(Точно также я делаю теперь заказную, скажем, юбилейную книгу. План – каркас, на него набрасываю материал, потом редактирую, отделяю, шлифую. Уродина, которую я набросал за месяц – это ещё не книга, она внутри этой массы. Проявится только через два или три месяца).

По большому счёту, конечно, скульптор должен делать форэскиз в 10 процентов от полного объёма, чем больше форэскизов, тем лучше, а вот с выбранного форэскиза форматоры, выпускники специальных институтов, должны вычислить и отлить саму фигуру или композицию в полном объёме.
Но какие у нас могут быть форматоры? Конечно, это деформаторы без никакого образования, чаще - бомжи. По пьяни – белая лохматина, от которой разит стеклоочистителем, в белой и серой пыли, да ещё со сломанными пальцами....
По этой причине мои друзья-скульпторы, если не спивались вместе с ними, то выгоняли деформаторов и лепили сразу полный объём. Скажем, заказ на 8 метров, делили чуть ли не на 8 или больше частей… Ну и я с ними в глине, гипсе, цементе, красках с лопатой, совком, мастихином или бучардой крутился возле композиции. «Почему жопа вождя отвисла, Витька, смахни с него чуток. Пиджак должен быть рубленным, порывистым, как идея в этой лысой башке. Твоя же концепция. Насколько наклоним голову этой женщины? Твоя же концепция!».
Конечно, концепцию писал я.
Много концепций набросал за свою жизнь. Не все получились...

Эту композицию по моей концепции мы заливали с форм в декабре 1991 года. За ней - целый комплекс. Высота женщины с постаментом, если не забыл, 11 метров. В лютый мороз, лунной ночью я писал на этой сопке:
Я молод душою и телом,
Плывет золотая луна,
И в пушкинском возрасте смелом
Меня не убила страна...
Давно это было. Дело в том, что я полжизни прожил в мастерских художников и скульпторов. Как пишет мой любимый поэт А. Кабанов: «Здравствуй пункт приёмки стеклотары – школа для поэтов молодых».
И вот я читаю, вернее пою, это стихотворение и тёплые слёзы застилают мои глаза, сквозь которые я вижу улыбающиеся лица моих бородатых друзей. Их давно нет. Но они в этой песне:
Александр Кабанов. Киев.
****
Настоящих слов не так уж много,
для любви, порой, хватает двух,
и тогда подсолнухи ван гога
начинают людям резать слух.
И молчит советская цикада,
обнимая мертвый кипарис:
для вражды немного песен надо,
я спою тебе еще одну на бис.
Грянут гусли, кобзы и гитары,
и ударит барабан под дых,
здравствуй, пункт приемки стеклотары -
школа для поэтов молодых.
Как сплетались вшивость и душевность,
космос и романтика дорог,
навои, в котором алишерность
проступала чаще, чем ван гог.
Хорошо прожареные семки,
свет в конце туннеля - серебрист,
пусть цветут подсолнухи в подземке
и поет безухий машинист.
02.02.2018
В такие минуты мы говорим и слушаем друг друга.
- Когда шкворчит сковорода или пахнет котлетами, а на столе – дорогие торты и конфеты – это означает, что вы готовите себе инвалидную коляску или каталку, на которой вас будут катать через несколько лет.
- Зато художника вскрывать - милое дело: весь проспиртован и чист, - говорил знакомый паталогоанатом.
- Накидывай, накидывай, глины тут несколько тонн.
- А зачем так много, Вить?
- Для того, чтобы увидеть приличную вещь в массе, надо много материала.
- Кстати, как и в любом исследовании. На одном факте никакого материала не получится. Чем больше фактов, тем лучше.
- Какая система может выстроиться без фактов. Ну вот, не зря мы сколотили этот щит из пятёрки. А нельзя было полую конструкцию слепить?
- Не люблю фальшивку. Пусть будет в натуре. Система в натуре, организм должен быть, а не дутая величина.
- Между прочим, человеческий организм – замкнутая система, внутри которого работают сложнейшие лаборатории, где мгновенно реагируют на всякое вещество, поступающее извне. Это могут быть воздух, вода, пища, а также звуки, слова, речи и другие раздражители в тех или иных пропорциях, тонах, оттенках. Следовательно, надо знать какие из них полезны или вредны для работы организма. Но это мелочи, которые человек должен знать по умолчанию.
- Из одной мухи слона не выдуешь, но много мух могут создать образ слона.
- Муху создать сложнее, чем слона. Это как создать крохотные часы.
- Лучше сказать несколько слов о знании? Ведь любое знание – это непрерывная работа, результат которой непредсказуем, ибо каждый результат – это только дверь в следующую проблему.
- Всякое знание – результат сосредоточенности на предмете, когда в этом периоде ты исчезаешь до окончательного решения: есть только предмет, тема. Отсюда вывод: существует только одна на все случаи преграда или болезнь, название которой – Лень, мешающая развитию.
- Наличие мыслительных способностей одного ничего не говорит об этом человеке, оно говорит о возможностях многих.
- Хватит заниматься болтологией. Делом занимайтесь. Что там у нас по концепции?
Мы продолжаем говорить и работать. Ведь единственный наш способ заработать на жизнь – халтурить не халтуря.
Теперь уже я продолжаю работать, накидываю и накидываю материал, а они говорят и подпевают мне при первом случае... Без них мне не с кем говорить...

Ресурс работает благодаря поддержке народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ ДЛЯ ВАС! Мобильный банк – 8 924 516 81 19, карта – 4276 7400 1903 8884, яндекс-карта – 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда)
Bitcoin:
qrk3u0d6q4nh8nsx5glr4dd3rgt85n4jn5e4446k
Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19
