Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Categories:

Практика буддизма-4. Личный опыт. Рабы самих себя. Как освободиться?

#Создать_себя

Согласно буддизму, анализ зарождения всех ошибок всегда приводят к неведению. В данном случае нет никакой абстракции: следите за тем, как появляются Ваши собственные эмоции. К примеру, если человека оскорбляют и если в этом человеке зарождается гнев, то он, начинает защищать объект оскорбления, то есть – себя, своё «Я». Человек даже знает, что это он, что «Я» находится внутри его. Его называют ослом, но он же не осёл. И оскорбляющий тоже не осёл, люди вообще – не ослы, и ослы - не люди:))
У нас сложная тема. Но мы должны размышлять, сопоставлять…

6. Создать себя.jpg

В буддийской философии есть понимание двух «Я». Это «Условное Я», оно есть, действительно. Второе «Я» - отражение наших размышлений, фантазий о себе, мы думаем, что мы такие. Поразмышляйте на эту тему. Если смешать воду и молоко, то их нельзя различить. Также неразличимы эти два «Я». Вас обозвали ослом, но Ваше «Я» отрицает это. В данном случае отрицает не конкретная совокупность психики и физиологии, а нечто незыблемое, абсолютное «Я».

Вот об этом абсолютном (ложном) «Я» человек проявляет заботу. Оскорбили его – бросается с криком защищать, похвалили – онемел от удовольствия. Он придал этому понятию огромное значение, и этим самым стал полностью зависимым от него.

В этом случае неведение, наше «Я» – наш властитель, эгоизм – исполнители приказов неведения, все эгоистические порывы – армии и дивизии, которые исполняют невежественные приказы. В целом – мы рабы нашего неведения. Так и находимся безвременно в круге сансары в своём неведении, не делая никаких усилий, чтобы понять нашего главного властителя, который посылает исполнителей отрицательных качеств – гнев, ревность, зависть, сутяжничество, жадность, тысячи тщеславных эмоций я чувств. В конце концов, они делают нас несчастными и убивают.

Размышления подобного рода очень полезны. Через них мы начинаем понимать положение, в котором находимся из-за своего неведения, которое возвело во властители наше абсолютное «Я». Надо понять, что его нет на самом деле, а поняв уничтожить ложные образы.

Искоренить по одному армию исполнителей трудно. Лучше покончить с властителем. Сделать это намного легче, чем нам кажется. Слабость неведения в том, что оно не зиждется на логике, оно не логично само по себе. Мудрость, которая постигает Пустоту, всегда логична.

Если Вы изучаете буддизм, его историю то, конечно, видели состязания лам в философии, где отточен и понимаем каждый жест. Это очень интересное занятия. Каждый раз я представляю, что персонажи, у которых столь артистичные жесты, доказывают безосновательность абсолютного «Я», за которое цепляется человек и этим самым совершает роковую ошибку.

У «Я» нет самобытия, оно не изначально. Подумайте об этом на досуге, почитайте более глубокую литературу на эту тему. Тело ли это самое «Я» или оно – тело? Где оно конкретно? Вот человек идет, сел, лежит, думает. Он говорит себе: «Иду, сижу, лежу, думаю». Но только что мы говорили, что тело не может быть «Я». Но, простите, кто же идёт, сидит, лежит, думает?
Может быть «Я» – это наш ум? Вот рождается мысль…Тогда, может быть, «Я» – это мысль? Но ведь Вы не заботились о мысли, оно появилось откуда-то? Человек не знает – кто «Я», что же это такое, чем бы оно могло быть? Но как можно заботиться о том, что нам неизвестно? Не причиняем ли мы такой заботой вред своему «Я»? Опять появилось это «Я»!

Если кто-то начинает ремонтировать сложные узлы и механизмы, не представляя, что это такое, то, скорее всего, он их сломает окончательно. Такой пример приводят на лекциях буддийские Учителя перед началом изучения теории Пустоты, говоря, что в этой теории скрыта не одна опасность. Познавая всё больше и больше, открывая для себя, что тело, сознание не могут быть «Я», человек может скатиться к нигилизму. Ведь он будет считать, что никакого «Я» попросту не может быть.
В этот момент он должен понять, что и такой его вывод ошибочный. А какой будет правильный? Как Вы сможете ответить на этот вопрос?

Итак, нам объяснили, что наше неведение основывается на неправильном представлении о своём «Я». Чем больше человек развивает в сознании мудрость, тем меньше становится неправильное представление о себе. Сознание, постигающее Пустоту и зависимость от «Я» - это абсурд, как невозможно совместное существования тьмы и света. Есть свет – нет тьмы, есть тьма – нет света.

Осознав, что на самом деле «Я» нет в чистом виде, мы осознаём, что не может быть и остальных абсолютных «Я». Зачем заботиться о том, чего нет? Не естественно ли заботиться о других?
Следующее препятятствие в том, что мы думаем о чужих страданиях, только как о чужих. Для устранения этого препятствия, мы должны повторить или вспомнить о взаимозависимости происхождения. Никто из нас не может быть независимым. Все мы зависим от других существ, друг от друга и т. д.

Для объяснения буддийские монахи обычно приводят пример подпиливания ножки у стула. «Пусть пилит, главное, меня не трогает». Также человек думает о другом человеке: «Ему же плохо, не мне, меня его беда не касается. Да и зачем думать об этом?» Но беда может коснуться каждого из нас.
Учителя древности говорят, что когда человек вредит другим, то, в первую очередь, он вредит самому себе, а когда делает добро другим, то делает добро и себе. Это аксиома, которая помогает нам развивать Бодхичитту. Рассуждая таким образом, Вы делаете свой ум ясным и точным.

Любой человек, который совершает для других благо, в конечном итоге получает для себя намного больше, чем отдал. Не зря говорят: «Вернётся сторицей», «Пусть Ваше добро умножится!» Это тоже аксиома.
Но стать кем-нибудь без подготовки невозможно. И в нашем случае невозможно превратиться в абсолютного альтруиста и начинать сразу думать о других. К этому надо готовиться. Найти много примеров, которые нас подвигли бы к благим деяниям.
Но самое главное дать и развить в себе такие установки равностного отношения к себе и другим, которые трудно было бы изменить.

Вот три из них

Первое: никто в мире не желает несчастья, все желают счастья, как и я сам. Получается, что только исходя из этой установки надо делать добро другим. Представьте своим нейтральным «Я», что по одну сторону от Вас находится Ваш Эгоизм, который заставляет Вас заботиться о себе, а по другую – все остальные живые существа. Вы смотрите на то, что Ваш Эгоизм требует счастья только себе, а все остальные желают счастья и отвергают несчастья. Ваше нейтральное «Я» должно сделать выбор.
В этом примере буддийские монахи говорят о нашей эгоистической установке, которая отождествлена с нами, она находится в нас, и мы не можем понять откуда эти помыслы. Надо отделить эту установку от себя и сравнить с установкой остальных живых существ. И тогда мы видим вред, который внушает нам эгоистическая установка.
Этот пример надо понимать как упражнение, которое следует повторять и повторять. Ведь повторение не только мать учения, но и отец действий и, самое главное, результатов. Чем чаще будете видеть опасность от эгоистических установок, тем сильнее и дальше от себя будете отделять эти установки. Вспомните случай с гневом: кто-то вызывает у Вас гнев, но чем больше думаете о нём, тем большим становится Ваш гнев.
Раскусив свою эгоистическую установку, начинайте думать об остальных живых существах, которые стоят по другую сторону от Вашего нейтрального «Я». Все они мучаются и стараются уничтожить свои беды и обрести счастье. Но не могут сделать этого по той же причине, что и Вы. Они такие же рабы своего Эгоизма, каким были и Вы.
У Вас одно несчастье, Вас мучают одни и те же установки. Не пора ли пожалеть друг друга?
Такие рассуждения делают Вас чуточку мудрее, Вы начинаете понимать причины несчастий. Естественно, объём несчастий всех живых существ неизмеримо больше ваших параметров, которые просто теряются в таком объёме. Поэтому лучше забыть о своих маленьких бедах ради счастья всех.
Мы рассмотрели первую установку равностного отношения к себе и другим. О двух других установках поразмышляем в следующем посте.




Помочь: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан банк: Үндсэн данс 5419 120 465, Карт 6234 5801 2208 8533 (Балдоржиев Цырен-Ханда).


8. Практика.jpg


Tags: #Создать_себя, личный опыт, практика буддизма, создать себя
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment