Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Categories:

Дневник исцеления-15. Объект медитации. Почему мы перестаём заниматься?

#Дневник_исцеления
Как и можно предположить, объектов медитации для занятий шаматхой великое множество. Но большинство буддийских Учителей рекомендуют образ Будды. Это проверенный и правильный путь в понимании сутры, в которой признано отсутствие самосущего «Я». Тантристы, также признающие отсутствие «Я», но занимающиеся уровнем энергии, предлагают сосредоточение на Ясном Свете или букве «А».
Начинающему лучше придерживаться сутры и образа Будды.
Звёздное небо-2.jpg

В нашем случае нужны лёгкие подходы. В этом случае мы будем обеспечены и удовольствием, и продвижением. Начав с трудного, ничего не добиваются. Начинать надо с простых вещей.
Для того, чтобы овладеть трудными и сложными практиками Махамудры или Дзогчена надо овладеть шаматхой. Тогда станет значительно легче овладевать всеми остальными премудростями науки или религии.
Опытные буддийские монахи говорят, что раньше шаматхой овладевали в течение полугода или полутора годов. Практика была очень интенсивной, к тому же знали, как осуществлять практику. Сегодня некоторые люди достигают шаматхи от двух до трёх лет. Довольно быстро, да?
Лично я всегда считал и считаю, что достижение укрощения и просветления сознания – самое главное достижение в жизни человека. Оно несравнимо ни с какими финансовыми приобретениями. По сравнению с шаматхой, всё материальное – ничто. Такой ясный ум и спокойный мир, который наступает после достижения шаматхи, невозможно нигде купить. Почему же у меня и многих других людей такое достижение только кратковременное? Почему мы забываем достигнутые уроки, снова и снова впадаем в нашу омрачённость и грязь, говоря современным языком – в централизованное состояние ума, где верховодит всем несуществующее «Я»?
Для ответа на эти вопросы вернёмся к образу Будды, который сейчас – объект медитации. Объект обязательно должен быть жёлтого, золотистого, цвета, небольшим по размеру, сантиметров семь-восемь. В общем, статуэтка Будды. От объекта должны исходить лучи, медитирующий должен это чувствовать и ощущать.
Ни в коем случае не визуализируйте объект как статуэтку, он должен быть для Вас живым, настоящим Буддой, обладающим весом и теплом. Во время медитации он находится рядом, стоит только вытянуть руку и вы почти коснётесь его. Для этого надо визуализировать Будду не очень высоко, не совсем низко. Классическая визуализация – на уровне лба. Во время Вашей визуализации он излучает лучи. Почему? Эти лучи уничтожают притупленность ума, они – противоядие против такого ума.
Кстати, вес объекта должен быть ощутимо тяжелым. Опять же почему? Удерживая объект, Ваше сознание лишено возможности блуждать. Как говорят буддийские Учителя: привязанный к тонкой жерди слон всегда вырвет жердь вместе с верёвкой. Тяжёлый столб вырвать труднее.
Так мы привязываем наш ум. Пора его укрощать, ограничивать блуждания, приручать.
Почему объект визуализации такой маленький? И на это есть причины. Ничего случайного в визуализации не бывает. На маленьком объекте лучше концентрировать внимание, на большом оно рассеивается.
Итак, у нас есть объект для достижения шаматхи.
Начинаем концентрацию. Глаза как бы полузакрыты. Если они будут открытыми, то Вы ничего и не сможете визуализировать. Но и в полузакрытых или даже закрытых состояниях глаз есть недостатки. Они проявят себя в перспективе. Об этом у нас разговор впереди.
Для облегчения процесса медитации приобретите для себя статуэтку Будды. Смотря на объект, Вы будете учиться визуализировать его, ум привыкнет не к статуэтке, а к образу. Вам будет легче учиться медитации. Для примера, подумайте о своём друге. Вы же можете представить его образ. Также легко Вы начнёте представлять и оживлять статуэтку.
Не напрягайтесь, сосредотачивайтесь в расслабленном состоянии. Пока нет необходимости ясно видеть объект. Удерживайте его в сознании при первом появлении образа, он будет исчезать, но вы пробуйте его удержать. При этом не напрягайте усилия, не надо сжимать ум, как и своё тело. Будьте всё время расслабленным.
Руками Вы держитесь за колени. Напряжение Ваше сбрасывается, ум становится ясным. Пробуйте теперь сосредоточиться на объекте за одну или две минуты. Итак раз за разом, день за днём…
Конечно, это нелёгкий и долгий процесс. Пока Вы только грубо визуализируете объект.
Первого уровня Вы достигнете тогда, когда научитесь удерживать перед собой образ Будды. Уровень этот называется – Обнаружение объекта медитации.
Порадуйтесь своему первому успеху. Ведь всякое достижение – это внутренняя радость. Вы начинаете понимать, что Вы сможете, что Вы продвигаетесь.
Впереди у нас остальные уровни. Вы готовы?

