Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Categories:

Писатели Бурят-Монголии. Когда сходятся звёзды

#Писатели_Бурят_Монголии


Говорят, когда сходятся звёзды, случается невероятное.
Название или предсказание, возможно, литературное, но повествование обещаю далёкое от гуманитарного дискурса, не имеющего, зачастую, доказательной базы. Время обязывает, а обстоятельства заставляют осмыслить сегодняшнее состояние и принять решения для конкретных, практических, дел и дальнейшего развития общества. Замечу, что выражение о том, что литература никаких задач не решает, на мой взгляд, совершенно не верна, а в нашем случае, даже вредна. Именно литература и решает задачи: либо порождая бесов, либо избавляя от них...
Звёздное небо-2.jpg

Нам надо провести некую черту, подводящую итоги, поскольку за этой чертой уже давно идёт новая эпоха, которая остаётся всё ещё незамеченной в так называемой творческой среде бурят-монголов Байкальского региона. Эпоха эта заметна в жизни, но не отражена в текстах. О чём это говорит? О какой журналистике и литературе? Неужели не очевидно: всё, что не имеет движения, не развивается и деградирует? Разве можно назвать развитием шаблонные биографии и перечисление названий произведений, дат рождения и смертей литераторов прошлого или произведения современников, лишённые мысли, а также – проведение каких-то бессмысленных конкурсов и мероприятий, плодящих бездарности и прочих бесов современности?

На этом фоне потрясающе поучительными предстают биографии или жизнедеятельность конкретных авторов, оказавших огромное влияние на развитие населения Байкальского региона, особенно Бурят-Монголии и других административно-территориальных образований бурят-монголов. (Кстати, ареал проживания бурят-монголов намного шире обозначенных границ).
Полагаю, что имена этих авторов надо заново явить обществу. Отсюда возникает следующая задача: речь должна идти именно о развитии человека и общества, без которого не может быть развития региона проживания. Такую задачу решали авторы, которые будут названы ниже. Их возможному, молчаливому, историческому, наказу своим последователям, то есть всему творческому потенциалу бурят-монголов, посвящена эта статья.

Причина следующая: в 2021 году, действительно, сошлись звёзды. 1 мая исполнится 110 лет поэтессе Цырен-Дулме Дондоковой (1911 – 2001), 5 февраля – 105 лет Жамсо Тумунову (1916 – 1955), 25 августа – 100 лет Даширабдану Батожабаю (1921 – 1977), 9 августа – 90 лет Исаю Калашникову (1931 – 1980), 5 декабря – 85 лет Дондоку Улзытуеву (1936 – 1972).

Может быть, в большом, мировом, масштабе эти имена мало что означают и говорят, но для нас, бурят-монголов и жителей Байкальского региона, эти имена – вехи на пути развития общества. Схождение звёзд бурят-монгольской литературы такого уровня наводит их последователей на серьёзные размышления, которые, в свою очередь, вводят нас в давно назревшие и забытые проблемы. Без искреннего и глубокого понимания этих проблем, всякая деятельность одарённого и творческого бурят-монгола на данном этапе становится не очевидной и бессмысленной.

Каждый из названных выше писателей жил в своём времени и, что очень важно, в своём регионе (Восточно-Сибирский край, Бурят-Монголия, Бурятия, Читинская область). Отсюда масштабы их мышления и взгляда. Они жили и творили среди своих современников, которые были нашими предками. Каковым было мироощущение бурят-монголов того времени, что они чувствовали, какими мыслями жили, каким было их развитие, на которое влияли культура и литература, дух времени, создаваемые и наполняемые перечисленными выше деятелями?
Очевидно, что их творчество, посвящённое благу и развитию своего народа, мы будем чествовать в этом году и, может быть, обозначим единую дату для ежегодного проведения общего литературного праздника. (Для того, чтобы более не возвращаться к этой теме, я предложил бы дату между 9 и 25 августа: благодатное время, где имена Исая Калистратовича Калашникова и Даширабдана Одбоевича Батожабая, двух столпов советско-бурятской литературы России, зовущих на встречу и размышления всех остальных…)

О шаблонных биографиях я написал выше совсем не зря. В современной ситуации, когда одновременно: стремительно проясняется мгла истории, происходит опаснейшее расчеловечивание человека, появляются новейшие технологии, катастрофически увеличивается разница (пропасть) в развитии народов и племён, мы обязаны вглядеться в прошлое и прочитать в биографиях и датах наших предшественников те вехи и направления, которые привели нас к современному состоянию. В них – наша общая биография. И ещё: для того, чтобы осмыслить себя и развиваться дальше, мы должны научиться читать заново, ибо мы разучились читать. О каком-либо письме вообще можно не говорить. Вы согласны?

Оставим на время вопросы уровня таланта и профессионализма, ибо у творческого человека они должны быть по умолчанию. Более того, в наше время глупо говорить о некой инстанции Бога, которую старательно приписывали во все времена авторам, чем пользовались бездарности. На самом деле, творческий и плодотворный человек обладает, по выражению И. П. Павлова, наиболее сильной, чем у остальных, мозговой системой. Именно это отличие решало, решает и будет решать вопросы общего развития.

Схождением своих звёзд наши предшественники напоминают: у народов и регионов России всегда были и будут два вопроса – внешние и внутренние. Творческая интеллигенция национальных окраин сначала решает внутренние вопросы с тем, чтобы быть адекватным и конкурентоспособным на внешнем пространстве. Прежде всего, это должно быть непрерывное развитие умственных способностей и возможностей национальной среды для укрепления роли и позиции региона в масштабах страны. Именно такой показатель и говорит о развитии общества и деятельности творческого и научного потенциала общества. А что мы видим на самом деле?

Насколько высок и активен был этот потенциал в годы жизнедеятельности Цырен-Дулмы Дондоковой, Жамсо Тумунова, Даширабдана Батожабая, Исая Калашникова и Дондока Улзытуева говорит история развития культуры Республики Бурятия, зафиксированная во многих и многих художественных и документальных произведениях. Только перечень произведений, званий, должностей их европейских и азиатских друзей-соратников, с которыми они общались, говорит о высоте, которая остаётся недостижимой для современников, а значит – и для всего региона. Имена этих авторов живут в памяти тысяч читателей и жителей русско-бурятских регионов. Но знаем ли мы их жизнедеятельность, направленную на развитие своего народа и выраженную в их творениях?

Сильная мозговая система не ставит вопросов о развитии среды, она просто работает над развитием среды, в которой ей довелось появиться и жить, то есть она выполняет своё призвание, не замечая изменений. Насколько такой личности удалось выполнить свою работу, показывает время. И тогда возникает вопрос или выбор: «Кто более матери-истории ценен?»
Цырен-Дулма Дондокова, Жамсо Тумунов, Даширабдан Батожабай, Исай Калашников, Дондок Улзытуев, конечно, как и все настоящие талантливые личности, не ставили себе конкретных задач развития общества, но само их присутствие и деятельность развивали среду, в которой они жили и творили. Для развития таких народов, как бурят-монголы, очень важна плодотворная деятельность их творческих представителей.
Кстати, надо сказать, что Жамсо Тумунов, наряду с литературной деятельностью, возглавляя Союз писателей Бурят-Монголии или работая начальником Управления по делам искусства при Совете Министров Бурят-Монгольской АССР, занимался организационными вопросами развития культуры и литературы, а потому, естественно, ставил конкретные цели и задачи, возникающие перед ним, его соратниками, друзьями и всей творческой интеллигенцией республики.

За свою жизнь мне пришлось прочитать довольно много биографий и, вообще, материалов о мыслящей части общества, творческой и научной интеллигенции на территории Сибири, более всего Байкальского региона, в которых о каком-то серьёзном дискурсе можно даже не говорить, ибо его там очень мало и, как я думаю по свою опыту, не скоро умножится. Всё ограничивается датами, биографиями, шаблонами. Какие из такого материала можно сделать умозаключения? Как определить ступени и этапы развития общества? Какой была общественная мысль, политическая или административно-территориальная обстановка региона на том или ином периоде деятельности личности, о которой идёт речь? Какие события, ситуация, обстановка, личности могли повлиять на развитие способностей и возможностей того или иного автора, и как опосредование такого развития повлияло на общество? Как и чем само общество влияло и питало авторов?

В эпоху чудовищного декаданса, творящегося не только в России, но и в так называемом цивилизованном мире, я должен говорить о людях другой страны и другого времени, обладавших настоящими человеческими свойствами. Дело в том, что мы живём на той же территории, но уже в другой стране и в другой среде, в другом моральном, этическом, эстетическом, климате, чем наши предшественники. Других предшественников у нас нет, кого бы мы ни старались притянуть. А потому мы обязаны увидеть в них те качества, на которые можем опереться в процессе нашего сегодняшнего развития. Ведь положительные или отрицательные качества человека меняются только в сторону увеличения или уменьшения.

Авторы, звёзды которых сошлись в этом году, жили:
- при зарождении и становлении,
- организационном строении,
- динамичном развитии и
- феноменальном взлёте советско-бурятской, народной, литературы и культуры.
Первые из них (Цырен-Дулма Дондокова, Жамсо Тумунов, Даширабдан Батожабай) застали и даже писали на старомонгольском, латинице до тех пор, пока не утвердилась кириллица. При этом подчёркиваю, занимались именно народной литературой, но не столь советской, как принято называть это явление.

Если говорить конкретно, то они, как и их предшественники, жившие при монархической России, были заняты именно образованием и просвещением, то есть ускоренным развитием своей среды, вхождением её в русское общество и русскую культуру, а через них – в мировую культуру, ибо другого пути не было. Так определено нашей исторической географией.
Как они этим занимались – отдельная тема.

За каждым этапом развития бурят-монголов стояла своя плеяда творческой интеллигенции. В монархической России это были одни люди, в СССР – другие. Имена этих деятелей известны и на слуху. Но все они поднимали и озвучивали бурят-монголов на российском пространстве, в мировом масштабе, они сплачивали и цементировали общество, и, развивая его, вели на решение самых разных задач. Эти люди были отдельной, наиболее развитой, частью своей среды, в которой всегда рождаются свои структуры и своя иерархия.
Кто озабочен развитием своих соплеменников в наше время, когда скорость увеличения разницы (разрыва) в развитии народов ужасающе стремительна, а часть населения уже никогда не сможет овладеть даже простейшими гаджетами? А что будет при полном переходе на цифровую информацию?

Развитый и просвещённый народ, способный конкурировать в любой сфере с кем угодно и где угодно, несомненно, лучше, чем тёмная и полупьяная масса населения, пялящаяся на выборные баннеры и развратное интернет-пространство.
Ответственна, то есть в ответе за состояние населения, могущего стать народом, естественно, её активная часть – творческая интеллигенция. Не сборище амбициозных и бездарных болтунов и бездельников, озабоченных рейтингами, признанием, грантами, а настоящая, непрерывно работающая на развитие народа, творческая интеллигенция, даже не думающая о возможности какого-то вознаграждения за своё призвание. Именно у таких авторов настоящий литературный текст.

Главная задача текста, подспудно и всё время находящаяся в мысли серьёзного автора, не в очаровании или порядке слога, не в волшебном расположении слов и звукоряда, не в доказательстве каких-то истин или фактов, всё это само по себе, а в пробуждении и развитии мыслительных способностей и возможностей человека. Постановкой и решением такой задачи и отличаются талантливые авторы от всех остальных.
Именно такую задачу для всего бурят-монгольского народа решали авторы, звёзды которых сошлись в этом году. О них мы должны рассуждать и говорить в будущих материалах. Они должны стать началом переосмысления нашего развития. Когда сходятся звёзды, проявляются проблемы и возникают вопросы, не решая которые, невозможно жить. Таким образом, назовём схождение звёзд – введением в наши забытые и насущные проблемы.
Возможно, эти проблемы никогда не озвучивались, но они всегда и неизменно были в мыслях каждого творческого бурят-монгола, как главный императив всей его деятельности, который он обязан выполнять. Жив ли этот императив сегодня?

Культурный регресс нашего времени очевиден. Человеческая толпа всегда стремилась назад, к своему пещерному состоянию, удовлетворению своих животных потребностей – потребительству и паразитическому времяпровождению. Так легче жить. Толпе ничего не надо, кроме халявы, никаких изменений, реформ, никакого движения вперёд. Для тёмных масс всякая личность, требующая какого-то движения и активности, – всегда враг. Такова природа приспосабливающегося организма, отвергающего разум и волю. Призовём на помощь науку и скажем, что мыслительный процесс развивается в результате умножения нейронных связей, возникающих по мере приобретения опыта. Следовательно, отрицательный опыт, должен порождать отрицательное мышление и деформацию умственных способностей и возможностей. Это же очевидно. Хищникам выгодно население.
Но народом толпу всегда делали и делают редкие личности. Каких высот достигло бурят-монгольское общество и население Байкальского региона можно проследить по истории образования и культуры нашего общества, но более всего – по истории литературы и произведениям авторов. Прочитайте «Жестокий век» Исая Калашникова или «Похищенное счастье» Даширабдана Батожабая, где всё – мысль и движение…

Если логика развитого человека не желает мириться с тем, что происходит в современности, то она обращает внимание на предыдущие события. И отвечает на вопрос: как начинался и как был прерван процесс? Где начался приём заразной информации, деформирующей личность и расчеловечивающий человека? На какие органы чувств влияет информация и как она должна быть приготовлена и подана?
Давно замечено, что у нас, бурят-монголов, как и у всех людей на планете, есть потенциальная доброкачественность и потребность к развитию. Мы не может влиять на глобальные процессы, но мы обязаны развиваться. Сильная мозговая система – наша единственная возможность сохранения и развития. Не об этом ли думали бурят-монгольские авторы, творя свои произведения при свете коптилок и керосиновых ламп, во фронтовых землянках и окопах?

Размышляя о своих предшественниках в литературе, я осознаю, что новая эпоха – это эпоха индивидуализации на цивилизационном уровне. Сегодня любая личность имеет все возможности для развития без никаких ограничений с тем, чтобы влиять на развитие своей среды. В этой ситуации преступно верить бесчисленным интернетным фуфломётам и полагаться на их выводы. Мы должны исходить из реальной картины развития нашего народа, то есть не жить на сценах, на экранах, на собраниях, в каком-то гламуре и ажуре, а жить в массах и чувствовать массу, обращаясь к своему интеллекту. Тем более, что жизнь вынудит к такому обращению. Не обязательно слушать, что говорят умные люди, но обязательно думать умно и постоянно развиваться, не создавая для своих способностей стеснённую ситуацию, ибо всякое стеснённое положение несёт в себе зародыши гибели таланта.

Что ещё говорят наши предшественники? Новая эпоха ознаменована завершением многовекового владычества предрассудков и религий, хотя ещё долго будут действовать их институты (учреждения), пытаясь обеспечить себя.. Не об этом ли мечтали отцы советско-бурятской литературы, не это ли было темой их лучших творений? Несомненно также, что завершается и век русской литературы, кстати, наряду с активным развитием (обогащением) русского языка. В русской литературе есть музыка, тональность, интонация, тембр, ритм, великолепные формы, но там нет главного, что движет человека к развитию: там не было и нет мысли. Это не укор, это факт, вместе с тем это урок. В жизни всё урок. Русская культура и литература – большой и очень важный урок для каждого человека и всего населения страны.

Бурят-монгольская общественная мысль и литература, где многое скалькировано из русской культуры, – явления молодые, начинающиеся только-только развиваться и ещё не обретшие самостоятельность. Можно сказать, что у нас всё ещё впереди. Но мы всегда отличались незаурядными мыслительными способностями и завидным терпением. Нам нужна философская глубина мысли, а не пустая болтовня, ведущая в дурную бесконечность. Всё лечится методичным образованием и развитием человека. Образно говоря, на вопрос: «Поднимите руку, кто сам написал диплом?» руки должна поднять вся бурят-монгольская аудитория…

Несмотря ни на какие обстоятельства, биологические и социальные, политические и экономические, человек создан и развивается для творения красоты и гармонии. Такое стремление, наряду с животными потребностями, заложено в нём. Иначе он не тянулся бы к тому, что мы называем искусством, а слово литератора не становилось бы семенем в человеческой натуре, где оно взрастает, как в благодатной почве, превратись она иногда даже в камень, которую требуются взрыхлить.
Именно такую простую истину доказывали своей жизнедеятельностью советско-бурятские писатели, о которых мы будем вести речь в течение этого года. Понимание выполненных задач и решений предшественников приводит к пониманию сегодняшних проблем и скрытых препятствий для их решения. Дело в том, что человек со слабой мозговой системой всегда нуждается в поддерживающих представлениях, которые должны быть непрерывными, а если они прерываются, то падение его к пещерному состоянию обязательно.
Вот почему каждое слово или произведение упоминаемых нами авторов обогащали человека крупицами мысли и опыта, из которых, говоря научным языком, рождаются и умножаются нейронные связи, из-за чего умножается качество сознания и жизни. Ведь на самом деле Человек – это всё хорошее, положительное, прекрасное, а противное от этого – только слабо развивающееся существо. Человек – это гениальные способности, которые есть в каждом, главная из них – способность жить и творить от души всегда, увеличивая количество и качество своих мыслительных свойств и передавая их потомкам.
Схождением своих звёзд наши предшественники утверждают: задача любого творческого и одарённого человека – поддерживать и развивать эти способности с тем, чтобы люди из населения становились настоящим, развитым, народом, где каждый человек обладает сильнейшей мозговой системой. У бурят-монголов есть такой потенциал, доказанный историей. Мы можем стать народом-организмом.
Решением именно таких задач осознанно или неосознанно занимались все наши предшественники, в частности – Цырен-Дулма Дондокова, Жамсо Тумунов, Даширабдан Батожабай, Исай Калашников, Дондок Улзытуев, звёзды которых сошлись в этом году, поставив перед нами, забытые на время, проблемы, о которых надо вспомнить и продолжать их решение.
О каждом из этих авторов будет рассказано в моих следующих материалах на моих ресурсах и страницах периодики Республики Бурятия.




Ресурс работает благодаря поддержке народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ ДЛЯ ВАС! Мобильный банк – 8 924 516 81 19, карта – 4276 7400 1903 8884, яндекс-карта – 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда)

Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19





Tags: #Писатели_Бурят, #Писатели_Бурят_Монголии, #Писатели_Бурятии, #Пока_мы_живы, Даширабдан Батожабай, Дондок Улзытуев, Жамсо Тумунов, Исай Калашников, Цырен-Дулма Дондокова, история, литература, общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment