Достижение каждой стадии – это упорный труд, напряженный и рассчитывающий все движения. Развитие медитации с использованием шести сил – очень важная часть знаний о шаматхе.
Достижение первой стадии – это «сила слушания». Вы долго вникали и входили в новые для себя понятия, потом начали слышать и понимать инструкции и уроки, после этого начали заниматься и достигли первого этапа. Это и будет «сила слушания».
Дальше. Следующий за этим этап называется – «силой размышления». Сила слушания научила вам тому, как заниматься медитацией. Применяя «силу размышления» вы приходите ко второй стадии или этапу. Вы продолжаете заниматься, повторяете свои размышления, и от ступеньки до ступеньки поднимаетесь до второго этапа медитации. Это очень похоже на запоминание текста. Надо услышать предложение, а потом повторять и повторять его до тех пор, пока не запомнить наизусть.
«Силой внимательности» называется сила третья. Эта сила помогает Вам достигать до третьего и четвертого этапов или стадий. Логично, что на этих этапах у вас должна появляться всё большая и большая внимательность. Без внимательности вы не достигнете остальных стадий.
«Силой бдительности» называется сила четвёртая. На пятом или шестом этапе у вас не должно быть отвлечений. Необходимость применять внимательность отпадает. Но на этих этапах всё еще сохраняются тонкие виды притуплённости и возбуждённости. Их надо преодолевать. А как? Конечно, «силой бдительности.
Пятая сила называется «силой усилия». Вы уже на седьмом и восьмом этапах. Тут тонкие притуплённость и возбуждённость не появляются. Нужда в бдительности отпадает сама по себе. Но для того, чтобы окончательно устранить возможное их появление вам понадобиться эта сила, которая называется «силой усилия».
Шестая сила называется – «силой знакомства». Что это такое? Подумайте сами. Вы к этому времени настолько познакомились с темами размышления, медитации, что теперь можете воспроизвести их спонтанно, даже без усилий. Считается, что к этому времени, текст вами уже выучен, вы его знаете наизусть. Даже если вы заняты в это время чем-нибудь другим, вы способны без никаких усилий вернуться к тексту и сказать его, прочитав по памяти.
Для развития и продвижения шаматхи, которой вы занимаетесь, очень важно знать и научиться использовать эти шесть сил. Многим людям, особенно начинающим, может показаться, что в текстах о шаматхе нет ничего близкого к европейской логике и школе. Но там их и не должно быть, хотя все тексты на русском и других языках за пределами буддийского мира, максимально адаптированы к миру народов, говорящих на этих языках.
Но желательно понимать, что шаматха – это явление, которое развивалось в течение нескольких тысячелетий, реальное воплощение этой науки, а это настоящая наука, в культуре и менталитете многих буддийских стран, включая Индию, Китай, Японию. Более того, многие известные люди планеты достигли высот в разных сферах, благодаря именно шаматхе, укротив свой ум и достигнув умиротворения и деятельного созерцания.
Мне думается, что другого пути к познанию у человека просто нет.
Разве можно чего-нибудь достичь вне умиротворённого состояния? Следующий пост о применении этих сил на практике, в ежедневности.
Мы изучили девять стадий, шесть сил, до этого было множество постов о шаматхе. Очень важно не прерывать занятий и чтений литературы о шаматхе. В наше время их очень много в сети.
Итак, как применять изученные практики в обыденной жизни? Непрерывные занятия в разных ситуациях – главное условие достижения успеха. Если нет последовательности и целеустремлённости, то лучше оставить всякие мысли о занятиях шаматхой. Вы всецело, не попускаясь необходимыми делами, должны быть заняты проблемой умиротворения ума. Проект этот на всю жизнь. Но без близлежащих целей проект становится бессмысленным. Во всём должна быть практичность.
Начнём с распорядка дня. Как мы начинаем день. Утро. Животные поднимаются и сразу идут за едой. Следовать ли такому инстинкту? Конечно нет. Завтракать сразу не надо. Есть люди, которые, проснувшись, чувствуют непреодолимое желание сразу заняться медитацией, и только потом – утренним туалетом, другие же занимаются медитацией после необходимых утренних забот. Пусть это будет по желанию. Но не бежать сразу завтракать.
Начните с недолгих медитаций, которые мы называли «на дыхании». Это очень правильный распорядок. После этого можно визуализировать фигурку Будды (величиной с палец, золотистого цвета). Концентрируйтесь на выбранном образе.
Также возможно заниматься одновременно какой-нибудь практикой, относящейся к тантре, допустим, вы начитываете мантры Учителя Шакьямуни. Если Ваша практика будет следовать уровню мысли и уровню речи, то сила её будет достаточно велика.
Более, вполне возможно при созерцании образа Учителя и начитывания этой мантры, визуализировать, то есть вообразить, представить реально, что белое сияние или свет исходят из образа Учителя и входит непосредственно в ваше тело, очищая от разных пороков, скверн и загрязнений.
При этом используя такое очищение, представляйте, что грязь и скверна, пороки и плохие мысли, буквально выходят из вашего тела, как помои, стекая вниз, в бездонную пропасть, а тело ваше наполняется теплым светом, блаженство, чистотой. Вы уже полны силой любви, сострадания учителя и всех его благих достоинств. Такая практика довольно мощная, она устраняет препятствия и помехи для вашего духовного развития.
Любая мантра наделена могуществом. Иначе они не были бы так популярны. Тибетские монахи рассказывают, что на их Родине многие медитирующие йогины вкладывают в чтение мантры такую силу, хотя чтение их не совсем внятно, что, бросая острую пурбу (священный кинжал), пробивают им камень.
Грандиозная сила мантры известна тысячелетиями. Например, мантра Учителя Шакьямуни – «ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ СОХА». Выросший в буддийской среде, я детства начитывал эту мантру, но и сегодня, читая труды по молекулярной физике, не оставляю её. Дело не в том, что я суеверный, а в том, что пытаюсь не прерывать занятий. И при этом привычно знаю, что путь мой продолжается в правильном направлении.
Чрезвычайно важно получить традицию от конкретного человека. Представьте себе буддийского монаха, который передаёт Вам традицию и мантру. Это может быть и Учитель Шакьямуни, и Далай-лама, и неизвестный монах. Ведь в принципе все мы неизвестные монахи и путники на пути умиротворения сознания. И хотя я общался с посвященными монахами большого уровня, они ничем не выделяются от простых буддийских монахов.
Сложите руки и повторяйте мантру Аволокитешвары, воплощения сострадания. Вам же надо развивать в себе сострадание?
Вот его легендарная мантра «ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ». Шесть слогов. Эта мантра у меня в крови. Я не религиозный человек, но повторяю эту мантру всегда.
Расскажу интересный случай: моя родственница, девяностопятилетняя бабушка, совершенно не знающая русского языка, всю жизнь шила, вязала из овечьей шерсти, плела из конского волоса верёвки, мяла кожу и шила прекрасную одежду. Занималась такими работами непрерывно и непрерывно читала мантру. Кстати, любуясь репродукцией Гейнсборо.
Было это в девяностые годы. Из лагерей освободились два земляка, имевшие большие сроки и писавшие стихи. Союз писателей они не воспринимали, пришли ко мне. Такая картина: бодрая бабушка в национальном халате сидит на скамеечке и готовит пряжу, читая мантру. Так проходит час, два, три. Неугомонные зеки в одних майках, громко разговаривающие со мной о стихотворстве, стали говорить тише, потом посматривать в сторону бабушки.
Один из них, наклонившись ко мне, шепнул:
- Сколько ей лет?
- Девяносто пять.
Зеки чуть не присвистнули, но прикусили языки.
Тут бабушка отложила веретено, поднялась, улыбнулась зекам, с интересам разглядывая татуировки от лба до колен – кресты, храмы, святые. И сказала мне на бурятском языке:
- Какие красивые рисунки на этих людях. Они русского бога рисуют на своих телах. Но есть ли он у них в душе? Спроси у этих хороших людей.
Я перевёл её слова. Старший из них выдохнул:
- В законе бабка! Скажи, что не знаем…
Наша «бабка в законе» прожила сто два года, умерла с улыбкой и мантрой на устах. Земляки-зэки издали по несколько книг. Совершенно отказались от всех пагубных привычек и даже мяса. И всё вспоминали бабушку. А я знал, что, читая мантру, она медитировала и визуализировала Авалокитешвару, который говорил ей о будущей жизни. Место будущего рождения ей было известно, и потому она умерла с улыбкой. Она жила в своих иллюзиях. Разве это не лучше, чем умереть при скорби и стонах?
Пусть она не была учёным, не постигла по книгам Дхарму, не была да и не могла быть знакомой с наукой, но по-своему достигла просветления. И прожила жизнь светло и мудро.
P. S. Дело вовсе не в том, чтобы верить или не верить в перерождения, загробную жизнь и т. д. и т. п. Всё, что придумано человеком - достояние только человеческого мира, это его иллюзии, которые обогащались в течение всей его истории. Дело в том, чтобы изучить и использовать эти иллюзии для укрощения собственного ума. После этого уже можно будет говорить или думать о чём-либо здравом и реальном.
Ресурс работает благодаря поддержке народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ ДЛЯ ВАС! Мобильный банк – 8 924 516 81 19, карта – 4276 7400 1903 8884, яндекс-карта – 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда)
Bitcoin:
qrk3u0d6q4nh8nsx5glr4dd3rgt85n4jn5e4446k
Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19