Наверное, в России мало таких районов, уроженцами которых является столько людей, оказавших историческое влияние на развитие своего края и народа, как Дульдургинский район. Любой населённый пункт – многонациональный, культурный и образовательный центр. В любом селе – исторические личности. Совершенное отсутствие этнических и территориальных разногласий.
Такая историческая ситуация и менталитет населения складывались много и много лет. Настоящие результаты проявляются через десятилетия, большое, как говорится, видится на расстоянии. Неопровержимый закон развития общества – развитие отдельной личности. Прибавилось одному, прибавилось всем, всему народу.
Какие же личности Дульдургинского района известны далеко за пределами родных краёв, но оказали и продолжают оказывать влияние на своих земляков?
Вот только несколько имён: Александр (Сультим) Александрович и Пётр (Жамсаран) Александрович Бадмаевы, Жигжитжаб Батоцыренов, Жамбалдоржи Гомбоев, Жамсо, Жигмит, Дарима Тумуновы, Чимитдоржи Дагбаин, Жамьян Балданжабон, Насак Юндунов, Бадма Цыренов, Бадма Жабон, Чимит-Рыгзын Намжилов, Дугаржап и Майдари Жапхандаевы, Бато Дугаржапов, Балдан Дугаров и десятки других людей, руководителей, организаторов, лам, медиков, воинов, писателей, художников, увековеченных в книгах, периодике, энциклопедиях, памятниках. Судьба каждого из них достойна романа, повести, рассказа, и в каждой таком произведении будет написано – Дульдургинский район. Они – достоинство родного края и народа. Расскажем о судьбах некоторых уроженцев района, основывая свои суждения на имеющиеся факты и не давая оценок, которые уже даны временем.
Александр (Сультим) Александрович Бадмаев
На сайте Петербургского некрополя значится Александр Александрович Бадмаев, известный среди бурят под своим настоящим именем – Сультим. Даты его жизни – 1827 – 27 сентября 1873 года. Число и месяц рождения неизвестны. Известно место рождения – улус Таптанай, что в 14 километрах от Дульдурги. Создатели некрополя увековечили биографию уроженца Таптаная, отметив, что он сын Засогола Дунсуханова, из Барун-Хуацайского рода, некогда переселившегося из Тугнуйского долины Бурятии в Агинские степи. В семье было 14 детей, Сультим был старшим. Наверное, местные краеведы готовы внести и внесут поправки в эти сведения, но мы продолжим наш рассказ.
С малых лет Сультим Бадмаев обучался азам тибетской медицины в Агинском дацане. Учился и практиковал он столь успешно, что ещё юношей стал известным в народе. Слава о нём распространилась по всей Сибири и докатилась до Санкт-Петербурга после эпидемии тифа, вспыхнувшей в Забайкалье в 1852 году. Начался мор, край вымирал. Генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьёв-Амурский пригласил в Читу Сультим-эмчи (лекаря). Ему было тогда 25 лет! Первым делом лекарь потребовал поставить кордоны с тем, чтобы люди не разбегались и не распространяли болезнь. После этого он приступил к ликвидации заразы.
Довольно быстро со своими помощниками бурятский лама локализовал эпидемию тифа. Весть об этом случае распространилась по губерниям империи. После этого последовало высочайшее повеление генерал-губернатору Н. Н. Муравьёву-Амурскому: предложить Сультим-эмчи отправиться в Санкт-Петербург. Царь пожелал видеть такую персону!
Он принял предложение. Отправился в столицу в 1860 году, выдержал испытания, которые устроили ему русские врачи, занялся лечением больных туберкулёзом в Николаевском военном госпитале. Интересно, что ему поручали лечить больных, которых врачи считали безнадёжными. 80 процентов пациентов Сультима Бадмаева излечивались полностью. Об этом факте пишут уже более 150 лет!
Так начиналась слава Бадмаевых, в отблесках которой стали более зримы бурят-монголы, Таптанай и Дульдурга, Агинское и Чита, Забайкалье и Сибирь. Вот, оказывается, какие люди живут на окраинах имперции!
В том же 1860 году Сультим Бадмаев открыл под Петербургом первую в России и Европе аптеку тибетской медицины. Он стал авторитетом среди столичной аристократии. По его ходатайству младший брат Жамсаран был принят в Иркутскую русскую классическую гимназию, которую окончил с золотой медалью. Вскоре Сультим выписал Жамсарана к себе, в качестве помощника.
Заметим, что в истории России это было время отмены крепостного права, которая осталась неизвестной на Восточной окраине страны, на северо-востоке которой была организована каторга, но и она осталась почти неизвестной бурятам. В истории Бадмаевых эти два позорных для России явления не упоминаются ни разу. Они были ламами, лекарями, просветителями своего народа.
В столице Российской империи Сультим Бадмаев получил дворянство, его принял император Александр II, собственноручно вручил чин с правом носить военный мундир, пользоваться дворянскими и военными привилегиями.
Примерно с этого времени началась мистификация братьев Бадмаевых, опровержение результатов их талантов и деятельности, которое продолжается и в наши дни. Но время всё отчётливее показывает результаты жизни каждого человека одним способом: либо они есть, то есть на слузу, либо их нет. Образы Бадмаевых не потускнели во времени. Напротив, отдаляясь от суеты своего времени, они становятся ярче и отчётливей.
О них продолжают говорить и писать.
В середине XIX века молодой бурят из далёкого Таптаная, плохо знающий русский язык, не имеющий европейского образования, простой лама и эмчи, спасший тысячи жизней, показал и доказал всей России подлинные возможности буддизма и развития человека. Естественно, что он был избран членом Сибирского отделения Императорского Русского географического общества, им заинтересовались доктора и учёные, не говоря о высшем свете.
В 1864 году Сультим Бадмаев подал прошение императору и был направлен в Петербургскую военно-медицинскую Академию для изучения хирургии.
Кстати, заметим, что буддист всегда свободен в своих поступках, для него все религии – естественное признания таинств мироздания в тех или иных формах, ибо содержание, по мнению буддиста, – всегда чистота помыслов и служение ближнему. В середине 1860-х годов Сультим-лама принял православие. Так было удобнее жить в среде, куда привёл его жизненный путь. Он стал именоваться Александром Александровичем, ведь крестником его стал сам царь.
Женился Александр Александрович Бадмаев на русской женщине, дочери действительного статского советника Михаила Зубкова, Александре Михайловне Зубковой 1834 года рождения. Он был на 8 лет старше жены.
В этом месте надо объяснить читателю, что согласно Табелю о рангах Российской империи действительный статский советник, каковым был отец жены Александра Бадмаева, – это генерал или контр-адмирал, 4-й по значению гражданский чин, естественно, человек такого уровня был потомственным дворянином, имел вес в кругах аристократии и в царском дворе.
Следовательно, в этой среде стало известно о бурятах, Забайкалье, Агинской степи, Дульдурге, Таптанае. Примечательно, что во время пышной свадьбы Александр Александрович Бадмаев и Александра Михайловна Бадмаева явились гостям в бурятских одеждах.
С 1866 года Александр Бадмаев начал вести занятия по монгольскому языку на восточном факультете Петербургского университета. Два года преподавал бесплатно, оклад лектора ему назначили только в 1868 году.
Считается, что его основной деятельностью было лечение людей методами тибетской медицины, но с высоты времени мы видим, что, благодаря Сультим-ламе, а также его последователям из рода Бадмаевых, ширилось и крепло в обществе сведения о бурят-монголах, местах их проживания, включая, естественно, территорию современного Дульдургинского района.
Умер Сультим-лама в 1873 году. Прожил 47 лет. Александра Михайловна пережила супруга на 9 лет и скончалась в 1882 году на 48 году жизни… При жизни Сультим-лама задумывал перевести на русский язык основной трактат тибетской медицины «Чшуд-ши», привлёк для этого востоковедов во главе с профессором А. М. Позднеевым, своего брата Жамсарана (Петра) Бадмаева, который и довёл перевод до конечного результата.
Дело его продолжили другие Бадмаевы, главным из которых был и остался крестник Александра III – Пётр (Жамсаран) Александрович Бадмаев, в распоряжение которого перешли медицинское наследие и аптека его брата. Племянник Сультим-ламы Осор, ставший в православии Николай Николаевичем Бадмаевым, окончил Императорскую Военно-медицинскую Академию, занимался научной деятельность, был знаком с Н. И. Бухариным, руководил исследовательскими семинарами, занимался врачебной практикой, в числе его пациентов были А. М. Горький, А. Н. Толстой. Николай Николаевич Бадмаев был репрессирован в годы политического террора, расстрелян в 1939 году. Его имя также значится в Петербургском некрополе…
Сультим-лама, Александр Александрович Бадмаев… Человек, родившийся на одном из стойбищ Таптаная. Прожил 47 лет, 34 из них – в родных края – Таптанае и Аге, и только 13 – в Петербурге, став за это время крестником царя и признанным врачом. И совершил столько дел, сколько невозможно в представлении нашего современника. Всего за 13 лет…
Удивительная судьба, полная животворящей деятельности, направленной на помощь ближним и страждущим. Благодаря деяниям этого человека, бурят-монголы, места их проживания стали известны ещё больше, чем это было раньше. История любого места и народа — это, прежде всего, судьбы людей, личностей.
История Бадмаевых, уроженцев Дульдургинского района, – огромный этап не только в развитии всего бурятского народа, но и общественной мысли российского общества. Но что же сделали современники в память о них? Этим вопросом озабочены сейчас и будут озабочены в будущем руководители современной Бурятии, Агинского Бурятского округа и, естественно, Дульдургинского района. Следование устоявшимся шаблонам современности – потеря реальной истории, а вместе с ней и развития общества в целом.
Памятники не обязательны в столицах, более лучше они смотрятся и формируют стереотипы поведения, влияя на всеобщую культуру и образование, в местах рождения известных личностей.
Пётр (Жамсаран) Александрович Бадмаев
Из всех известных на всю Россию личностей, Родиной которых является Дульдургинский район, на слуху личность Жамсарана или Петра Александровича Бадмаева, младшего брата Сультим-ламы или Александра Александровича Бадмаева. Из пантеона российских самодержцев он взял себе имя почитаемого им Петра, а крестил его Александр III. Легендарная и неординарная личность не нуждается в славословии сородичей и земляков, обширных характеристиках и домыслах, гулящих в периодике и сети. Ветры времени стирают и сотрут всех и всё.
Пётр Бадмаев утвердился и незыблем…
Биографы указывают разные даты его рождения, некоторые пишут – 1851 год, авторы словаря Брокгауза и Ефрона остановились на 1949 годе.
Что мы знаем о нём?
Пётр Бадмаев – общественный деятель, специалист по тибетской медицине. Отметим, что ещё во время учебы в Иркутской классической гимназии, благодаря своему брату Сультиму, он стал пансионером Его Императорского Величества, то есть учился и жил на полном царском обеспечении. Окончив гимназию в 1871 году, Жамсаран Бадмаев в том же году поступил на восточный факультет императорского Санкт-Петербургского университета по китайскому, маньчжурскому и монгольскому разряду. Университет он окончил в 1875 году, получил диплом кандидата наук. В эти же годы находил время для посещения лекций и практических занятий в Петербургской медико-хирургической академии. Тогда же принял православие.
Заметим сжатые сроки, из которых явствует, что к учёбе и развитию своих способностей Пётр Бадмаев относился чрезвычайно серьёзно.
Он будто был рождён для работы в Восточном департаменте Министерства Иностранных дел, куда поступил сразу после окончания университета. Очень скоро стал одним из ведущих деятелей восточной политики царского правительства,
В 1877 году Пётр Бадмаев женился на русской дворянке Надежде Васильевне Рябининой. Примечательно, что молодожёны венчались в церкви Собственного Его Величества дворца, то есть на территории царской резиденции. Далее началась головокружительная карьера молодого Петра Бадмаева.
Даже мимолётный взгляд на его учёбу, биографию и чрезвычайно активную деятельность открывает образ целеустремлённого трудоголика, лишенного конъюнктуры и карьеризма. Всякому делу такой человек отдаётся с максимально возможной страстью. Другое дело, что может не получиться. Но в основном получается, ибо природа такого человека такова, что приведённый им в действие процесс будет работать до исчерпания всех возможностей. Пример тому – жизнь Петра Бадмаева.
Один только факт: в 1877 году на Поклонной горе он построил оригинальный дом с огородом, на котором лично работал: выращивал целебные растения. Нелёгкий труд. Лечил травами и порошками личного изготовления. Большая и сложная наука в сочетании с нелёгким трудом, заложенные в генетике, отвергающего всё, что не должно иметь отношения к свойствам человека. Это видно из фактов биографии Петра Бадмаева. Он обладал настолько серьёзными качествами человеческого воспитания и культуры, что мог свободно и в радость себе трудиться на огороде, посещать аристократические салоны, лечить членов царского дома и простых людей. То, что в русском обществе именуется интригой, для него было обыкновенной практичностью и рациональностью, за которыми следует результат. Именно по своим природным качествам Пётр Бадмаев не мог дружить или иметь какие-то дела с шарлатанами своего времени, расшатывающих империю. Разве может быть у такого человека хоть что-то близкое к распутству, пьянству, всяческим извращениям, обману, бесчестию? Ничего подобного и ни в какой мере!
Ещё одним нелёгким делом было создание и работа торгового дома «П. А. Бадмаев и КО», который действовал с 1893 по 1897 год. Главной задачей предприятия считалась торговля с бурятами, то есть таким образом поднимался статус народа и велось обучение предпринимательству, одновременно повышалась грамотность, культура, люди получали азы экономического образования. С 1895 года Торговый дом П. Бадмаева издавал газету «Жизнь на восточной окраине», до сих не оценённую по достоинству современниками. Издание было на монгольском и русском языках, примечательно, что газета не подвергалась цензуре. Торговый дом прекратил существование в связи с отказом царского правительства в субсидировании. Вспыхнувшая жизнь на информационном пространстве восточной окраины снова стала затухать и тлеть.
Время показывает, что Петра Александровича всецело интересовало развитие жизни на восточной окраине империи, жизнь его края и сородичей. Торговый дом, субсидирование царя, фантастические планы – всё было направлено для достижения этой цели, которую он, следуя природному уму, не высказывал вслух, но лелеял в своём сердце и вкладывал в свои проекты. Иначе не могло быть. Это же очевидно…
Как и всякий бурят, он, наверное, ценил животных, разбирался в них и всю жизнь думал об улучшении породы домашних животных в родных степях. Не зря же Торговый дом Бадмаева закупил английских скаковых лошадей, с которых началось улучшение породы. Приняв православие, не мог не содействовать миссионерской деятельности Забайкальской духовной епархии. Кстати, Бадмаев никогда не порывал с буддизмом, известно, что он принимал участие в финансировании строительства Петербургского дацана. Одно из правил буддизма: соизмерять свою жизнь и возможности со временем и средой. Предпринимательством он занимался не только для улучшения личного состояния, но и для блага края. Это тоже очевидно сейчас. В 1909 году Пётр Александрович Бадмаев создал «Первое Забайкальское горнопромышленное товарищество» для разработки золотых приисков.
Вся его жизнь и деятельность – пример работы не в каком-то отдельном направлении, а – во многих направлениях и сферах, развивая одновременно науку, образование, культуру, экономику, предпринимательство, структуры управления. Таких подвижников, как правило, критикуют те, кто сами ничего не создали и не создадут.
Жизнь и деятельность Петра Александровича Бадмаева зафиксированы и зримы в истории. Хотя в информационном пространстве о нём имеется внушительное количество исследований, статей, видеороликов, интерпретирующих его жизнь на всякий лад и подвергающих сомнению дела, следовало бы создать болеет чёткий контент для его земляков и сородичей не с целью сохранения памяти, это само собой, а для примера, возможного развития общества, а также масштабов мышления.
Он был политиком и дипломатом, хорошо знал Восток, изучал Китай, Монголию и Тибет. Именно в такой последовательности: географическая последовательность, перечисленная как придётся, говорит об отсутствии знаний, равнодушии к теме вообще и несерьёзности намерений в частности…
Можно сказать, что Пётр Бадмаев чувствовал пульс и ритм этих стран, куда в 1893 году совершил несколько экспедиций. После этого появилась его знаменитая записка императору Александру III «О задачах русской политики на азиатском Востоке». Это был грандиозный, фантастический на взгляд нормального человека, план. Такие замыслы не могли появиться ни у одного правителя тогдашнего мира. Уроженец далёкого улуса Таптанай писал о возможности добровольного присоединения к России Китая, Монголии и Тибета. Он ясно видел, что время маньчжурской династии в Китае истекло, Монголия – территория с отставшим от цивилизации и дремлющим несколько веков населением, в Тибет вот-вот войдут англичане. Но эти страны тяготеют к российскому Востоку, более, чем к другим странам и цивилизациям, нужны только некоторые усилия для того, чтобы присоединить их к империи.
О возможных последствиях этого проекта, особенно об азиатской составляющей в генетике населения будущей России, можно только фантазировать. Впрочем, как и о названии страны. Что могло бы получиться из этого замысла и как могла бы выглядеть карта мира тоже можно отдать на откуп фантазии, но, думается, что само присоединение на тот период было вполне возможно. Естественно, нужны были громадные финансы. Два миллиона царских рублей, данных Бадмаеву для этих дел и обустройства Торгового дома, хоть и большие деньги, но всё же их недостаточно для того, чтобы перекроить карту мира…
Известна резолюция царя, начертанное царём на письме Бадмаева: «Всё это так ново, необычайно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха». Позднее советские историки, конечно, переврали предложение, где слово «необычайно» стало «несбыточно». Так утверждают исследователи.
В этот период шло грандиозное строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, Восточная окраина России оживала. Бадмаев предлагал царю строить ещё одну дорогу – через Монголию в Китай, в Ланчжоу, откуда открывается Тибет. В этом случае Европа уже не могла бы конкурировать с Россией на Востоке. По его мнению, 1500 километров новой железнодорожной магистрали на юг от Восточных окраин России могли бы стать началом финансово-экономического могущества страны и преобразить жизнь на огромном пространстве.
В 1902 году Пётр Александрович Бадмаев был представлен чину действительного статского советника, встал на четвёртый уровень сверху в иерархической лестнице Российской империи.
Можно только предполагать, что он мечтал о изменениях в государственном устройстве и жизни всей России, особенно – близких ему Восточных окраин страны. Именно об этом говорят его грандиозные планы, которые сочетались с его природной сметливостью.
Торговый дом Бадмаева просуществовал всего четыре года, можно сказать, что он исчез недостроенным. Но за это время дом обогрел многих и многих бурят, которые вышли оттуда образованными людьми, готовыми просвещать свой народ. Без этого Дома не было бы бурятской интеллигенции того времени, открытия Тибета, открытия в Санкт-Петербурге гимназии для бурятских детей, куда в 1895 году все роды Агинских бурят отправили на учёбу 12 мальчиков. Они должны знакомиться с миром, стать образованными людьми, сгустком энергии, который воздействует на развитие всего бурят-монгольского народа. Очевидно, что Пётр Бадмаев воспринимал жизнь именно как энергию, имеющуюся повсюду. Надо только обращать внимание на эту силу. В связи с гимназией Петра Бадмаева принято упоминать о религиозных разногласиях, но они также решались финансами его же финансами. Это опять же практицизм и рациональность, понятные настоящему буддисту.
Будучи политиком и дипломатом самодержавия, Бадмаев последовательно добивался преобразования Восточных окраин страны. Обращая взор на Тибет, Монголию и Китай, царская Россия, естественно, должна была развивать свои Восточные окраины. Убеждён, что в глубине души Бадмаев думал о развитии бурят-монгольского народа. Мыслил глобально, видя далёкую перспективу. Разве не такая цель проистекает из поставленных им русскому правительству задач на азиатском Востоке? Вероятно, по его предположению богатейшая территория от Байкала до Тихого океана, где проживают его сородичи, должна преобразиться и стать экономическим феноменом планеты. Географические положение, собственные природные ресурсы, многолюдный соседний Китай, способствуют такому развитию и сегодня.
Бадмаев обращался к проблемам азиатской политики России на Востоке при Александре III, Николаев II. Планы его похоронила русско-японская война. Но уже в 1911 и 1916 годах он, при поддержке известных чиновников России, предложил проект железнодорожного строительства по территории Монголии. Китай занят такими проектами в наши дни…
Один замыслов Петра Бадмаева – железнодорожная магистраль в Байкало-Амурском направлении, ставшая впоследствии Байкало-Амурской магистралью в конце второй половины ХХ века. Время показывает, что он думал о цивилизованных путях сообщениях, которые пересекут Азию и Восточные окраины России, навсегда преобразив там жизнь. Разве не такие же задачи должны стоять перед лидерами общества сегодня?
Кстати, разные политические силы и радикальные революционеры даже не пытались покушаться на жизнь Петра Бадмаева, как это случилось с близким к царскому двору Григорием Распутиным. Следовательно, они не видели в нём идеологического противника и убеждённого монархиста.
После Февральской революции 1917 года новые властители сослали Петра Бадмаева вместе с фрейлиной А. А. Вырубовой и другими лицами близкими к двору в Хельсинки. Финляндия тогда ещё входила в состав Российской империи. Но зимой 1919 года большевики заключили его в городскую тюрьму Петербурга, откуда отправили в Чесменский лагерь, где он находился до 1920 года. Ему было уже 80 лет. Вероятно, его арестовывали несколько раз. По непроверенным фактам, один раз его из камеры освободили матросы, пришедшие к нему на приём. Ведь Пётр Бадмаев до конца жизни оставался лекарем и исполнял свой долг – лечил людей.
Умер Пётр Бадмаев в июле 1920 года на руках своей второй жены, Елизаветы Федоровны Бадмаевой (Юзбашевой). Похоронили его 1 августа 1920 года на Шуваловском кладбище в Петрограде. Прожил он 80 лет.
Вполне вероятно, что Пётр Александрович Бадмаев мог бы прожить до глубокой старости, ибо обладал отменным здоровьем, но в 1919 году за грубое обращение к нему влепил пощечину коменданту Чесменского лагеря за что был посажен в каменный карцер, где двое суток простоял по щиколотку в ледяной воде. После этого впервые в жизни заболел: в лагере свирепствовал тиф. Человек, способный в 80 лет давать пощёчину коменданту лагерю за грубость, имел от природы высоконравственные свойства, практичный ум и не растрачивал свою энергию по мелочам, оставаясь всю жизнь мыслителем и трудоголиком.
Образ его в литературе и кинематографе совершенно искажён и лжив, верить авторам нет никакого смысла. В число их входят В. Пикуль – роман «Нечистая сила», А. Толстой, С. Лунгин, И. Нусинов, Э. Климов – фильм «Агония», И. Тилькин, Э. Володарский, А. Малюков – фильм «Григорий Р.», многие другие авторы российского происхождения, не знающие и не ощущающие дух Востока и Азии, особенно – Восточной окраины России.
Наследие Петра Александровича Бадмаева огромно, при обязательном включении в него результатов деятельности, направленных на просвещение и развитие бурят-монгольского народа, вытекающих из всей его жизни, то вообще неоценимо. Странно только то, что это наследие ещё не изучено должным образом, то есть как подобает сородичам и потомкам: беспристрастно, кропотливо и с любовью, разделив на составные части и увидев результаты, как целое, исторический объём которого до сих пор несопоставим с деятельностью ни одного бурят-монгола в прошлом и в нашей современности.
Закончив перевод «Чжуд-Ши», он написал: «Все другие отрасли труда имеют место только при процветании сельскохозяйственного труда, иначе они являются началом, нарушающим умственное и физическое развитие, и влекут за собой гибель рабочих и даже вырождение целой страны».
Запомним эти слова…
Помочь: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан банк: Үндсэн данс 5419 120 465, Карт 6234 5801 2208 8533 (Балдоржиев Цырен-Ханда).