Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Categories:

Дневник исцеления-18. Учимся быть внимательным

#Дневник_исцеления
На третьем этапе, по замыслу буддийских учителей, медитирующий должен научиться возвращать объект. Ведь он часто теряется. Буквально из вида. Невнимательный человек так может потерять всё.
Практикуем и учимся внимательности.
Научившись возвращать утерянное, мы должны научиться не терять его. Как? Сосредотачивать ум, он не должен отвлекаться. На четвёртом этапе объект уже не должен теряться, но должен присутствовать непрерывно. Отличие четвёртого этапа от третьего – отсутствие грубых отвлечений.
Звёздное небо-2.jpg


Для этого нужна долгая практика. Объект (фигурка Будды величиной с палец или что-то ещё), который вы избрали для медитации уже присутствует постоянно. Но ведь этого и добивается медитирующий, значит, он достиг цели! Конечно, нет. Ведь у нас девять этапов или стадий. Не пройдены ещё пять. И даже тогда нельзя считать уроки законченными.
Во время этих занятий я часто вспоминаю о том, как на службе я передавал видимость и облачность. Тут примерно то же самое. Видимость, область, внимательность. Вы же не полетите при плохой видимости, тем более при любом полёте требуется внимательность и концентрация.
Путь от третьего этапа до четвёртого намного тяжелее, чем все предыдущие. Ведь это уже некоторые итоги укрощения ума. Вы начинаете подчинять себя ум! Вы в какой-то степени владеете им!
Достижение четвёртого этапа или стадии может означать, что Вы достигли некоторого совершенства в управлении вниманием. Но и при этом медитирующему мешают ещё три преграды. Вот эти три препятствия:
- грубая умственная притуплённость;
- тонкая умственная притуплённость;
- тонкая возбуждённость.
Нам давно пора привыкнуть к понятиям и обозначениям, которые совершенно отличаются от тех, которые нам привычны. Новые понятия мы должны чуть ли не ощущать, тем более чувствовать их обязательно. Вы же ощущаете или чувствуете в своём умственном состоянии некую притуплённость или возбужденность? От этого Вам всегда некомфортно. Хочется выспаться и покончить с этими неприятными ощущениями.
По своему физическому состоянию Вы понимаете, что могут быть и грубая, и тонкая возбуждённости, но также возможна и тонкая притуплённость. Все они присутствуют в третьей стадии.
Можем ли мы их различать?
Человек часто имеет привязанности, возбуждения в связи с ними и называют грубыми и умственными. В этом случае медитирующий теряет объект, на которую медитирует. Ум возбуждён, отвлекся, причина сильная. Например, вспомнил любимую женщину или возбуждающего мужчину.
Но если возникает тонкое умственное возбуждение, объект не теряется. Бывает же, вы отвлекаетесь, не теряя основного, например, вполуха слушаете радио, вполглаза смотрите ТВ. Это частичное отвлечение, и называется оно – тонкое умственное возбуждение.
Разница между этими притуплённостями. При грубой – объект сохраняется, но теряет ясность и чёткость, он размыт. При тонкой – объект виден ясно, но в нём нет ярких деталей. Но как определить эти притуплённости? Только личным опытом, личным медитированием.
Например, в самом начале у вас очень ясная и чистая концентрация, объект виден отчётливо, помех нет. Вы уверены, что сейчас у вас именно та концентрация, которую вы и можете реализовать. Но проходит время, вы начинаете уставать, ум притупляется, ясность и насыщенность исчезают. Через некоторое время вы начинаете различать первоначальную и последующую концентрацию.
А когда вы научитесь различать эту разницу очень чётко, то это и будет означать, что вы перешли на четвёртую стадию. Вы понимаете свойства сознания и можете им управлять. Теперь вы замечаете более утонченные препятствия для концентрации.
Вот именно в этом моменте и таится ошибка: человек может подумать, что он уже достиг того, что искал. Но ведь ещё не было пятой стадии…

Итак, объект уже не теряется. Напомню: объектом медитации мы выбрали фигурку Будды золотистого цвета размером с палец. Теперь удерживаем его, если возможно такое европейское сравнение, мысленным взором на расстоянии вытянутой руки. Мы прошли уже четыре урока.
Достигнув этого этапа, мы договорились, что, когда объект перестанет теряться, мы не будем впадать в ошибку, считая, что уже достигли цели. Третий этап у нас был «возвращением объекта», четвёртый этап – «близкая установка». Смотрите на картинку: на третьем этапе верёвка, которой мы удерживали слона, была длинной, на четвёртой она стала короткой. Мы, как бы, подтянули слона.
Картинку надо смотреть всё время. Польза от этого очень большая. В дальнейшем тем, кто занимается Шаматхой надо только взглянуть на картинку, и он сразу вспомнит все уроки и стадии. Главное, не надо забывать детали. Вот тут была длинная верёвка. Почему она стала короткая. Ах да, это же близкая установка. Какая разница между третьей и четвёртой стадиями? С какой целью кролик уселся на спине слона? Так это же тонкая умственная притуплённость. Кстати, автор этой картинки, учебного пособия, Тричжанг Римпоче. Между прочим, он Учитель Далай-ламы четырнадцатого. Европе трудно учиться без графики. Может быть, быть он и нарисовал пособие для европейцев?
На четвёртом этапе можно медитировать довольно долго. Что нам мешает здесь? Тонкое умственное отвлечения, их может быть много. С грубыми отвлечениями мы разобрались, но с тонкими ещё надо разбираться. А когда разберёмся, то не будет и их. Смотрите снова на картинку: на четвёртом этапе обезьянка вела слона, Вы были позади. На пятой – слона уже ведёте Вы, а обезьянка плетётся сзади. Это означает, что главным стали Вы. Закрепив четвёртую стадию, Вы стали удерживать объект крепко, отвлечения ушли, но вместе с напряжением может появиться ослабление Вашего объекта.
Вот какие противоположности одновременно: отвлечение и ослабление. Расслабимся – появится отвлечение, станем держать крепко – снова появится провал. Значит, нужна регулировка. Представьте себе регулировочную шкалу какого-нибудь приложения. Например, звука. Нужна золотая середина.
Что получилось? Мы достигли четвёртого этапа, теперь у нас есть полное развитие внимания. После надо развивать бдительность. Иначе мы не сможем идентифицировать тонкое умственное отвлечение в разных вариациях для того, чтобы устранить. Бдительность нужна в промежутке, во время перехода с четвёртой на пятую стадию. Нам нужна активная бдительность.
Сейчас Вы способны концентрироваться надолго, и, призвав на помощь бдительность, наблюдайте за тонким умственным отвлечением в разных вариациях. Устраняйте их последовательно при каждом появлении. Именно таким образом достигают пятого этапа или стадии в Шаматхе.
Дальше начнётся движение с пятого этапа до шестой. Именно в это время значение бдительности становится наиглавнейшей. Бдительность в этом моменте – главная помощница устранения тонкой умственной притупллённости. Помните, что все отвлечения при этом должны быть уже устранены.
Таким образом, мы дошли до понимания двух типов ошибок: одна из них основана на возбуждении, другая – торможении. Теперь нам мешает тонкая умственная притуплённость. Как её устранить?
Ответ будет переходом к шестой стадии.
Эти мысли и занятия для несведущего человека кажутся совершенно непонятными и бессмысленными. Но посмотрите на жизнь буддийских монахов и сравните со своей. Подумайте над тем, чем Вы озабочены всю жизнь или в этот момент? Что мешает Вам достичь спокойной жизни и ясного видения этого прекрасного мира?




Ресурс работает благодаря поддержке народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ ДЛЯ ВАС! Мобильный банк – 8 924 516 81 19, карта – 4276 7400 1903 8884, яндекс-карта – 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда)
Bitcoin:
qrk3u0d6q4nh8nsx5glr4dd3rgt85n4jn5e4446kk5


Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19





Tags: #Дневник_исцеления, пятая стадия, укрощение ума, четвёртая стадия, шаматха
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments