских озёр учили своих детей, рассёдлывая, ставить своих коней по направлению к юго-востоку, класть сёдла, упирая задние луки на землю, в сторону юго-востока, надеясь, то с той стороны их родственники совершают такие же действия, смотря в их сторону и надеясь когда-нибудь объединиться вновь. Но прошло время, ощущения испарились, хотя иногда, они появляются вновь, через столетия, уже в нас…
Конечно, в 1648 году хори-буряты не могли быть включены в состав Руси, ведь русские землепроходцы появились за Яблоновым хребтом только в 1652 году, а Нерчинский договор, по которому Забайкалье отошло к русскому государству, был заключён только в 1689 году. Но и до этого времени русские земплепроходцы брали с наших предков шерть, то есть своеобразную присягу или обязательство платить ясак. Это был настоящий рэкет позднего средневековья, когда людей брали в заложники (аманаты), узаконенный позже государством и ставший налогом.
Бадан Туракин был из рода галзут, точнее – дэлдэгэр галзут. Кстати, я тоже по материнской линии дэлдэгэр галзут. О хождении хори-бурят во главе с Бадан Туракиным к Петру Первому в 1703 году известно, об этом есть очень много исследовательского, художественного и прочего материла, написанного в границах этнического и имперского мышления. На мой взгляд все эти материалы подлежат к пересмотру и более тщательному изучению.
Заинтересованность Петра Первого в хори-бурятах, явившихся к нему в подарками, а также устроенный им приём и любезность обращения, должно быть, объясняются тем, что зарождающейся России, бывшей тогда Русью, требовалось укрепить восточные границы, где кроме хори-бурят и других племён, ставших впоследствии бурятами, пока не было других, серьёзных сил.
Не Пётр Первый нужен был хоринцам, которые жаловались на небольшие  ватаги русских, а хоринцы и остальные племена Восточной Сибири нужны были Петру Первому. Но вышло так, что представители их, в лице хоринцев, сами явились в Москву. Это ли не удача? Сами вышли из Монголии, сами создадут и будут охранять границы. Правителям России во все времена неслыханно везло на доверчивых людей...

Указ, изданный и вручённый хори-бурятам, Петром Первым о праве их владеть землями Забайкалья вплоть до монголо-китайской границы, следовало бы возобновить и настаивать на том, чтобы он обрёл прежнюю силу на государственном уровне. Пренебрежение Словом, данным создателем российской империи, характеризует прошлых и современных правителей России и саму Россию в самом негативном свете. Тем более, что в сложившейся ситуации, когда русское население мигрирует в центральные и западные регионы страны, защитить восточные рубежи России, кроме бурят, некому. Ибо по словам указа Петра Первого тут их «породные земли».
Кстати, слово это, не присущее лексикону образованных людей, давно взяли на вооружение разные «историки» и пользуются им к месту и не к месту, не вовремя и невпопад, "Мы вернулись на породные земли...",  что опять же характеризует уровень и качество их мышления.

Изученный нами период подходит под название «Рождение народа. 1630-1703 гг.»

Естественно и неоспоримо, что далёкие предки хори-бурят кочевали в историческом регионе Баргуджин-Тукум (историческая Барга!), включающем в себя современную Республику Бурятию, все побережья Байкала, части Иркутской области и Красноярского края, а также весь Забайкальский край. Нет сомнения, что они кочевали и на территориях современной Монголии и Автономного района Внутренняя Монголия, где сегодня проживают их родственники. Такая живописная и красочная география, на картах которой можно нарисовать и показать зримые движения монгольских народов, в том числе предков современных хори-бурят возникает при изучении истории монгольских народов..
Это старая, мало известнам нам, история. Мы обязательно вернёмся к ней.
Но в новой истории хори-бурят Барга-Монголия, которая за Аргунью, на северо-востоке Китая, осталась позади, в прошлом, возникая в преданиях и отзываясь болью в сердце. В конце 1600-х и начале 1700-х годов хори-буряты обжились и обживали со своими отарами, стадами и табунами просторы Ара-Халхи, которая очень скоро станет Забайкальем. В тот же период русские назвали эту землю Даурией.

Малолюдные Прибайкалье и Забайкалье снова наполнялись людьми, отарами овец, стадами разного скота, табунами лошадей, верблюдами. Со стороны Монголии и Китая сюда перекочёвывали разные группы монголоязычных племён, с запада продвигались русские колонизаторы. Местные племена Прибайкалья и Забайкалья встречались с пришлыми. Они встречались, воевали, договаривались. В нужное время люди справляли свадьбы, праздновали рождение детей, хоронили стариков. У каждого рода или племени было своё название. Великое множество названий!
В одном русском исследовании читал, что к приходу русских в Байкальском регионе проживало 196 родов и племён со своими названиями, но только хори-бурятских родов 11, раньше насчитывали до 14, а в каждом роде не менее 10 хухуров (ветвей), очень много родов и хухуров у эхиритов, булагат, хонгодоров, атаганов, ашибагатов, долонгутов, икинатов, сартулов, сонголов, хамниганов, табангутов, есть нижнеудинские, китойские, кудинские, кударинские, селенгинские, баргузинские этнотерриториальные группы бурят. В общем количество, может быть, не так много. Но пестрота и разноцветье!
Движение в границах современного Байкальского региона могло быть в разных направлениях, цели у всех были разные, но движения и встречи, перекочёвки, были непрерывным.
Формирование бурятского народа было в активном процессе.

У каждого народа в прошлом очень много предков, у каждого из них своя история, которая, в свою очередь, становится историей сформировавшегося народа. При этом нельзя в точности сказать кто и какой был национальности...

Исследований на тему бурятских родов и племён, наверное, намного больше, чем самих родов и племён. Но разве стали эти материалы доступными и понятными большинству УЧЕБНИКАМИ, застряв в заскорузлых дебрях этнического и имперского сознания, на запылённых полках разных научных учреждений, дав возможность авторам получить никому не нужные учёные степени и звания и не дав ничего народу, оставив его, при активной помощи партийных и администравних владык, без истории и языка, выхолостив отовсюду самобытность и выведя копии всего национального на сцену? Оставив только непонятного никому, совершено неконкурентоспособного человека, облачающегося иногда в театрализованные одежды. Без ничего своего!

Вот почему нам надо продолжать познавательную историю своего народа, прежде всего, для своих потомков, надеясь, что уже они напишут учебники. Разве можно жить и развиваться, не имея свою историю, не принадлежа к своей истории, культуре, цивилизации?
Сколько сегодня бурят в мире? Около или более 500 тысяч?
Большая история, уходящая вглубь веков, полмиллиона человек. Исторические деятели, вожди, политики, крупные хозяйственники, творческая интеллигенция, доктора и кандидаты наук, система образования, научные учреждения, кипы художественных книг, тысячи научных трудов и различных монографий и т. д, и т. п.
И - НИ ОДНОЙ КНИГИ, НИ ОДНОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, НИ ОДНОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИКОГО МОНГОЛЬСКОГО МИРА, МОНГОЛЬСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ С МАЛЫХ ЛЕТ.

Чего можно ожидать от такого общества, какого языка, какой культуры, какой экономики, какого развития вообще?

Продолжение следует. Работа постоянно в процессе, дополняется и обновляется.




Ресурс работает благодаря поддержке народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела!  Мобильный банк – 8 924 516 81 19, карта – 4276 7400 1903 8884, яндекс-карта – 5106 2180 3400 4697

Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19





Tags: Барга-Монголия, Виктор Балдоржиев, Познавательная история, история хори-бурят
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments