Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Category:

«Товарищ лейтенант! Бурят, по-русски ни слова!»

#Пока_мы_живы  #Репрессии
Мир зомби – это жизнь бездушных. Какими могут быть культура, литература, наука, образование, экономика там, где мучают живого человека? Не утверждаю, что их не может быть в принципе, но спрашиваю: какими они могут быть? Характерную для этого мира ситуацию и слова, вынесенные в заголовок, можно увидеть и услышать с 9 м. 25 сек до 10 м. 25 сек (и далее) просмотра фильма «ГУЛАГ», снятому по рассказам В. Т. Шаламова о страшных годах репрессий. Все рассказы этого автора о реальных событиях, очевидцем которых он был. Состав, набитый заключенными и следующий на Дальний Восток, останавливается где-то в Бурятии, возможно, в Улан-Удэ, и во время поверки конвой недосчитывается 1 зэка по фамилии Онже Берды. Естественно, вышестоящее начальство за такую «недостачу» снимет три шкуры с конвойных, которые пополнят ряды зэков. Тогда ушлый младший командир, судя по треугольникам на петлицах старшина, отправляется на станцию и хватает первого попавшегося бурята и запихивает его в скотский вагон к остальным заключенным, докладывая: «Товарищ лейтенант! Бурят, по-русски ни слова!» Всё, цифры сошлись, отчётность выровнялась, а не понимающий по-русски человек ничего не сможет доказать… Он мог быть казахом, узбеком, туркменом, якутом, тувинцем, но состав стоял в Бурятии. Понимаете? Не напоминает о чём-то ситуация?
ГУЛАГ.jpg

Дальнейший просмотр фильма покажет, что зэка Онже Берды не существовало вообще. Это ошибка секретарши, показывающая ужасающую неряшливость и формальность во всех сферах деятельности мира, производящего бездушных зомби, где всегда будут противиться всему живому и человечному, развивающемуся и живущему за счёт своего труда. Мир неживых – это всегда система формальности и распределения. От жирной пайки и сказочных привилегий до пайки зэка и лохмотьев нищего. Жизнь измеряется этой, вертикальной, шкалой, на острие которой всегда умещается только один.

Несмотря на неосведомлённость постановщиков фильма в географии и национальных нюансах народов России, например в одежде и речи, нет никакого сомнения, что случай на станции – реальный. (Кстати, такая неосведомлённость тоже, пусть и частично, говорит о бездушии и принадлежности к миру неживых). Вспомним поручика Киже.
Варлам Тихонович Шаламов, отбывший семнадцать лет в лагерях и видевший все ужасы рабовладельческой России, поклялся самому себе писать только и только правду. Кстати, в его рассказах несколько раз упоминается слово бурят. Например, «по-бурятски поджав ноги» и т. д. Следовательно, он был знаком с бурятами, делившими с ними мучения, выпавшие на долю лучших представителей народов России, не способных стать бездушными исполнителями чужой воли.

Список бурят-монголов, ставших жертвами репрессий, перевалил за цифру 1700. Пока идёт выборка из имеющихся общих списков Читинской области, далее последует Бурятия, потом Иркутская область, затем Монголия. Предстоит огромная, пожизненная, работа по составлению максимально близкого к реальному списка всех репрессированных бурят-монголов.
К сожалению, я не могу полагаться на государственные структуры действующего политического режима, оставаясь благодарным времени, дающему возможность для такой работы. Причина вполне понятная: не один режим не будет работать против самого себя. Такой список может, если получится, составить только независимый человек, цель которого – развитие среды, где обитает он сам и будут обитать его потомки.

О себе и работе. Составлять СПИСОК мне не трудно. Всю жизнь я делаю то, что считаю нужным. В данном случае, в числе немногих, неизвестных мне людей, занимаюсь своей работой, которой отдал много лет своей жизни: участвовал в составлении и издании Книги памяти жертв политического террора в Восточном Забайкалье. Организовывал и руководил экспедициями по поиску и раскопкам мест захоронений жертв, писал и публиковал статьи по этой теме. Теперь, когда прошёл период эмоций, "отлежались" общие списки, достигнуты какие-то результаты, настало время систематизации и дальнейшего исследования, время дальнейшего осмысления и личной работы. Большой объём мне не осилить, но составить список репрессированных бурят-монголов, думаю, смогу. Вопросы финансирования меня мало волнуют. Конечно, лучше, когда есть деньги, но отсутствие их - не остановит начатую работу.

Ставя такие задачи, нельзя разбрасываться по мелочам. Обстановка, в которой мы живём уже стала обрыдлой историей, показывающей, что никакой пользы от парламентских партий стране и населению нет, вдобавок к бюджетной кормушке пытается просочиться суетящаяся куча-мала маленьких партий, которых стараются отфильтровать и не пропускать не по каким-то политическим причинам, ибо политики в стране нет, а по совершенно меркантильным мотивам. Зачем власть имущим лишние заботы и едоки? Им надо как-то удержаться самим и удержать страну. Первое – не столь трудно, как кажется, второе – значительно труднее. А потому им лучше налог на жопы (туалеты) ввести, чем лишние головные боли наживать за счёт каких-то бесполезных партий. Плюс к тому надо как-то облагораживать территорию и население.
В этой суете, у всех. за вывеской заботы о народе. одна и та же цель – деньги, деньги и деньги. Отхватить, оторвать, оттяпать, отпилить. Иногда с руками, ногами, головами. Исключений нет и не может быть.

Нам, бурят-монголам, в этой ситуации желательно двигаться только в направлении развития, сделав этот процесс общенациональной целью на ближайшие десятилетия и далее. Обстановка благоприятствует такому процессу.

О репрессиях. Не надо думать, что власть была или будет озабочена конкретными лицами. Процесс и масштабы были и будут, если будут, намного шире и глубже. Власть оперировала категориями населения, которые могут быть опасными, то есть не управляемыми, для её устоев в принципе, по своей природе. Отсюда – высшая мера для самостоятельных хозяев, тех, кто может прокормить себя и других, религиозных деятелей, интеллектуалов и разные сроки заключения убийцам, мятежникам и уголовным элементам, которые не опасны, их всегда можно приручить. Кормить и распределять материальные ресурсы должна только власть, а не кто-то ещё… Россия и субъектная личность - несовместимые понятия. Есть бездушная Россия - нет личности, есть личность - нет бездушной России. Понимание этого – обязательное условие для развития, императив, не понимание – отсутствие развития. Главное: жить и развиваться возможно всегда, везде, с любым языком, чем больше их, тем лучше. Развитие – это стремление к миру живых, к душе, к свету, к человечности.

О списке. Любой скептик понимает, что общих кладбищ, кроме братских могил, не бывает, но есть умники, замечающие, что жертвы репрессий есть в общем списке, а отдельные ни к чему. Репрессированы были представители всех народов СССР. Но когда появятся отдельные списки по этническому, региональному, социальному составу, когда у человека появится возможность увидеть реальную картину хотя бы в масштабе одного села, у него будет уже совсем другой взгляд на себя, историю, современность и, вообще, жизнь. Когда житель, например, того же Кункура, Новой Зари или Цокто-Хангила увидит десятки и сотни расстрелянных и замученных, арестованных и сосланных по этапам в лагеря своих земляков, родственников, близких, потомки, которых и сегодня могли бы делать лучше жизнь, он будет уже совершенно другим человеком. Какой могла бы быть жизнь и сколько прекрасных и трудолюбивых людей могли бы родиться и жить сегодня среди живых, рядом с нами!

Любой человек сегодня без особого труда может узнать о численности своего населённого пункта и экономическом положении своей среды. Для бурят-монголов зачастую – это сёла и животные. Далее попробуйте сделать мысленный анализ и сравнения, которые легко вывести уже из имеющего числа наших сородичей, ставших жертвами политического террора во второй половине ХХ века. Берём наугад и делаем запрос.
Скажем, Уронай – маленькое село в Агинском Бурятском округе. Численность по Википедии 125 человек на 2010 год. Сегодня должно быть не более. В составляемом мной СПИСКЕ репрессированных бурят-монголов, достигшем к 24 марта 2021 года 1715 человек – 103 из Уроная. Это только первый запрос, сколько людей из Уроная, значащихся по другим сведениям, оказавшихся в других местах, попавших в иные списки из-за ошибок делопроизводителей и т. д. и т. п. неизвестно. Напомним, что подавляющее большинство из этих 103 человек имели семьи, а это, как минимум ещё 3 человека, если не больше.
Сколько сегодня могло быть животноводов – ЛПХ, КФХ, какие табуны, стада и отары паслись бы в наших степях? Мы могли бы кормить всю Россию и ещё полмира! Какие два-три фермера на современное село, когда таких хозяйств только в Забайкальском крае могло быть тысячи. Тысячи!
Подобная картина предстаёт при рассмотрении каждого села уже при выборке всего 1715 бурят-монголов из общего списка репрессированных в Читинской области.
Кункур – 73, Будалан – 15+24 = 39. Почему я тут плюсую? Опять же – из-за ошибок. Названия сёл, не говоря об именах, написаны по-разному, разночтения повсюду. Будулан, Будалан, Будуланский… Уповать на точность цифр мы не можем, но приблизительная картина ясная. Далее: Цокто-Хангил – 57, Ага-Хангил – 46, Новая Заря – 52, Бурсомон – 48, Шеносотуевский сомон – 58, Боржигантай – 24, Чиндалей – 30, Узон – 48, Токчин – 41, Зуткулей – 111, Урдо-Ага – 42, Хойто-Ага – 35, Алханай – 63, Таптанай – 31, Угдан – 20…
Из этих 1715 человек: Абидаевых – 27, Бадмаевых – 133, Вандановых – 20,  Галсановых – 42, Доржиевых – 130, Жалсановых – 51 человек. Взяты только наиболее распространённые фамилии по алфавиту.
Из 1715 собранных в списке человек: расстреляно 608, умерло на следствии и в лагерях – 85. Соотношение умерщвлённых следует неизменно – почти каждый третий. Какими были судьбы остальных можно только догадываться, но то, что их умственные и физические возможности были подорваны навсегда, однозначно. Более того, скажем, что перед арестом это были здоровые, в расцвете сил, а потому репродуктивные люди от 25 до 45 лет. Кощунственно, конечно, так говорить, но это упущенные возможности государства и бурят-монгольского народа.
Религиозных деятелей из 1715 человек – 361. Почти все расстреляны.

Напомню: это примерные и предварительные данные из выборки фамилий на 24 марта 2021 года. Нужно скрупулёзное чтение, посвятить точным выборкам отдельное время. Работы только начаты. Но уже имеющееся количество фамилий и сведений о них даёт возможность определить политические и, главное, наследственные тенденции российской власти, представить возможные картины прошлого и настоящего, увидеть поведенческие стереотипы народа сегодня, направления развития, задачи и цели на будущее. Как и должно быть: ни одно из них кому-то, тем более государству, не будет во вред.
Тем более, что в бездушном мире принципиальные отношения к живым людям, взятые мной из фильма вынесенные  в заголовок, известны нам с давних времён, присутствуют сегодня, следовательно они еще будут долго...

Закончу пост выдержками Варлама Шаламова из его записных книжек: «Я не верю в литературу. Не верю в её возможность по исправлению человека. Опыт гуманистической русской литературы привел к кровавым казням двадцатого столетия перед моими глазами»; «Я не верю в возможность что-нибудь предупредить, избавить от повторения. История повторяется. И любой расстрел тридцать седьмого года может быть повторён». Много лет я читаю эти строки. На мой взгляд, Варлам Шаламов, вынужденный стать писателем мрачной темы, зовёт человека из бездушного мира неживых в светлый мир живых.
Запомним это. И продолжим…
Успехов всем, с наступающей весной. Да будет удачным для всех нас год!



P.S. Поделюсь своими наблюдениями. Кому-нибудь и они пригодятся.
Фильм «Двадцать дней без войны». На 3 м. 56 сек. – 4 м. 07 сек. просмотра звучит бурятская речь. Думаю, что в этом моменте Константин Симонов вспомнил о своём пребывании на Халхин-Голе, где было много бурят и монголов. К тому же режиссер Алексей Герман скрупулёзно изучал все дневниковые записи Константина Симонова. Добавлю, что Константин Симонов был дружен с писателем и фронтовиком Жамсо Тумуновым.
Многое могло остаться в памяти Константина Симонова, чтобы прозвучать потом двумя-тремя секундами на бурятском языке в фильме. На 3 мин. 56 сек. звучит: «Санитар ханы?», на 4 м. 07 сек «Гэтэл байн да…» и дальше чистейшая бурятская речь. Замечают ли это буряты?
А вот постановщики фильма «ГУЛАГ» схалтурили, речь идёт о буряте, но персонаж говорит на другом языке, может быть, киргизском, ведь и шапка у него киргизская. Видимо, для этих «профессионалов», как и многим, подобным им, всякая нерусская речь, как и нерусские люди – одинаковы, лопочут и ладно. Это уже бескультурье и дикость. Фильм «вывезли» талантливые рассказы В. Т. Шаламова.
О чём говорят эти два факта? О настоящих мастерах и профессионалах. Культура и профессионализм – это ещё внимание и внимательность к окружающей среде, где нет ничего незначительного, а люди и народы требуют равного уважения и понимания.




Ресурс работает благодаря поддержке народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ ДЛЯ ВАС! Мобильный банк – 8 924 516 81 19, карта – 4276 7400 1903 8884, яндекс-карта – 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда)
Bitcoin:
qrk3u0d6q4nh8nsx5glr4dd3rgt85n4jn5e4446kk5


Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19




Tags: #Пока_мы_живы, #Репрессии, Варлам Шаламов, ГУЛАГ, бурят-монголы, зомби
Subscribe

  • Ожившее время. Кто там увидит людей?

    Старые фото... Тут и Дульдурга 1940-го года, и село Амитхаша в 1966 году, и ул. Комсомольская в Агинском 1972 года. Будаланцы и зугалайцы могут…

  • Трагедия

    Однажды меня попросили выступить в старшем классе сельской школы. Для меня такие выступления всегда были занятием утомительным и немного постыдным:…

  • Кстати! Ушарбай-2.

    Хара-Шибирь-1, Хара-Шибирь-2, Ушарбай-1, ________________________________________ _____ Кстати, друзья мои, тут что-то невероятное.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments