Здесь мои незамысловатые рассуждения о нелёгкой судьбе всех нас, землян, живших или живущих в юрте.
Не слушайте всякие фантазии о каком-то космическом предназначении наших жилищ, ведь устройство каждого из них связано с необходимостью жить в условиях, доставшимся тем или иным народам по причинам никому неизвестным, а не с тем, чтобы морочить головы и выставлять себя на посмещише.
Почему те или иные народы оказались именно в этом месте и в таких природно-климатических условиях?
Человек по утрам смотрит на солнце, которое всегда на восточной и южной стороне, наверное, потому он и делает двери и окна жилища на солнечной, подветренной стороне. Как-то так и далее по логике.
Кому-то выпала доля приспосабливаться к африканскому зною, а кому-то – к стуже Крайнего Севера. Одни научились строить вигвамы, другие бунгало, третьи ледяные иглу, четвёртые – избы.
На долю степных монголов выпала юрта. У степных - войлочная, у тех, кто обитает ближе к лесу, - деревянная.
Некоторые группы людей активно развиваются, другие пребывают в умственной дремоте. Очнувшиеся выбирают для более лучшей жизни тот вектор, который считают наиболее цивилизованным, спящие всё еще гремят телегами средневековья, над которыми проносятся самолёты и дроны.
Надо не оправдывать своё убожество, а развиваться и конкурировать с другими народами.
Цивилизация пытается найти свои истоки, предприимчивые и развитые люди ищут древнюю экзотику и чистую экологию, пытаясь уйти от смрада мегаполисов. Модными становятся те же вигвамы, бунгало, иглу, избы, особое место в этом ряду занимают юрты.
Конечно они хороши в условиях, когда всегда можно уйти в цивилизацию. А если нет?
Современная деревянная юрта иркутских бурят в стадии строительства.
Красивые, белоснежные и пышные сооружения, именуемые юртами – тоже фантазии, мечта несчастных, изредка воплощаемая в жизнь у чрезвычайно разбогатевших кровососов. В основном, в массе азиатской бедноты, это были серые и чёрные жилища, потерявшие первоначальный цвет от копоти очага внутри и пыльных ветров снаружи.
Тем не менее, в сознании людей устоялась белая юрта, к тому же современные материалы позволяют покрывать юрты любыми цветами. Шерсть уходит в прошлое.
Перечеркнуть мечту и время невозможно.
Тысячу лет тому назад китайский поэт Бо Цзюй И (772-846) писал:
Шерсть собрали с тысячи овец,
Сотни две сковали мне колец,
Круглый остов из прибрежных ив
Прочен, свеж, удобен и красив.
В северной прозрачной синеве
Воин юрту ставил на траве,
А теперь, как голубая мгла,
Вместе с ним она на юг пришла.
Юрту вихрь не может покачнуть,
От дождя ее твердеет грудь.
Нет в ней ни застенков, ни углов,
Но внутри уютно и тепло.
Удалившись от степей и гор,
Юрта прибрела ко мне на двор.
Тень ее прекрасна под луной,
А зимой она всегда со мной.
Войлок против инея – стена,
Не страшна и снега пелена,
Там меха атласные лежат,
Прикрывая струн певучих ряд.
Там певец садится в стороне,
Там плясунья пляшет при огне.
В юрту мне милей войти, чем в дом,
Пьяный – сплю на войлоке сухом.
Очага багряные огни
Весело сплетаются в тени,
Угольки таят в себе жару,
Точно орхидеи поутру;
Медленно над сумраком пустым
Тянется ночной священный дым,
Тает тушь замерзшая, и вот
Стих, как водопад весной, течет.
Даже к пологу из орхидей
Не увлечь из этих юрт людей.
Тем, кто в шалашах из тростника,
Мягкая зима и то горька.
Юрте позавидует монах
И школяр, запутанный в долгах.
В юрте я приму моих гостей,
Юрту сберегу я для детей.
Князь свои дворцы покрыл резьбой, —
Что они пред юртой голубой!
Я вельможным княжеским родам
Юрту за дворцы их не отдам.
Наука относит появление юрты к 12 и 11 векам до нашей эры. Изображения этих жилищ имеются на статуэтках первого тысячелетия новой эры, дошедших до нас из Китая. Это верблюды, нагруженные частями юрты – решетчатыми стенами, кошмой, дымоходом. Много материалов, рассказывающих о развитии этого жилища, сохранились в Европе и Азии со времён завоеваний монголов в раннем средневековье. Изображения юрты есть в турецких, среднеазиатских, иранских, китайских миниатюрах.
У каждого народа своё название юрты.
На монгольском языке юрта называется – гер или гэр, что означает – дом.
Как и любой дом, юрту надо строить. Из чего? Основной материал – войлок, дерево, а также сыромять или кожа. Подручный материал – конская грива, из которой плетут волосяные верёвки. Их используют для перетягивания жилища по окружности и поперёк.
Стена юрты называется – хана. Это секции, их может быть несколько – шесть, восемь, десять, двенадцать. Чем больше стен, тем больше юрта. Средняя юрта – шесть или восемь секций. Делают их из тонких деревянных жёрдочек, в основном используют берёзу. Жёрдочки кладут друг на друга, в местах соединения делают отверстия и крепят кожаными узелочками. Тонкие прямые жерди, называемые уни, поддерживают тооно – деревянный круг, отверстие для дыма и солнечного света, поддерживаемое прямыми столбиками (багана). В итоге получается конусообразная крыша с решётчатыми стенами, образующими круг.
В древности юрту закрывал полог из кошмы, который позже стал деревянной, иногда двухстворчатой дверью.
Снаружи сооружение юрты покрывается плотными кусками войлока. Как правило, они от шести до восьми метров длиной. Летом юрта покрыта одним слоем войлока, зимой – двумя слоями. Современную юрту поверх войлока покрывают водонепроницаемым, обычно белым, материалом.
Конструкцию юрты крепко перетягивают прочными волосяными и кожаными (очень редко) верёвками.
Ставят юрту на землю, в летнюю жару приподнимают края войлока, образуя вентиляцию. Зимой юрту ставили на войлок, теперь – на деревянный пол.
Очаг – центр юрты, объект бытового и сакрального значения. Раньше в основе очаге были три крупных камня, которые монголы называли тремя отцовскими камнями – абын гурбан шулуу. Они путешествовали со всем жилищем, во время установки юрты их ставили первыми и обозначали центр. Возможно, в Монголии эти камни ставят и в наше время.
Вокруг очага стоят два опорных столба – багана (см. выше), упирающиеся в дымовой и солнечный круг. Эти столбы также имели сакральное значение, на них ставились зарубки при рождении детей, женщины во время родов держались за них.
Над камнями очага устанавливали металлическую круглую подставку, на которой обычно стоял большой котёл.
Утварь расставляется вдоль стен юрты. Пространство юрты делится на почётную, мужскую и женскую части.
Таковы основные сведения о юрте. Не читайте всякую чушь о юртах, бузах, дэгэлах, загнутых носках сапог и т. д. но знайте об их практичевком предназначении, что более всего преследует в жизни человек, особенно - монголы.
Помочь: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан банк: Үндсэн данс 5419 120 465, Карт 6234 5801 2208 8533 (Балдоржиев Цырен-Ханда).