Как же отмечают Новый год монгольские народы?
Для ответа на этот вопрос я нашёл записи, сделанные для отдельного издания со слов лам, которые занимались подготовкой к Сагаалгану в 2003 году. Каноны неизменные, на все предстоящие праздники.
Подготовка начинается за 4 дня до начала Сагаалгана – 1 числа нового лунного месяца. Следовательно в дацанах начинают готовиться с 27 числа по лунному календарю.
Рассмотрим все ритуалы подробно и по числам
С 27-го лунного числа в дацанах начинаются молебны – «освящения балима» идама и 10 сахюусанам хранителям веры.
Балим – это пища для богов, изготовленная из прокаленной муки и масла в виде пирамиды Дома, у себя на алтаре, люди вместо балима могут использовать фрукты или же другие продукты, выложив их в форме пирамид. Считается, что, чем богаче и вкуснее человек преподнесет подношения для божеств, тем лучше будет грядущий для него год. Ритуал освящения балима в дацане одновременно очищает каждый очаг в семье. До начала этих хуралов люди должны навести чистоту и порядок у себя дома и на алтаре. Должны быть развернуты все бурханы и преподнесены им различные кушанья и балимы. В период подготовки к встрече нового года желательно воздержаться от мяса и не употреблять алкоголь.
Сагаалган – белая пища, белые мысли, белая душа – абсолютно несовместим с таким невежественным явлением, как пьянство, который сводит на нет все святое в любом человеке…
На 28-ой лунный день в дацанах проходят молебны благодарения идама Ямандага и сахюусанам: Гомбо, Гонгар, Шагдар, Шалши, Сэндэмэ, Намсарай, Самба. Церемония одновременного поклонения всем сахюусанам проводится один раз в год. В этот день желательно отблагодарить своих хранителей за защиту и покровительство в прошедшем году, преподнося на хурале подношения в виде балима, сэржэма и далга.
Сэржэм – это божественный напиток в виде чая, молока. Если совершают обряд сэржэм водкой ламы мысленно превращают эту дьявольскую пищу в золотой напиток, лишь затем преподносят её божествам.
Далга – это символическое собрание всех благих качеств: доброта, счастье, богатство в виде продуктов питания. Все подношения нужно разложить перед алтарем. Ламы сами проводят обряд сэржэм, в это время надо сконцентрировать все свои мысли на удачное исполнение своих желаний. Когда начинается обряд далга, нужно взять продукты взять в руки блюда с продуктами и синхронно с ламами, вращая блюда по ходу солнца, мысленно призывать счастье, благополучие, здоровье и т.д. с возгласами «Ахрэ». После проведения обряда далга, «сливки» освященной пищи можно оставить на алтаре, остальную часть отнести членам своей семьи.
На 29-ый лунный день проводится обряд «дугжууба» – Священный костер, поклонение гневному божеству повелителю смерти Чойжил: во время которого ламы, проведя молебен, выносят символическое жертвоприношение в виде пирамиды «Сор» и бросают в ритуальный костер. Во время этой церемонии нужно постараться с чувством покаяния сконцентрироваться на своих неправедных поступках, совершенных за прошедший год, и в мыслях думать, что вместе с этим балимом «Сор» сгорают все грехи живых существ.
30-ый лунный день, накануне Нового года, называется «Бутуу Удэр» – Закрытый день, когда человек, очистившись в символическом огне от грехов, отдав дань уважения сахюусанам, готовится к встрече Нового года. В течение всей ночи в дацанах проходит молебен, посвященный покровительнице вселенной Балдан Лхамо. Ближе к рассвету, ламы совершают обряд Туй – Омовение богов, преподносят грядущему году Мандалу – Символ Вселенной, который означает вступление в свои права Нового года и начало его празднования.
1-ый лунный день – начало Нового года: младшие поздравляют старших, дети – родителей, вручают хадаки и подарки друг другу, произносят слова приветствия «Амар сайн».
На 2-ой лунный день начинаются хуралы Белого месяца – Монлам - для благополучия в новом году. Особенно важны эти хуралы для тех, кто вступает в свой год. Также в эти дни можно заказывать молебны -Юроол за усопших родственников. Начиная с этого дня люди, начинают вывешивать на святых местах «Хий морин» - Воздушного коня удачи.
Празднование Сагаалгана длится почти месяц.
Записано со слов Батор-ламы для издания отдельной книги. Февраль 2003 года.
Помочь: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан банк: Үндсэн данс 5419 120 465, Карт 6234 5801 2208 8533 (Балдоржиев Цырен-Ханда).