Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Category:

XVII-XVIII вв. По обе стороны границы. Где жили наши предки?

#Пока_мы_живы
________________________________
Итак, мы знаем, что процесс формирования многих этносов, включая и наш бурят-монгольский, начался с распадом Монгольской империи. В этот период характерна сильнейшая активизация дивергенции монолитной некогда империи. Наводнение закончилось, большая река распалась на множество рек, речушек, ручейков, которые смешивались между собой и образовывали новые русла и направления.
Объясним метафору: рождение нового этноса – это всегда расхождение потоков от начальной точки, в биологии – отклонение свойств и признаков от первоначального. Был хоринцем – стал неизвестно кем. Мы сейчас тоже – совершенно другие от «первоначальных».
История хори или хори-бурят в нашем случает выступает только в качестве примера, который присущ, со своими особенностями, для многих современных бурятских родов.


В XVI-XVII веках появлялись новые границы. Многие монгольские племена и роды начали стекаться в Ара-Халху, условный современный Байкальский регион, с востока и юга, переходя пограничные реки и возвышенности. Объединившись и дополнив сообщества тех людей, которые уже жили здесь, они впоследствии стали бурят-монголами, сформировались как народ.

Возможно, эти племена и роды оставались бы на местах своих кочевий, к переселению и бегству вынудили их маньчжуры, об истории которых современные бурят-монголы имеют смутное представление. Между тем, они - главная причина образования бурят-монгольского народа на территории Байкальского региона, где со времён усиления маньчжуров стал образовываться своеобразный миксер, где смешивались многие монгольские племена.

Для изучения нашей истории мы всегда должны иметь в виду две стороны, разделяя их современной границей между Китаем, Монголией и Россией. Та сторона – это Цинская империя маньчжуров, включавшая в себя Монголию и Китай, эта сторона – Россия.
Исторически мы попали между двумя этими мощными жерновами, которые уже четыре столетия перемалывают нас в труху своего образца.

По сравнению с другими, крупными, этносами, также претерпевающими изменения в XVI-XVII-XVIII веках, хоринское и другие племена, образовавшие бурят-монгольский народ, были небольшими объединениями. Вероятно, по этой причине их наименования не заметны на видимой, поверхностной, части истории Монгольской и Цинской империй. Но эти наименования должны быть, они обнаружатся при более глубинном изучении истории этих двух империй и таком же поиске. Естественно, что для такого знания и поиска надо владеть китайским и монгольским языками, включая старомонгольскую и маньчжурскую письменности, которая была создана на основе старомонгольской.

На маньчжурской стороне

Как же могла жить часть хори, оставшаяся на той стороне?
К 1616 году, когда многие монгольские племена и роды перекочевали или бежали в Ара-Халху и позднее стали именоваться бурят-монголами, на северо-востоке Китая и Внутренней Монголии было образовано Маньчжурское государство. Маньчжуры, объединив свои и находящиеся рядом с ними племена, начали завоёвывать Китай, привлекая на свою сторону и подчиняя монгольских ханов. В 1644 году появилась Цинская империя, просуществовавшая до 1912 года.

Маньчжуры делили своё государство на военно-административные территории, которые назывались знамёнами. Знамёна баргутов существуют до сих пор. Земли Маньчжурии имели особый статус, поскольку были родиной самих маньчжуров.
Надо сказать, что все монголы были в империи вторыми по значимости после маньчжуров, далее следовали китайцы и инородцы. При Монгольской империи вторыми были маньчжуры, а первыми - монголы.
Также, как и в России, все люди не основных национальностей именовались инородцами. Предки хори-бурят и вообще всех бурят-монголов могли входить и, скорее всего, входили в группы больших монгольских племён, которые образовывали аймаки.

Описание этих аймаков, поделённых маньчжурами и входивших в их знамёна, сделал в XIX веке летописец или делопроизводитель, возможно и топограф, Мэн-Гу-Ю-Му-Цзи (кратко Чжан Му), который, как пишут, умер в 39 лет от полового истощения. Мужик был! Закончил примечания к «Запискам о монгольских кочевьях» его друг – Хэ Цю-Тао.

Работа Чжан Му длилась более десяти лет. Чжан Му уходит при описании кочевьев в глубокую древность, подробно пишет о событиях XVI-XVII-XVIII веков. Ведь ему было поручено снабдить работу географическими и археологическими примечаниями. Работу до конца он не завершил, но сделать успел многое.

Надо сказать, что, в отличие от России, в Цинской империи и вообще в Китае, делопроизводство велось на высшем уровне и с максимально возможной точностью (императоры писали стихи, прозу, историю!). Это видно по работе Чжан Му, где он описывает территории и границы кочевий чуть ли не до метра. Чиновники империи были высоко грамотными людьми: для вступления в должность учились и сдавали строжайшие экзамены. Разумеется, ни один делопроизводитель, летописец (тогдашний блогер) и в мыслях не допускал ошибок в написании. (У нас, я вижу, "историки и краеведы" пишут кому и как вздумается:))

Напомню, что в XVI-XVII веках делилась этническая системная целостность Монгольской империи. Надо полагать, что через два-три века, в XIX веке, это были уже совсем другие сообщества, из которых очень трудно вычленить те группы, которые существовали двести или триста лет тому назад.

Вот отрывок примечания из работы Чжан Му и Хэ Цютао «Записки о монгольских кочевьях» (составлен в 1867 году, русское издание 1895 года): «…в городах Букуй и Мэргэнь смешанно живут инородцы и китайцы; между первыми встречаются Барху, Солунь, Дахур (в настоящее время называемые Да-шэн-ула) и Сибо; все они также приписаны к знамёнам и несут службу. Умнейшие из них понимают язык и грамоту все равно, как китайцы».

Что мы можем понять из этого примечания? В Цинской империи есть чёткое подразделение на самих маньчжуров, инородцев и китайцев. Инородцы и китайцы приписаны к военно-административным территориям и гарнизонам (знамёнам) и несут службу. Это – баргуты (барху), эвенки (солунь), дауры (дахур), тунгусы, близкие к маньчжурам (сибо).

Могли бы быть здесь предки хори-бурят? Конечно. Ведь в Монголии осталась большая часть наших предков. Они могли быть, (по мере ассимиляции), в любой из этих групп, менее ассимилированные – среди баргутов.

Из предложения «Умнейшие из них понимают язык и грамоту все равно, как китайцы» надо понимать, что эти люди китаизирутся.

А из строки «…Дахур (в настоящее время называемые Да-шэн-ула)» выходит, что у маньчжуров и китайцев могут меняться наименования целых народов, естественно, могли меняться наименования племён и родов. И этот процесс происходил и происходит во времени непрерывно.

Если по Тугулдуру Тобоеву и другим летописцам мы именовались (и всё ещё можем именоваться) народом 11 хоринских родов, то в Баргу-Монголии Цинской империи, нас вполне могли называть по-другому, тем более наши предки соединялись и входили в другие группы и сообщества. Эти факты должны быть отражены в архивах Цинской империи. Делопроизводство там было очень тщательным и чётким. В этих архивах возможно найти какие-нибудь сведения не только о наших предках, оставшихся во Внутренней Монголии, но и вообще о нашем прошлом. Будем надеяться, что хори-бурятам повезёт.

Авторы «Записок о монгольских кочевьях» замечают, что в 1651 году для монгольских инородцев определен был следующий штат земли: каждым 15-ти тягловым людям (взрослым) отвести земли 1 ли в ширину и 20 ли в длину.

Один ли равен примерно 500 метрам (точного измерения нет: от 300 до 600 метров). Значит, 15 работоспособных (тягловых) мужчин получали землю шириной в 500 метров и длинной в 10 километров. Один человек должен был обрабатывать землю шириной в 500 метров и длиной в 666 метров. Это 33 гектара, то есть сегодняшний пай члена колхоза (бывшего или действующего).

Вот ещё одно интересное для нас примечание: «Во 2-й год правления Шунь-чжи (1645 г.) старший сын Бадари Баясхалан женился на царевне Чун-кан». Какие современные имена! В 1645 году Бадараев Баясхалан женился на царевне…

Документы подобного рода подавались в Лифаньюань — в переводе с китайского «Палата по делам управления вассальными и зависимыми территориями». Вот в архиве этой палаты и надо, наверное, искать сведения о прошлом 11 хоринских родов и вообще всех бурят-монголов.

Очень интересную информацию дают труды российских синологов, то есть китаеведов. Вообще, следовало бы окунуться в синологию - огромный комплекс наук, изучающих Китай, а это истории многих и многих народов.

Вот что пишет о разграничении земель северомонгольских аймаков и хошунов синолог А. В. Попов:

«Законодательство, введённое империей Цин в Монголии в XVIII–XIX вв., среди прочих имело определенную цель: сформулировать и провести в жизнь целый ряд норм, устанавливающих порядок распределения и разграничения населённых монголами земель. Статус границ монгольских хошунов и аймаков впервые оказался в фокусе системы цинского законодательства в 30-х годах XVII в., с самого начала её распространения на Монголию. Об этом свидетельствует содержание нескольких указов, адресованных правителями маньчжурского государства Цзинь южным монголам1. Наиболее ранний из таких указов, изданный в 1636 г. маньчжурским государем Хунтайдзи (или Абахаем, годы правления: 1626-16342), предписывал штрафовать 40 лошадьми монгольских ванов2, допустивших самовольный переход установленных границ кочевий. За тот же проступок управлявшим хошунами бэйлэ, бэйцзы и гунам3 грозил штраф в размере семи единиц конского поголовья, тайджи4 — пяти. Уличенный в подобном правонарушении простолюдин обязан был отдать для казённых нужд одного быка. Согласно тому же указу, переходящие пределы отведённых им земель и самовольно кочующие на чужих пастбищах ваны должны быть подвергнуты штрафу в размере 100 лошадей, управляющие хошунами бэйлэ, бэйцзы и гуны — в размере 70 лошадей, тайджи — в размере 50 лошадей.

Совершивших подобное преступление простолюдинов надлежало лишать всего их имущества, каковое следовало передавать свидетелям, давшим показания, уличающие правонарушителей.

Тем самым были сформулированы правовые основы порядка распределения и разграничения кочевий, распространённого цинскими властями на Северную (Халха) Монголию сразу же после ее включения в состав империи Цин в 1691 г».

Объяснения сносок приведённого абзаца

1. Маньчжурское государство Цзинь установило политический и административный контроль над территориями, населёнными южными монголами, в 1623–1635 гг.

2. Ваны – монгольские князья, обладавшие пожалованными цинским императором высшими аристократическими титулами 1-го и 2-го рангов.

3. Бэйлэ, бэйсэ, гуны – представители среднего звена цинской иерархии монгольской наследственной знати, князья 3–6-го рангов.

4. Тайджи - носители низших аристократических достоинств и рангов знатности, привлекались цинскими властями к государственной службе в качестве правителей хошунов или чиновников в монгольском военно-административном аппарате.

Говоря о нашей истории и Бальжин-хатан, мы упоминаем Бубэй бэйли-хана и его сына Дай Хунтайджи. Многие авторы, в том числе и я, пишут, что Хунтайджи – это чингисид. Надо понимать, что в Цинской империи это был уже простой феодал, статус мог быть добавлен монгольским табелем о рангах. В Цинской империи князья делятся на ранги, но теперь они выполняют военно-административные функции, работают как чиновники.
Бэйли, как мы поняли, – князь 3 и ниже ранга. Отсюда вывод: для маньчжуров Бубэй – бэйли, монгольский наследственный князь, для монголов – ещё и хан (непонятно какой значимости), возможно возглавлял солонов (эвенков), которые были приписаны к одному из знамени (корпусу) маньчжуров. Дай Хун был просто тайджи, сыном Бубэй бэйли, чиновником в аппарате отца, отсюда, возможно, Дай Хунтайджи. А как его звали? Дай, Дэ, Ду, Дахун, Дэхун?
Бубэй бэйли и его сын, вероятно, были владельцами хошуна. Об этом говорит титул бэйли.
Хошун - административная единица в Монголии с XVI века по 1931 год, равная современному району или нескольким районам России, это княжество.

При маньчжурском господстве (1691-1911) хошун становится основной военно-административной единицей. Одновременно с этим, хошун - феодальное, удельное, княжество во главе с наследственным князем. В военном отношении хошун при маньчжурах приравнивался к ополчению, численность которого равнялась дивизии, то есть 10 или более тысяч человек.
Из этого следует, что во владениях Бубэй бэйли и его сына было около или более 10 000 человек. Какая-то часть из этого количества была хоринцами. Возможно, по соседству с этим хошуном проживало ещё больше хоринцев.
Но сын Бубэй бэйли убежал вместе с невесткой (Бальжин-хатан) и подданными - народом 11 хоринских родов.
Преследовали их не простые вооруженные ватаги, а серьёзное подразделение маньчжурской армии, где в каждой ниру (роте) насчитывалось до 300 солдат.
Кстати, у маньчжуров была даже русская рота (Орос ниру) из пленных и перебежчиков, но вряд ли она дислоцировалась вблизи границ.
Если армия маньчжуров сокрушила минский Китай, Джунгарию и захватила ещё много территорий, то надо полагать, что это была сильная, многонациональная, армия, наследовавшая в большей степени монгольскую армию, и там была суровая дисциплина.
Преследовать Дай Хунтайджи, Бальжин-хатан и хоринцев могли: ниру (рота) - до 300 воинов, чэлэ (батальон) - до 1500 воинов, гуза (бригада) - до 7500 воинов. Скорее всего, это были два или три чэлэ - от 3 до 5 тысяч воинов. Вполне возможно, что Бубэй бэйли отправили на помощь подкрепление из ставки, при маньчжурском делении - знамени.
Сражаться с таким грозным войском горстке мирных людей было бесполезно, единственное спасение - бежать, скрываться, рассеяться, что и сделали хоринцы.
Наверное, в 1594 году или в начале 1600 годов через Аргунь переправились около 2-3 тысяч наших предков.
По ревизии 1795 года, то есть через 100 лет после побега, хори-бурят было 17 тысяч человек всех возрастов. Был, конечно, естественный прирост сообщества, в основном хоринцев стало больше за счет других беглецов, которые перебирались в Байкальский регион со стороны Монголии и Цинской империи на протяжении 100 лет..

Имя Хунтайцзи (возможно и статус) был у императора маньчжуров, сына Нурхаци, Абахая (1592-1643). (Не напоминает ли слово Абахай бурятские слова Аба-ахай, то есть - отец-брат или просто Абахай, что значит - паук?).
Законы, как мы видим, были жёсткие не только для простых людей, но и для всех без различия.

Маньчжурское государство было построено его основателями: Нурхаци, Хунтайцзи, Ши-Цзу, Канси, Юнчжэн, Цяньлунь. В позднем средневековья это была самая сильная империя из всех существовавших в то время.

P.S. Возможно, Тугулдур Тобоев, закончивший свою Хронику в 1863 году, брал за основу "Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов", написанный заседателем Хоринской степной думы Доржи Дарбаевым в 1839 году. В этом докладе Доржи Дарбаев пишет, что: «Сыном Буубэй-бэйлэ был Дай-хун-тайджи. Отец во время сватовства сыну невесты, по имени Бальжин-Хатун, дал в приданое людей 11 родов. Сохранились записи устных преданий, сказанных стариками, что подданные Дай-хун-тайджи из-за неблагополучных условий жизни бежали в страну русского хана и приняли его подданство».
Дал в приданое сыну?


На этой карте возле Хайлара и границы видим жёлтые звёзды или пятна, которые означают гарнизоны, а также кочевые сообщества, причисленные к гарнизонам. Никаких вассальных князей или княжеских сеймов там нет. Это чисто маньчжурская земля.


На русской стороне

Следуя Тугулдуру Тобоеву, мы дошли до 1703 года, когда представители хори-бурят отправились в Москву и встретились с Петром Первым. Что же было после этого события? Тугулдур Тобоев пишет:

«После того хоринские буряты стали жить в мире и радости охотой на дичь, разведением скота и т. д. Они разбогатели скотом и стали богаты потомством. После этого, до того как были поставлены пограничные вехи, из Монголии прибывали в течение ряда поколений ламы и простолюдины. Благодаря тому, что они присоединились к хоринским бурятам, количество их увеличилось и их стало ещё больше. В это время прибыл вместе с ними из Монголии некто, по имени Хабанши Хундуев, и соединился с хоринскими родами. Тем временем, как он проживал вблизи Байкала, в 1705 году пожаловал для обозрения местности и исследования кочевий стольник и полковник Петр Саввич Скрипицын. Тот Хабанши служил ему проводником, разъезжая при нем. В благодарность за то, что он оказал ему в пути следования различные услуги, он получил, по представлению воеводы Головина, высочайше пожалованной грамотой льготы по податям, а также и по другим повинностям1».

Объяснение сноски и расшифровка абзаца

1. Упоминаемый здесь воевода Ф. Головин заключил с маньчжурами в 1689 году Нерчинский договор, по которому Забайкалье отошло России.
Из этого следует понимать, что племена и роды, населяющие в то время Забайкалье, в том числе и хори-буряты, были неспособны создать своё государственное образование, а маньчжуры, расширявшие свою империю и монгольские ханы, перешедшие на сторону маньчжуров, не были заинтересованы в этих территориях.
В коротком абзаце Тугулдура Тобоева нарушена хронология событий. О своём предке Хабанши Хундуеве, полковнике Петре Скрипицыне и воеводе Фёдорое Головине он упоминает в конце абзаца. События, связанные с этими людьми, происходят в 1705 году. До этой даты он пишет «… до того, как были поставлены пограничные вехи, из Монголии прибывали в течении ряда поколений ламы и простолюдины…» Вместе с ними прибыл некто Хабанши Хундуев. Расшифровка этих предложений очень важна для Познавательной истории хори-бурят и вообще бурят-монголов.

Пограничные вехи между Цинской империей и Россией были поставлены в 1727 году после заключения Буринского договора (трактата) 20 августа 1727 года и Кяхтинского договора 21 октября 1727 года. Граница была определена от реки Аргунь до Западных Саян, поставлены 63 пограничных, караульных, маяка. Кстати, о них в моём ЖЖ есть пост.

В 2007 году я организовал группу «Союз Arts», куда входили писатели, художники, скульпторы, композиторы. Группа должна была заниматься идентификацией края посредством искусства. Одним из результатов работы нашей группы является архитектурно-скульптурный комплекс «Утвердившим рубежи России», поставленный на Караульной сопке вблизи села Абагайтуй напротив реки Аргунь. На этой сопке обменялись грамотами о разграничении территорий представители России и Цинской империи 12 октября 1727 года.


Через десять лет после установки комплекса. Моя ежегодная, рабочая, поездка вдоль границы. 2017 год. Ни с какими организациями и государственными или частными структурами я не связан. Деятельность, темы исследований и маршруты определяю сам или, вернее, их определяют моя этническая и цивилизационная принадлежность.
Видите вдали столбы - это инженерные сооружения, там - граница, которую некогда проводили наши предки. Там две сопки Абагайтуй - на китайской и нашей стороне.
Мы ушли от маньчжур, монгольских ханов и закрыли дорогу назад, в рабство... Так думается. Но кто знает, кто знает?


Для разграничения на местах и установки пограничных знаков на восток и запад от места переговоров были отправлены группы людей. На восток, до реки Аргунь, – с российской стороны группа Ивана Глазунова, с китайской стороны группа чиновника Хубита, на запад – группы Количева и Бесиге.
Мобилизовав местное население (наших предков), эти люди разграничили территорию, поставили 63 пограничных маяка (пирамидальные насыпи из камней), в каждую из которых вложили опись участка на русском и монгольском языках. В сторону востока от Кяхты до Аргуни было поставлено 39 маяков, а на запад, до хребта Шабин-Дабан – 24 маяка.
12 октября 1727 года на Караульной сопке (между сопками Абагайтуй на двух берегах Аргуни) Глазунов и Хубита обменялись письменными разграничительными актами, 18 октября того же года такими же актами на хребте Шабин-Дабан обменялись Количев и Бесиге.

Нет сомнения, что демаркацию границы, то есть основные физические работы, проводили наши предки. Делимитацию же, то есть – переговорный процесс, описание прохождения линии границы, документирование и разграничение на картах делали на уровне государственных служащих. О нашей границе можно прочитать в моём очерке на Проза.ру.

Большое количество предков бурят-монголов и, в частности, хори-бурят, прибывали в Ара-Халху, то есть в Байкальский регион, до проведения границы, до 1727 года. Границы ещё не было, можно было идти (или бежать) от монгольских ханов и маньчжуров на просторы Забайкалья или же возвращаться обратно, ища защиты у ханов. Но свободных людей на территории Монгольских аймаков (ханств) не было, все находились под властью ханов и князей.
Тугулдур Тобоев пишет о своём предке Хабанши Хундуеве, который прибыл со стороны Монголии до 1727 года и проживал вблизи Байкала. Далее летописец прямо указывает, что его предок не был чистокровным хори-бурятом. В XIX веке авторы могли говорить о чистокровности, в наше время говорить на эту тему вообще предосудительно. Вероятно, многие из нас не были в то времена хоринцами, как и Хабанши Хундуев.

Опустим абзац Тугулдура Тобоева, в котором он описывает свои награды и заслуги перед Российским государством (что характерно для всех бурятских чиновников), но возьмём оттуда строку, касающуюся его предков. Это нам нужно для приведения и объяснения сноски летописи и условности делений на племена и роды:

«Сыновей этого Хабанши и потомства от них было много, но мы выясним лишь немногое: сын Хабанши – Хидан, и он был зайсаном восточно-хуацайского рода. Сын Хидана – Дахи зайсан. Его сын – Хадун зайсан. Его сын – Мунхэ. Его сын – Тоба. Сын Тоба – Тугулдур1»

Итоги поста

Сноска Т. Тобоева: Оказавший содействие Скрипицыну Хабанши Хундуев, выходец из Монголии, является предком в седьмом поколении автора хроники – Тугулдура Тобоева. Тобоев, таким образом, не был чистокровным хори-бурятом. Вернее всего, что Хабанши явился вместе с теми бурятами табангутского рода, относительно принятия которых в российское подданство был Головиным заключён 15 января 1689 г. договор «о вечном оных тайшей подданстве российскому престолу», который был подписан монгольскими князьями во главе с Ирки-Контазией (Эрхэ хонтайджи). См.: Н. Бантыш-Каменский. Дипломатическое собрание дел между российским и китайским государствами с 1619 по 1792 г. Казань, 1882, стр. 59.

В 1689 году буряты разных родов, видимо, не имели никаких полномочий для подписания каких-то договоров.
Как видим, договор «о вечном оных тайшей подданстве российскому престолу» был подписан монгольскими князьями.
В эти годы переговоры могли вестись только между представителями Цинской и Российской империй, а также с монгольскими ханами и князьями.
А буряты, бывшие тогда разноплеменными и разнородовыми группами, ничего не значили для договаривающихся сторон.

Известно, что в тот период подписать договор о подданстве российскому престолу желали и некоторые монгольские ханы, стоявшие перед выбором: Цинская или Российская империя? По обе стороны границы была своя жизнь, свои законы, свои плюсы и минусы. Надо было выбирать.

Хабанши Хундуев и очень много людей разных родов и племён, ставшие потом бурят-монголами, прибывали из кочевий Монгольских ханов до 1727 года, когда была проведена граница между Россий и Цинской империей. Наши предки на российской стороне платили ясак русскому государству, организовывали своё местное самоуправление, названные позже степными думами, какие-то правила и уложения брали из прошлой, монгольской, жизни. Также они продолжали пасти и размножать скот пяти видов. Богатели. Об этом есть многочисленные свидетельства русских (немецких, голландских, английских и др.) учёных, путешественников, натуралистов, которые, если будет в этом необходимость, я приведу в следующих материалах.
Во время проведения границц, то есть в 1727-1728 годах, были разные инциденты, одно из них, связано с именем Шилдэ-Занги. Об этом в сети должны быть отдельные материалы.

Напомню: материалов, монографий, книг, наполненных легендами и сказаниями о бурят-монголах много, нет учебника истории бурят-монголов, которую могли бы изучать дети (и не только), укрепляя в себе дух, волю и чувство причастности к своему этносу, что способствует развитию и конкурентоспособности.

Продолжение следует.





ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ НА ВАС! Мобильный банк – 8 924 516 81 19, VISA – 4276 7400 1903 8884, MIR 2202 2006 6800 1223, Юmoney – 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда). Bitcoin: 8ad797ef-24a4-4f5d-9947-0782b1c8602d

Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19



Tags: #Пока_мы_живы, #познавательная история бурят-монголов, бурят-монголы, хори-буряты, цинская империя
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments