Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Categories:

Место под солнцем. По району: география, климат, природа (Черновые наброски и сбор материала)

#Место_под_солнцем
Дульдургинский район – это солнечное великолепие природы. Ощущая с горной вершины полноту и красоту жизни, вы скажете: «Это чарующий гимн природе!»
Сначала сухие абзацы из энциклопедий.
Преобладающий рельеф района – горный. Территория находится в пределах Онон-Ингодинского среднегорья и Хэнтэй-Чикойского нагорья. В северо-восточном направлении тянутся Даурский и Могойтуйский хребты. Высшая точка – 1662 метра, гора Алханай.
На территории района находятся национальный парк «Алханай» и Дульдургинский заказник. Юго-восток района – слабохолмистая Приононская равнина.


Геологи отмечают в районе имеются проявления и месторождения золота, берилла, розового кварца и других ценных и редких металлов.
Климат здесь резко-континентальный. Лето может жарким и очень жарким. Средняя температура в июле между +16 и +18, максимальная +38 и более по Цельсию. Зимы холодные, солнечные. Средняя температура в январе между –22 и –24, абсолютный минимум –47 по Цельсию. Осадки – от 300 до 400 мм/год.
Вегетационный период длится от 90 до 150 дней.
По территории района протекают реки – Иля, Оленгуй, по южной границе – историческая река Онон.
Район богат минеральными источниками, исторически признанными народом в качестве исцеляющих от разных болезней и лечебных для общего здоровья. Источники – Угасахай, Аршан, Алханай, Урей, Чиндалейский Аршан…
Для более насыщенной характеристики водных богатств района приведу отрывок из книги Содбо Ешисамбуева «Алханай – мир великого блага» в моём переводе и переложении на русский язык.
«В царстве лесов, наполненных резким запахом хвои, сумраком, буреломом и валежником, невольно охватывает чувство тревоги и настороженности. И только ручеек, промелькнувший меж камней и буйной растительности, нарушит эту мрачную тишину своим журчанием и устремится вниз по склону горы, чтобы слиться с рекой, что шумит, перекатываясь через пороги, у подножия скалистого склона. Алханайские реки - горные, холодные и быстрые. Иля (Коршун), Урей (Конь-трехлетка) и Дульдурга, которые берут свои начала с приалханайских гор, являются чистейшими водными артериями наших просторов. Реки изобилуют многочисленными перекатами и порогами, отсюда и название реки Дульдурга, от древних слов Дуль - средняя, Даргил - быстротечная, перекатистая, т. е. Дульдурга - быстрая, перекатистая... Наши реки покрываются льдом обычно за короткий срок и промерзают до самого дна. В местах выхода родниковых вод и на участках с быстрым течением, особенно, у крутых берегов, образуются наледи. Воды, которые не замерзают в зимние холода называют «тяжелыми», т. к. в такой воде больше изотопов водорода и кислорода, а буряты это явление называли - «халуун амитай», в смысловом переводе означает, что вода идет из глубины, имеющей горячее дыхание. На реке Дульдурга броды замерзают с 7 по 14 ноября, зимой толщина льда достигает от 1 до 1,5 метров в зависимости от глубины ям и близости к горе. Иля, Урей, Дульдурга - благоприятные нерестилища для хариусов, ленков и налимов. Райские места для водоплавающих птиц: уток, чирков, турпанов и куликов.
Но издавна народ называет воду алханайских источников аршаном - святой водой. Как правило, это подземные родники и ключи, чистейшие, прозрачные и студено-холодные даже в знойный летний день.
Молва о целебных свойствах алханайских вод идет далеко за пределы автономного округа. Под скалой Димчик источник не замерзает никогда, в сорокаградусную зиму в нем плавают червячки. Этот аршан в народе известен, как целебная святая вода божества Димчик, славится лечебными свойствами. На источнике всегда много отдыхающих. С недавних пор этот участок стал зоной отдыха на территории национального парка «Алханай», который располагает всеми достопримечательностями, памятниками природы, истории и культуры бурятского народа, целебными водами. Полезны ароматы таежного воздуха и оздоровительные, познавательные походы. Так, люди пожилого возраста, испыты- вающие недомогание при употреблении мясных продуктов, после применения аршана восстанавливают функции желудка.
По мере ежедневного, чередуя дни и недели, питья определенной дозы аршана больные вылечивали все болезни желудочно-кишечного тракта. Болезни опорно-двигательной системы лечат, подставляя больную часть тела под удары и брызги водопада. Лечат на источнике болезни кожи, женские недуги, избыток кровяного давления, применяя водные процедуры нечетное число раз. Это понятие, возможно, связано с астрологией.
Большое удовольствие получают люди, погружаясь в воду, стоя под режущими струями воды.
В ущелье Хара Заба (Темное Ущелье) на стороне села Красноярово в верховьях горной речушки имеются укромные места - террасы, где люди отдыхают и лечатся. Источник называется «Юhэн хобоо или - Аршан девяти желобов». Целительная сила здешнего аршана известна с давних времен. Раньше возили сюда больных людей на верховых лошадях, затем появилась дорожка, по которой едва передвигалась повозка. С 1956 года смельчаки начали торить сюда дорогу тракторами и машинами. Так, Аршан девяти желобов стал излюбленным местом для проведения от- дыха, лечения. О природной силе алханайских аршанов люди говорят с огромной верой и теплотой. Недельный отдых и лечение на Алханае дает бодрость и работоспособность на целый год...
По девяти каменным желобам, образую шумящие и алмазно-студеные водопады, падала вниз с огромной каменной глыбы святая вода источника «Юhэн хобоо». Аршан каждого желоба предназначался для лечения одной болезни. Рядом с желобами на большом каменном валуне был отчетливо виден след конского копыта и стопы человека. Чабаны и скотники раньше обнаруживали на камнях следы диких коз и других животных. Но этого чуда теперь нет. В 1972 году геологи здесь проводили взрывные работы, и это волшебное создание природы было разрушено. Но аршан остался и по-прежнему дает людям бодрость и жизнелюбие.
Источник расположен в северном холодном ущелье, воды бьют с очень крутых скал, где множество водопадов аршана характеризуются особыми цельными качествами. На вершину Алханая несложно подниматься со стороны лагеря отдыхающих. По природным богатствам и ландшафту это наиболее экзотичный уголок, в перспективе здесь нужно будет создать базу отдыха, с целью разгрузить действующую зону отдыха на южной стороне ущелья Сухое Убжогое. Здесь же можно организовать горячие ванны.
Традиционный метод водолечения у бурят называется «Табан аршан». В подогретую до +35 градусов воду, которая находится в сорокалитровой деревянной бочке, добавляют 10 литров отвара, состоящего из хвойных лапок, шиповника, крапивы, чабреца. Немного солят. Принимают в течение 15-20 минут. Подобное лечение практикуется в профилактории «Угсахай». После этой процедуры необходимо будет оберегаться от простуды, тепло одеваться.
На источнике Димчик уместно применение массажа после холодной ванны, которые проводят специалисты или люди, обладающие таким природным даром. Главное, человек приезжает сюда лечиться, отдыхать, получить заряд бодрости. Человек настраивает свой организм морально и психологически, подвергается самовнушению. Может быть, от прелести окружающей среды, от соприкосновения с водой пробуждаются спящие клетки, организм человека получает эффект лечения. Мы являемся частицей этой природы, от правильного общения с ней зависит наш труд, быт и здоровье.
Аршаны в Дульдургинском районе можно встретить повсюду. Некоторые из них - уникальные источники минеральных вод. В местности Урей имеются три источника: Ара-Тулутайский, сходный с «Боржоми», нижний Устье-Гогсонский - аналог «Куки». В пади Сорхой (до 40-х годов здесь был пионерский лагерь Акшинского района), состав воды не изучен, но в народе ценится очень высоко. Известны минеральные воды в Олентуе, Ара-Засулане, так что располагаем готовыми курортными комплексами - охраняй и бережно используй на благо народа.
На равнинно-увалистой местности Халаахайтын Добо (Крапивная сопка) на небольшой площади имеется группа озер, водяная гладь которых находится на разных уровнях. Среди них возвышается бугор (добо) - место проведения культового обряда «Уhа тахилган», жертвоприношение духу воды Лусад. После молебна приводняют шарообразный компонент (драже), называемый «лусадай зай». Подобное мероприятие проводилось, когда наступала засуха. Слово «лусад» произошло от слова луу (дракон). В мифах монгольских народов Луу - это владыка водной стихии, громовержец. Гром - это рев, скрежет зубов Луу. Молния возникает тогда, когда он свивает и распрямляет свой хвост. Луу владеет погодой, насылает засуху, проливные дожди, мороз, охраняет полезные ископаемые, насылает болезни на людей и животных.
Одно из озер до самой середины лета сохраняет ледяные глыбы. Эти водоемы вулканического происхождения. Нужно изучить состав воды, дно, обитателей озер и толщину вечной мерзлоты. Пониже этих озер на реке Убжогое находится обильный водяной резервуар, называемый Хара Шугы (Темная Роща). Раньше отсюда обеспечивали водой животноводческие точки, весной осуществляли полив сенокосов. Здесь постоянно клубится туман, пар, деревья покрыты инеем.
Но всему свое время... В народном календаре существует отрезок времени в июле, называемый «пагшиг». Это период бутонизации и цветения растений, развития и размножения насекомых. В эту пору, говорят, все воды становятся нечистыми, что отрицательно влияет на организм человека. Наверное, с научной точки зрения, это явление можно отнести к цветению вод, сопровождающегося массовым развитием фитопланктона, вызывающего изменение окраски воды. Результатом цветения является ухудшение кислородного режима водоемов Также, одна из причин «пагшиг» - это поступление в водоемы минеральных удобрений, моющих средств, органических загрязнителей и бытовых отходов. Следует полагать, что в период «пагшиг», идет размножение зоопланктона, микроорганизмов в тине и водорослях Старожилы запрещали в «пагшиг» купаться, мыть глаза и вообще водолечение, ибо на теле человека появлялись прыщи, вода негативно сказывалось на зрение
В начале сентября наступает благоприятный промежуток времени в водной стихии, так называемый «рихи» Все воды обретают целебные качества. Наши предки использовали это время для водолечения после сеноуборки и до наступления холодов, чтобы было легче зимовать. Некоторые люди слово «рихи» и состояние воды в это время связывают с движением светил, якобы на южной границе с Монголией появляется звезда Рихи Надо полагать, что совпадение «рихи» с Семеновым днем, Бабьим летом и изюбриным ревом - это закономерный природный про- цесс. К этому времени прекращается сокодвижение в растениях Перед зимней спячкой видимые и невидимые водные существа находятся в фазе покоя и саморегуляции обмена веществ. В этот момент ярко выражено самоочищение вод Это совокупность всех природных процессов в загрязненных водах, ведущих к восстановлению первоначальных свойств состава воды.
19 января каждого года православный мир отмечает праздник Крещение. Миряне становятся участниками ритуала, когда священник совершает освящение водоемов, после чего воды приобретают свойство на долгое время сохранять чистоту, прозрачность и целебные качества. В этом промежутке водная стихия находится в фазе покоя, самоочищения в своем круговороте. Это, непременно, связано с космологией, накоплением энергии воды.
С Сагаалгана - начала года по лунному календарю, начинается пробуждение воды. Повышается гидроподъемность и подводное движение. Наблюдается выпучивание льда и земли на ключах. Заметно изменение уровня воды в колодцах. Это время, когда можно употреблять кислые воды - аршаны
В Троицу воды рек становятся более чистыми, температурный режим ее позволяет купаться. Достаточно сильна солнечная радиация.
В междуречье Иля и Убжогое возвышается гора Айраг с 33 вершинами. Это один из отрогов Алханая. На затылочной части встречается несколько озер с крутыми берегами, а более крупное из них - это озеро Илинское. Паводковые воды иногда вытекают из этого водоема между сопками Гол Толгой и Айраг. Ученые обнаружили некоторые особенности развития растительности и водных организмов. Самые крупные караси достигают в половозрелом возрасте 10-12 см .Сюда запустили для размножения пелядей В окрестностях водятся утки, турпаны и разновидности куликов
По берегам озера Илинское выступают из недр земли грязевые вулканчики - интересное явление в природе, особенно в условиях Забайкалья. Ученые отмечают, что из этой мягкой белой глины можно делать керамические изделия, даже фарфор. У Илинского озера допустимо проводить грязелечение.
В 1970 -1980 годах внедряли вырубку леса в больших размерах для деятельности деревообрабатывающей промышленности и строительства объектов народного хозяйства. Осуществлялось интенсивное ведение полеводства и растениеводства, где допускали факты нерачительного использования минеральных удобрений, ядохимикатов, гербицидов. Все это отрицательно сказывалось на водной среде, сократилась численность водоплавающих птиц, развитие и размножение рыб.
С каждым годом уменьшается дебет воды на источнике в связи с массовым потоком людей, большой перегрузкой. Высыхают деревья. Вытаптывается и уносится дождевыми водами почвенный покров. Очевидны загрязнения зоны отдыха бытовыми отходами. Пришло время задуматься и извлечь уроки из прошлой хозяйственной деятельности.
XXI век будет веком экологии. Будет доминировать эколого-экономическая политика, повысится роль экологической науки за сохранение и умножения природных богатств, окружающей нас среды. Любовь к природе порождает любовь к Отчизне».
Вернёмся к энциклопедиям. Несколько слов о почвах и растениях.
В центральных и западных местах почвы района в основном горные, мерзлотно-таёжные типичные, дерновые, глеевые, оподзоленные, переходящие в горные серые лесные неоподзоленные глубокопромерзающие. На восточной части района распространены чернозёмы мучнисто-карбонатные и бескарбонатные или малокарбонатные глубокопромерзающие.
На хребтах Даурский и Могойтуйский господствует горная лиственничная и сосново-лиственничная тайга. Ерники – в широких падях. А светлые и сухие леса с густым и разнообразным по видовому составу травяным покровом растут в лесостепи. Сами степи – типчаковые, пижмовые. Лугово-тополевые ассоциации встречаются в речных долинах.
От сухих энциклопедических познаний нам придётся вернуться к отрывкам книги «Алханай – Мир Великого Блага». Увидим хотя бы часть растительного мира района:
«Лес - естественная среда обитания диких животных, птиц, насекомых и бесчисленного количества мелких организмов. Биосистема леса обладает могучей природной силой и, как таковая, характеризуется динамическим равновесием, устойчивостью, высокой способностью к восстановлению и обновлению. Алханай прекрасен в любое время года! Он великолепен в одеянии темно-зеленой хвойной тайги зимой, в розовом и сиреневом цветении багула весной. Великолепен багрянец осени. Алханай - кладовая неисчерпаемых богатств. Все здесь лечит - солнце, воз- дух, каждое растение. Буддисты говорят, что все в мире - лекарство, если знать меру.
Алханайская тайга, в основном, состоит из смешанного леса. На разных уровнях отличительных ярусов не наблюдается. Для ландшафта национального парка характерен лесостепной тип, в тайге преобладает смешанный лес. Великолепны кедры, пихты. Основное богатство Алханая - лиственница, сосна. Сегодня идет повсеместное омоложение соснового леса, который растет, в основном, по южным подолам гор и низменным поймам. На гарях пышно растет осина, встречаются тополя. Черная берёза попадается редко.
Северные склоны алханайского массива покрыты труднопроходимыми зарослями - багульника, ольхи, боярышника, ивы и других кустарников. Выше, ближе к альпийским лугам, идут заросли кедрового стланика, можжевельника, болотного багульника. Подлесок богат спиреями, таволгой, шиповником, жимолостью, папоротниками, белокрыльником, мхами и лишайниками.
На южных, более пологих, склонах или солнцепеках (майлах) растет ильм, дикий абрикос и другие, солнцелюбивые и засухоустойчивые древесные породы. Южные склоны Алханая изобилуют зарослями сибирской яблони, черемухи, дикой рябины, малины, бузины черной, барбариса сибирского и других растений. Климат здесь, как и во всем Забайкалье, резко-континентальный, естественно, урожайность ягод и грибов чередуется от высокой до низкой. Иногда, во время плодообразования, случаются губительные заморозки. Холодные, пронизывающие ветра, заморозки, град - типичные явления зоны рискованного земледелия.
На Алханае можно встретить места с характерными названиями - Мойhотоо (Черемуховая), Yлиртэ (Яблоневая), Yляhатэ (Осиновая), Хуhата (Березовая), Бүйлоhээтэ (Персиковая)... Много у нас и ягод: земляники, смородины, голубики. Названия некоторых растений имеют анималистические происхождения: черная смородина - үхэр нюдэн (коровьи глаза), шиповник- нохойн хоншор (кончик носа собаки), купена - мухар ямаан (комолая коза), щавель - хурьган шэхэн (ягнячьи ушки), крупнолистный щавель - унаганай шэхэн (уши жеребенка), змееголовка - тэмээн hүүл (верблюжий хвост), полынь Сиверса - морин шаралжа (конская полынь)...
Незабываемое впечатление остается от приалханайских лугов, похожих на яркие и разноцветные ковры. Повсюду цветут лилии, ирисы, астры, герани, кровохлебка, колокольчики, иван- чай, лук, мак голостебельный... Многие растения, их корни, листья, кора, семена, применяются в народной медицине. До знакомства с европейской медициной наши предки мудро использовали растения наших лесов и степей. Люди, испытавшие ад сталинских репрессий, говорят, что глушь красноярской тайги скудна лекарственными растениями. Им было и есть с чем сравнивать. Ведь наши просторы всегда славились обилием лекарственных и съедобных растений. Их употребляли в сыром или вареном виде, как приправу к мясным и молочным блюдам. Это были - корень гэшэгэнээна (чигины), гүбхэн (пальчик), сүдэн (корень кровохлебки), шаазгай сабар (крестик), хибсэhэн (сарана), абдаргана (царские кудри), hонгино (лук), мангир (резец), тарнаан (горец забайкальский), гэшүүн (ревень), мэхээр (корень раковой шейки), шихээр (корень солодки), и многие другие растения, не говоря уже о щавеле или крапиве...
Наши ламы-эмчи - Ажиб, Жимба, Жунды и другие - сами готовили лекарственные компоненты. Слава о них шла по всему Забайкалью. У них учились тибетологи, которые потом становились светилами современной медицины... Сегодня приезжают бурятские лекари из Китая, привозят готовые лекарства. Народная медицина Алханая только-только возрождается. У подножия Алханая строится центр восточной медицины, филиал Агинского буддийского института.
Конечно, в национальном парке «Алханай» будет создана своя Красная Книга. В первую очередь я предложил бы занести в эту книгу следующие растения: лилию красную, барбарис, можжевельник, лук сибирский, княженику, кукушкины башмачки, солерос (дагша), пижму, родиолу розовую, кедр и кедровый стланик, рябину сибирскую, бузину черную, большеголовник (маралий корень), змееголовник поникший, черноголовку, ель сибирскую, чистотел высокогорный, шлемник байкальский.
Любовь к Родине начинается с любви к природе.
Самого себя уничтожает только бездуховный человек... Придите к святыням Алханая и помолитесь за то, чтобы XXI век стал веком нравственности и созидающей духовности, ибо такой человек не будет бесконечно повторять слова о спасении природы и экологическом воспитании, об этом никогда не скажет настоящий буддист. Ибо он знает, что люди - не отдельная часть природы, а сама природа».
Следующий наш рассказ о людях...




Ресурс работает благодаря поддержке народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ ДЛЯ ВАС! Мобильный банк – 8 924 516 81 19, карта – 4276 7400 1903 8884, яндекс-карта – 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда)
Bitcoin:
qrk3u0d6q4nh8nsx5glr4dd3rgt85n4jn5e4446kk5


Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19



Tags: #Место_под_солнцем, Агинский округ, Дульдургинский район, история района
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments