Насколько бедна его история, настолько же беден духовно и материально человек. Более того, он совершенно беззащитен. Нас отравили унизительной и бедной историей, которую мы безропотно проглотили вместе с ментальной заразой - глупейшими шаблонами-тюрьмами мышления, лишающими возможности развития. Мы, как были аманатами, так и остались ими, теперь уже аманатами чужой мысли.
На самом деле - мы осколки драгоценнейшей жемчужины: монгольской цивилизации...


Буряты, заражённые имперским мышлением, обычно пишут, что бурятский народ начал формироваться после прихода русских. Конечно, они повторяют мыслишку вслед за другими. Естественно, это бред, как и все остальные содержания, которыми пичкают население.
Главная причина появления бурят-монгольского народа - существование, а потом распад Монгольской империи, повлекший за собой переселение и смешение многих и многих народов на огромном пространстве. Конкретная и близкая причина образования бурят-монгольского народа - возвышение маньчжуров во главе с Нурхаци, которые стронули монгольские племена с их кочевий, многие из которых бежали в Байкальский регион.
Русские люди пришли на эти земли тоже по причине распада Монгольской империии.
Русские люди пришли на эти земли тоже по причине распада Монгольской империии.
Многие события раннего и позднего Средневековья, вплоть до наших дней, включая возвышение Московии, Руси и Российской империи, не говоря о рождении разных народов, включая и русский народ, связаны именно с распадом Монгольской империи. Русские люди стали ощущать свою общность с XV-XVI веков. Племена и роды, объединившиеся в бурятский народ, как были монгольскими, так и остались ими.
Это тема отдельного разговора. А сегодня спонтанный пост...
Сколько бурят-монголов в мире? Разные источники показывают - около или более 500 тысяч.
Большая история, уходящая вглубь веков, полмиллиона человек, основное наименование которых известно всему мира – МОНГОЛ! Республика, округа, компактное проживание бурят вне автономий, исторические деятели, вожди, политики, крупные хозяйственники, творческая интеллигенция, доктора и кандидаты наук, система образования, научные учреждения, кипы художественных книг, тысячи научных трудов и различных монографий и т. д, и т. п.
И - НИ ОДНОЙ КНИГИ, ГДЕ БЫЛА БЫ СОБСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, НИ ОДНОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, НИ ОДНОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИКОГО МОНГОЛЬСКОГО МИРА, МОНГОЛЬСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ С МАЛЫХ ЛЕТ. Только малопонятные монографии.
Чего можно ожидать от такого общества, какого языка, какой культуры, какой экономики, какого развития вообще?
Вот глобальная проблема, которая должна волновать бурят-монгольское общество. Кому нужны ВСЕМ ДОСТУПНЫЕ, давным-давно подготовленные документы, извлечённые в результате жесточайшей борьбы из архивов, подготовленные многими людьми, кстати, я один из них, бытующие ныне на поверхности, которые вбрасывают в общество новоявленные «историки», если у народа нет главного – системы и метода образования поколений в национальном духе в масштабе общечеловеческой цивилизации, НЕТ СВОЕГО УЧЕБНИКА ИСТОРИИ? Разве такая система и такой учебник (или учебники) не были конечной целью деятельности всего народа, его лучшей мыслящей части – творческой интеллигенции на протяжении всей истории? Конечно, такую цель никто не ставит, но деятельность мыслящей части общества, со временем перерастает именно учебники для потомства.
Такая цель давно и естественно достигнута многими и многими просвещёнными народами Европы и Азии, но у нас, видимо, такая цель изначально не была или не могла быть сверхзадачей, а сводилась только к личным проблемам авторов и художественным вымыслом, что всегда является никому не нужной отсебятиной. НИЧТО НЕ ПЕРЕРОСЛО И НЕ МОЖЕТ ПЕРЕРАСТИ В НЕЧТО! А если какая-то сверхзадача и ставилась отдельными лицами, то, где их результаты, в каких трудах, кого они взволновали и подвигли на продолжение и выполнение дальнейших целей?

Почему такую цель должны были ставить простые, на первый взгляд, люди, в основном, пожилого возраста, а не академики, доктора и кандидаты наук, профессиональные историки, преподаватели, вся творческая интеллигенция? Почему не они – великое множество профессионалов, обеспеченные государством, признанные обществом, а упорный человек, как Базар-Гуро Цынгуев или гонимый всю жизнь всякой нечистью Виктор Балдоржиев, с рождения не знавший и не изучавший родной язык, а также подобные им люди, не имея, зачастую, никаких средств, занимались и продолжаются заниматься проблемой истории родного народа и темой монгольской цивилизации, пытаясь сохранить историю для потомков? Сохранить хотя бы то, что имеем, не приукрашивая ничего. Показать хотя бы приблизительные направления, в которых двигались племена, ставших бурят-монгольским народом, их названия, местонахождения, участия в разных событиях.
Пока монгольский мир, особенно бурят-монголы, погрязал в своих распрях, другие народы Азии, обретя независимость и государственность, написали свои учебники и книги, воссоздав и приумножив свою историю за счёт монгольской истории, сделав её своей. 30 лет достаточно для того, чтоб внушить нужные идеи поколениям. Монгольский мир остаётся без своей истории, хотя солнце следует всегда с востока, как и все азиатские процессы, меняющие мир, где волков, монголов, всегда меньше, чем баран...
Какие-то академические издания для узкого круга людей. А для простых людей?
Буро-малиновая билиберда, где одни вымыслы и бездоказательные хотелки "историков и исследователей", терзающих гуглы и яндексы, не имеющих ни капли мысли, без элементарных понятий о причинно-следственных связях, не говоря о лингвистике и других науках? Что пукнут в сетевое пространство чужие люди об их истории, то они и нюхают сладострастно, да ещё предлагают другим. Прямо стремятся в этот заразный воздух вместо того, чтобы постигать науки и учить потомков.
Народу нужны не только доказательная база, но ясные и точные мысли, пробуждающие умственные способности. А какие мысли могут дать люди, не имеющие своих и отравленные чужими?
Имена каких исторических личностей вашего народа сохранились у вас в памяти? Каких лидеров имеете сегодня? Какие события, ставшие поворотными или важнейшими в развитии вы помните? Почему вы всё время пытаетесь сравнить себя и своих сородичей с выдающимися деятелями других народов?
Для чего и зачем все эти пёстрые кричащие и постящие, лайкающие и хайпающие группы и сообщества в регионах и социальных сетях, если нет главного – УЧЕБНИКА СВОЕЙ ИСТОРИИ на основе мирового стандарта начального, среднего и высшего образования? Ведь в нашей либерально-пофигистической стране возможно всё. Когда и кто ещё предоставлял такие возможности?
Молодая женщина из Внутренней Монголии покончила жизнь самоубийством, протестуя против запрета родного языка. Кто из так называемых "лидеров бурят-монголов" хоть как-то выразил своё отношение к этому событию? Смертью своей эта мужественная монголка сказала за весь монгольский мир: ЖИТЬ БЕЗ РОДНОГО ЯЗЫКА И СВОЕЙ ИСТОРИИ НЕВОЗМОЖНО, УХОЖУ. БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, МОНГОЛЫ!
Почему же мы не бережём себя от ментальной заразы?
23 сентября 2020 года.


* * *
Ах, как поет в ночи монголка,
И серебром звенит мотив,
И дивный голос дивно тонкий,
За переливом – перелив!
Мелькают в этих переливах,
То затихая, то звеня:
И блеск луны, и ветер в гривах,
И бег строптивого коня.
И дивный голос дивно звонок,
До дрожи душу бередит…
То, плача, белый верблюжонок,
Осиротев, в степи стоит.
То воды вольного Онона,
То Керулена берега.
И мчится всадник окрыленно,
И низко стелется урга.
То смех заливистый монголок,
То степь ковыльная звенит!
И я – жемчужины осколок –
На миг с жемчужиною слит…
1996 г.
Не нас отравили, а мы отравились, не нас унизили, а мы унизились скучной и бедной историей, которую мы послушно проглотили вместе с ядовитыми теориями и шаблонами мышления. Тюрьмы мысли никогда не поднимут и не разовьют человека и его народ, ибо, как предупреждал А. Эйнштейн: невозможно решить проблему с тем же мышлением, с которым она создана.
Помочь: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан банк: Үндсэн данс 5419 120 465, Карт 6234 5801 2208 8533 (Балдоржиев Цырен-Ханда).

Сколько бурят-монголов в мире? Разные источники показывают - около или более 500 тысяч.
Большая история, уходящая вглубь веков, полмиллиона человек, основное наименование которых известно всему мира – МОНГОЛ! Республика, округа, компактное проживание бурят вне автономий, исторические деятели, вожди, политики, крупные хозяйственники, творческая интеллигенция, доктора и кандидаты наук, система образования, научные учреждения, кипы художественных книг, тысячи научных трудов и различных монографий и т. д, и т. п.
И - НИ ОДНОЙ КНИГИ, ГДЕ БЫЛА БЫ СОБСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, НИ ОДНОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, НИ ОДНОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИКОГО МОНГОЛЬСКОГО МИРА, МОНГОЛЬСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ С МАЛЫХ ЛЕТ. Только малопонятные монографии.
Чего можно ожидать от такого общества, какого языка, какой культуры, какой экономики, какого развития вообще?
Вот глобальная проблема, которая должна волновать бурят-монгольское общество. Кому нужны ВСЕМ ДОСТУПНЫЕ, давным-давно подготовленные документы, извлечённые в результате жесточайшей борьбы из архивов, подготовленные многими людьми, кстати, я один из них, бытующие ныне на поверхности, которые вбрасывают в общество новоявленные «историки», если у народа нет главного – системы и метода образования поколений в национальном духе в масштабе общечеловеческой цивилизации, НЕТ СВОЕГО УЧЕБНИКА ИСТОРИИ? Разве такая система и такой учебник (или учебники) не были конечной целью деятельности всего народа, его лучшей мыслящей части – творческой интеллигенции на протяжении всей истории? Конечно, такую цель никто не ставит, но деятельность мыслящей части общества, со временем перерастает именно учебники для потомства.
Такая цель давно и естественно достигнута многими и многими просвещёнными народами Европы и Азии, но у нас, видимо, такая цель изначально не была или не могла быть сверхзадачей, а сводилась только к личным проблемам авторов и художественным вымыслом, что всегда является никому не нужной отсебятиной. НИЧТО НЕ ПЕРЕРОСЛО И НЕ МОЖЕТ ПЕРЕРАСТИ В НЕЧТО! А если какая-то сверхзадача и ставилась отдельными лицами, то, где их результаты, в каких трудах, кого они взволновали и подвигли на продолжение и выполнение дальнейших целей?

Почему такую цель должны были ставить простые, на первый взгляд, люди, в основном, пожилого возраста, а не академики, доктора и кандидаты наук, профессиональные историки, преподаватели, вся творческая интеллигенция? Почему не они – великое множество профессионалов, обеспеченные государством, признанные обществом, а упорный человек, как Базар-Гуро Цынгуев или гонимый всю жизнь всякой нечистью Виктор Балдоржиев, с рождения не знавший и не изучавший родной язык, а также подобные им люди, не имея, зачастую, никаких средств, занимались и продолжаются заниматься проблемой истории родного народа и темой монгольской цивилизации, пытаясь сохранить историю для потомков? Сохранить хотя бы то, что имеем, не приукрашивая ничего. Показать хотя бы приблизительные направления, в которых двигались племена, ставших бурят-монгольским народом, их названия, местонахождения, участия в разных событиях.
Пока монгольский мир, особенно бурят-монголы, погрязал в своих распрях, другие народы Азии, обретя независимость и государственность, написали свои учебники и книги, воссоздав и приумножив свою историю за счёт монгольской истории, сделав её своей. 30 лет достаточно для того, чтоб внушить нужные идеи поколениям. Монгольский мир остаётся без своей истории, хотя солнце следует всегда с востока, как и все азиатские процессы, меняющие мир, где волков, монголов, всегда меньше, чем баран...
Какие-то академические издания для узкого круга людей. А для простых людей?
Буро-малиновая билиберда, где одни вымыслы и бездоказательные хотелки "историков и исследователей", терзающих гуглы и яндексы, не имеющих ни капли мысли, без элементарных понятий о причинно-следственных связях, не говоря о лингвистике и других науках? Что пукнут в сетевое пространство чужие люди об их истории, то они и нюхают сладострастно, да ещё предлагают другим. Прямо стремятся в этот заразный воздух вместо того, чтобы постигать науки и учить потомков.
Народу нужны не только доказательная база, но ясные и точные мысли, пробуждающие умственные способности. А какие мысли могут дать люди, не имеющие своих и отравленные чужими?
Имена каких исторических личностей вашего народа сохранились у вас в памяти? Каких лидеров имеете сегодня? Какие события, ставшие поворотными или важнейшими в развитии вы помните? Почему вы всё время пытаетесь сравнить себя и своих сородичей с выдающимися деятелями других народов?
Для чего и зачем все эти пёстрые кричащие и постящие, лайкающие и хайпающие группы и сообщества в регионах и социальных сетях, если нет главного – УЧЕБНИКА СВОЕЙ ИСТОРИИ на основе мирового стандарта начального, среднего и высшего образования? Ведь в нашей либерально-пофигистической стране возможно всё. Когда и кто ещё предоставлял такие возможности?
Молодая женщина из Внутренней Монголии покончила жизнь самоубийством, протестуя против запрета родного языка. Кто из так называемых "лидеров бурят-монголов" хоть как-то выразил своё отношение к этому событию? Смертью своей эта мужественная монголка сказала за весь монгольский мир: ЖИТЬ БЕЗ РОДНОГО ЯЗЫКА И СВОЕЙ ИСТОРИИ НЕВОЗМОЖНО, УХОЖУ. БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, МОНГОЛЫ!
Почему же мы не бережём себя от ментальной заразы?
23 сентября 2020 года.


* * *
Ах, как поет в ночи монголка,
И серебром звенит мотив,
И дивный голос дивно тонкий,
За переливом – перелив!
Мелькают в этих переливах,
То затихая, то звеня:
И блеск луны, и ветер в гривах,
И бег строптивого коня.
И дивный голос дивно звонок,
До дрожи душу бередит…
То, плача, белый верблюжонок,
Осиротев, в степи стоит.
То воды вольного Онона,
То Керулена берега.
И мчится всадник окрыленно,
И низко стелется урга.
То смех заливистый монголок,
То степь ковыльная звенит!
И я – жемчужины осколок –
На миг с жемчужиною слит…
1996 г.
Не нас отравили, а мы отравились, не нас унизили, а мы унизились скучной и бедной историей, которую мы послушно проглотили вместе с ядовитыми теориями и шаблонами мышления. Тюрьмы мысли никогда не поднимут и не разовьют человека и его народ, ибо, как предупреждал А. Эйнштейн: невозможно решить проблему с тем же мышлением, с которым она создана.
Помочь: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан банк: Үндсэн данс 5419 120 465, Карт 6234 5801 2208 8533 (Балдоржиев Цырен-Ханда).