Мы говорили, что первый уровень или этап в начале медитации - это поиск объекта. Вам нужен объекта для медитации, который выражается в попытке визуализировать статуэтку. Ведь мы её рассматривали, знакомы с ней, она есть в нашем сознании.
У нас получилось визуализировать, мы видим уже не саму реальную статуэтку, но воспроизводим её в своем сознании. Она сейчас находится на расстоянии вытянутой руки от нас. Мы обнаружили её! Второй уровень – обнаружение.
Но она у нас всё время куда-то исчезает. Нам надо достичь третьего уровня – удержания объекта. Практикуем, пока не достигнем.
Мы искали и обнаружили объект, потом научились его визуализировать, уже можем его удерживать, теперь надо научиться пребывать с ним. Четвертый уровень этой части практики – пребывание с объектом.
Вот эти уровни надо выучить и запомнить. Первая ступень и первый уровень концентрации достигается при чётком знании этих этапов. Лучше называть из стадиями. Вы по этим стадиям будете подниматься всё выше и выше, пока не укротите свой ум и сможете адекватно воспринимать мир.
Если Вы можете сохранять объект хотя бы минуту, то Вы уже на 1 ступени концентрации. Сколько на это потребуется времени. Скорее всего, от одной до трёх недель практики. После этого Вы начинаете убеждаться в том, что у Вас правильные инструкции. Но каковыми могут быть ошибки?
Для того, чтобы достичь совершенства, которое мы называем «самадхи», надо пройти последовательно все стадии. Но еще до первой стадии будет множеством препятствий. Что же это за препятствия? Если мы не будем знать о них, то грош цена любым усилиям и занятиям. Допустим, Вы заняты ремонтом телевизора, но не знаете какая деталь в нём сгорела, естественно, что Вы не будете заниматься перепаиванием всей схемы.
Причинно-следственная схема – основная идея познания и развития. Следуя этой идее, мы назовём пять главных ошибок, которые могут быть при начале занятий медитацией.
Назовём первую ошибку, она же самая известная. Это лень.
Второе место присудим – забыванию. Об объекте все время забывают, ум подобен резвой обезьяне, скачет туда, сюда, верх, вниз, в стороны, делает ужимки, неожиданно начинает заниматься черт знает чем!
На третьем месте у нас стоит двоичное препятствие: мы и возбуждены, и сонливы. Возбуждены по причине того, что мы привязаны ко всему, в силу этого ум отвлекается от объекта, «отправляется» домой, к детям, к женщине, мужчине. Это обычное стереотипное мышление, умственное возбуждение. А сонливость, то есть умственная притупленность происходит из-за того, что исчезает ясность ума. Притупленность усиливается, человек засыпает. Возбуждение и притупленность – третья ошибка во время занятий медитацией.
Очень важно знать о четвёртой ошибке: она в том, что у нас есть противоядие против ошибок, но мы его не применяем. Представьте себе, что на 6 или 7 стадиях, держа в сознании объект медитации, мы начинаем ощущать, что мы теряем ясность. Вначале она незначительная, но противоядие не применяем.
Пятая ошибка в том, что у нас продолжается процесс применения противоядия, когда в это нет необходимости. Зачем здоровому человеку лекарства? Такое случается, обычно, на 8 или 9 стадиях. Там вообще не нужны противоядия, они уже помеха для медитации. Вы расслабленны, и ум расслаблен. Большие птицы живут на высоких скалах. Взмахи крыльев им нужны для достижения очень больших высот, но там уже не надо махать крылами, ведь высота – это парение и созерцание. Примерно такого уровня достигают на 8 и 9 стадия при занятии медитацией и достижении шаматхой.
Вот пять возможных и частых ошибок медитации. Если Вы эти ошибки победили, то это означает только одно – вы знаете шаматху. Достижение уровня возможно только тогда, когда ничто не мешает такому достижению.
Первая и вторая ступени шаматхи – это устранение помех. Прогресс начинается тогда, когда помехи устранены. Допустим, Вы должны починить сложный радиоузел, нашли пять неисправностей. Не найдя их, Вы не будете перепаивать весь узел. Но вот Вы починили две поломки, радио затрещало, послышалась проба Вашего голоса, пока ещё хрипы и помехи. Осталось починить ещё 3 поломки и будет ясный, чистый звук.
Абзац о ценности учения.
Конечно, буддийские монахи и Учителя обучают или рассказывает нам о методах укрощения ума, сутре или тантре просто так, не требуя ничего взамен. Учение всегда доступно. Но не надо считать, что из-за этого им можно легко овладеть. Поэтому оставим разговор о противоядиях до следующего поста. Читающие эти посты теперь будут обременены задачей – найти эти противоядия.
Успехов.




Ресурс работает благодаря поддержке народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ ДЛЯ ВАС! Мобильный банк – 8 924 516 81 19, карта – 4276 7400 1903 8884, яндекс-карта – 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда)
Bitcoin:
qrk3u0d6q4nh8nsx5glr4dd3rgt85n4jn5e4446kk5


Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19





Tags: #Дневник_исцеления, медитация, укрощение ума, шаматха
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments