Виктор Балдоржиев (azarovskiy) wrote,
Виктор Балдоржиев
azarovskiy

Только для бурят. Древние Ашибагаты. Знамя Баргутов. Кто с ними?

#Только_для_бурят Племена и роды бурят, продолжение...
Факт истории.
В 1764 году были созданы бурятские казачьи полки. 382 ашабагата создали свой полк. Атаман четырех бурятских полков утверждался императором. И первым из них стал выдающийся ашабагат Цырен Бадалуев. На этом посту он служил 38 лет. В 1764 г. году ашабагаты возвели казачий Ара-Киретский дацан, а в 1831 году Убур-Киретский дацан. Казаков-ашабагатов на все века прославил еще один великий сын - Аюр Сакияев, полный Георгиевский кавалер.
Наша история об ашабагатах или ашибагатах.



Ашибагаты

Авторы сведений, опубликованных в открытых источниках, утверждают, что ашибагаты были самым западным и самым этнополитическим союзом. Территории их были значительными: простирались на западе до реки Бирюсы, тянулись по среднему течению Уды или Чуны, расширялись в долине Ии, на востоке охватывали в среднем течении долину Оки.
Родоплеменные группы бурят в начале XVII  века copy.jpg

Ашибагаты – древнее племя, включают в себя множество родов и колен: ашибагад, написание которого может быть как ашабагад, ашебагад, ашехабад, а также – шарад, тэртэ, кроме этого – многие роды нижнеудинских бурят. А это: тумэшэ, кулмэнгэ (хулмэнгэ), мальжираг, туряалаг и унхатуряалаг, кхоршон, кара коршон, саган коршон, янта коршон, котоб, барунгар, якта, бэбри, кхотомуд, кхурдуд или хурдуд, кара-дархан или ко-дархан, саган тинса, кара тинса, бакан, бурхан бушун, шуртос.

Примкнувшими к ашибагатам считаются ветви: нохой урага, буруу ураг, бархуун ураг, бахидал ураг, бурхан ураг, сагаа ураг, зоригто ураг.

В административном делении балаганских ашибагатов значатся роды хонхирад и хотогойд. Ответвление или подразделение асивагат отмечено в хамниганском роде мунгал.

Селенгинские ашибагаты. Кроме самих ашибагатов, в составе крупного рода ашибагатов в селенгинской долине, имеются роды самого разного происхождения. Есть среди них и булагатские, например, буин, бумал. Встречаются хонгодоры, эхиритские роды – абзай, шоно или чонод. А из селенгинских – урянхай, табаргуд, хатагин, арбанад, солон. Отмечены и следующие отоки (кости): цоргил или соргил-абатай, алцутха, байдал, тэлэгун, галзуд, хэнцэх, бэбэлэг, бухари, тайшиуд, шири, байдан, ахайн или ахан-фунзан, боготул, гозум.

В административном делении ашибагатов, в состав Селенгинской степной думы входили десятки со следующими названиями – Кударинский, Шазагайский, Усть-Тамирский, Торминский, Ара-Киретский, Дужойский, Саганов, Жиндоконский.

Довольно много ашибагатов проживает в Монголии.

В Селенгинском аймаке значатся следующие ашибагаты: ашибагад, ач абгад. Потомки ашибагатов проживают в Хубсугульском, Забханском, Архангайском, Булганском, Центральном аймаках Монголии, в наше время они значатся как хариад.

Трансформировав этноним ашибагат, хариады, разбили его на составляющие, в результате этого возникли ач хариад, авга хариад. Далее появились названия, указывающие на географию проживания: барун хариад, то есть – западные хариады. Отмечены и физиологические особенности, например, сахлаг цагаан хариад.

В среде сонголов заметны роды – ашаавгад сонгол или ашибагал сонгол, а также – орьёл-ашебагат, буин ашебагат.

Ашавгад, ачавга, ачавгад, ачвагад, ашаавгад, ашвга, ашавагад, ашавга, ашибагад, ашивгад – это зарегистрированные в Монголии носители родовых фамилий.

Этноним и история. Слово ашибагад делится на слова «племянник» и «дядя» – «аша» и «абага».

Ашибагаты – переселились в Прибайкалье исторически поздно в сравнении с булагатами. В устных преданиях о них говорится «Ашаанда ерэhэн Ашаабагад», то есть – с обозом пришедшие Ашибагаты». Легенды о людях, следующих за обозом должны бытовать среди современных бурят.

Родоначальник рода, Ашибагат, согласно устным преданиям, –  правнук Булагата, общего предка булагатских родов.

Ашибагаты – выходцы из Центральной Азии. Род причисляется к племени булагатов, у них общее происхождение с абаганадами, другим булагатским родом.

Нет сомнения, что этноним связан с древним монгольским словом «абга, авга», слова эти уходит в глубины истории, до языка сяньби.

В истории Монгольской империи абга и абганары были под командованием Белгутея, брата Чингисхана, далее, до ХХ века, подчинялась его потомкам.

Племена с корнем «абга, авга» имеются в Этнолингвистическом атласе МНР, во Внутренней Монголии абага и абаганары живут в аймаке Шилин-гол. Также абаганары имеются среди калмыков. Среди дербетов, баятов, олётов есть – авгас.

История монголоязычных групп с корнем «абга, авга» большая. Они встречаются среди басигитов, а басигиты субэтнос мингатов или мянгатов. Среди баргутов есть небольшое сообщество авгачууд, а среди узумчинов – авгачин, у селенгинских бурят – абгад, абагануд.

Видимо, все группы абага – только маленькая часть древнего этноса, сохранившая наименование и принимавшая участие в процессе формирования халха-монголов, ойратов, монголов Внутренней Монголии, моголов Афганистана, а также – современных баргутов и бурят.

Ашибагаты входили и выходили из состава булагатов. До середины XVII века они продвигались на запад, облагали данью племена коттов, тунгусов, тюрков до тех пор, пока не были остановлены движение русских ватаг и казаков.

Со второй половины XVII века военные образование ашибагатов, сэгэнутов и икинатов распались. Часть их переселилась в Халху, на земли долины Селенги современной Бурятии. Был образован Ашибагатский административный род, который вошёл в состав Селенгинской Степной думы.

В России современные ашибагаты проживают в разных районах и на территории селенгинской долины Республики Бурятии, а также в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области.

Несомненно, ашибагаты являются одним из сильнейшим племенем бурятского народа, история которого уходит в глубокую древность, как и история всех бурятских племён, кочевавших по просторам Центральной Азии, входивших в каганаты и ханства, сокрушавших империи, в генетической памяти которых ещё звучат боевые кличи.

Баргуты

Прежде, чем говорить о баргутах, надо хотя бы кратко рассказать о байырку, живших в средних веках. Баргуты являются их потомками. Понимающий бурятский язык легко определит, что слово «байырку» извещает о богатстве «Баирху хунууд».

По свидетельству исследователей, этническая общность байырку или байирку неоднократно упомянута в китайских летописях, рунических текстах, в сборниках летописей Рашид-ад-Дина, а также в других средневековых источниках.

Территория байырку – это север Монголии и юг Забайкалья. Знающий карту мысленно проведёт линии от реки Толы, низовий Селенги к Далайнору и Аргуни. Это очень большая площадь, которая в древности уменьшилась и сдвинулась в результате завоеваний киданей, отождействляемых современниками с предками некоторых хамниганских родов. В дальнейшем территория байырку снова расширилась, люди племени перешли на другую сторону Байкала, их родиной стало Забайкалье и Прибайкалье.

В китайских и арабских источниках байырку упоминаются в 5-7-8 веках. Слово байырку воспринималось иногда как целый регион верховий Ангары.

О байырку, их языке, культуре, происхождении, их роли в истории народов Центральной Азии написано множество работ. Гипотезы и теории о происхождении народа самые разные, а потому не умолкают и научные дискуссии. Есть предположение, что потомками байырку являются многие племена бурятского народа.

Основным население страны Баргуджин-Тукум наряду с племенами булагачинов, кэрэмучинов и хори-туматов были также и баргуты.

Среди них можно выделить этнические группы – «шинэ барга», то есть новыя барга, хучин барга или старые барга, их также называют «чипчины.

Современные баргуты живут во Внутренней Монголии КНР, в городском округе Хулун-Буир, в МНР баргуты проживают в аймаке Дорнод.

В Маньчжурии до наших дней остаются признаки административно-территориальных делений Цинской империи.

Территория старых баргутов находится в хошуне Чэн-Барга-Ци, то есть «Знамя старых баргутов». Знамя – это и есть административно-территориальное деление.

Старые баргуты включают в себя следующие роды: эрегэн (ырээгэн, эрээгэн, эрэгэн), шарнуд (шарнууд), хурлад (хурлаад), шившин (шибшин, чивчин), гавшуд (гавшууд, габшууд), товшуд, хашенуд (хашнууд, хашинууд), хартул, дулгачин (дуулгачин, дуулхшан, тулгачин), бажиндар, жэлхмэг (джилхэмэг, зэлхмэг), урянхан (уряанха, урианхай), улят (улиад), харануд (харнууд), шимшид, болингуд (булингууд, бүлээнгүүд, булангир), хубтул (хүвтүүл, хүвтүүд), гуйлгэчин (хүйлгэчин), ориёгон, байжинтал (байшин тав), жалханы, хагшууд, хавчид, хөвчир, булгачин.

Большинство родов старых баргутов внутри себя делятся на группы, названия которых имена реально живших людей (отцов рода или группы). Такое сообщество называется маньчжурским словом мохон. К примеру, род хурлат делится на мохоны: 1) хун хурлат, 2) долоотон хурлат (долотон хурлат), 3) хонитон хурлат, 4) баян хурлат, 5) үхэртэн хурлат, 6) хагархай хурлат (хагархайн хурлат), 7) хүндэлэнэй хурлат, 8) yбэрэй хурлат, 9) арайн хурлат, 10) хэсэг хурлат, 11) шаваровооны хурлат, 12) бyyлюуртын хурлат, 13) могойтын хурлат, 14) хээгын хурлат (хуйин хурлат).

В состав рода эрегэн входит пять мохонов: цаган адутай эрегэн, хох адутай эрегэн, алаг адутай эрегэн, найман тогурагатай эрегэн, арбан нэгын эрегэн.

Шарануты состоят из семи «отцовских» групп: толин шаранут, хара хушуны шаранут, хундэлэнэй шаранут, хажины шаранут, хагархай обоны шаранут, могойтын шаранут, ногон хабсагайтын шаранут.

В составе новых баргутов имеются роды: хухэ хайтал, отогтон (отготон), худай, хуасай, галзууд, шарайд, хальбин (халвин, халбин), гучит, цагаан, бодонгууд, уряанхай, табунтанг, боргил, цоохор (цохор), хурлат, оримос (оримсуу), сагаадай (цагаадай), хуухир (хоохир) сагаадай, тумэршин, алагуй, харан, хухэнууд, узоон (үзээн), сагаан ууpaг (цагаан ураг), донгойд, номочин, жоргоон (жорон), хангин, абагагуул, юншээбуу, дааритан, хахчууд, хадагтай, чахар, ехэ зон, уляат, хуйслэх.

Хошун Шинэ-Барга-Юци или «Правое знамя новых баргутов». В составе их отмечены роды: галзууд, хуасай, хөвдүүд (хубдууд, хүвгүүд, хүвдүүд), гучид (гочид), шарайд, харгана, худай, бодонгууд, хальбин, цагаан, батнай, баатууд (багатуд, баатад), цагаан ураг, хүйцлэг (хуйслэх, хүйслэг, күйслэг), хурлаад, үзөөн (узоон, өзөөн), сартуул, хагшууд (хахчууд, хагчууд), хүтгээд, харзал, сахираад, тавнангууд (тавнан), цээлхан, юншээбуу (еөншөөбүү), жоорон, улиад (уляат), сээхэр, хорчид, ихжүн, болойнзон, жооргон, шарнууд, урианхай (уряанхай), эмэгнүүд, манклиг, хонтон, авхан, сээрчин, эрэгэн, сээзэнгүүд, далангууд, чочолиг, эзэд (эсэд), хөх хайтал, одонгууд, боргил, цоохор, хорлад, чибчин, бажиндар, оримос цагаадай, хобхир цагаадай, төмөрчин, алагуй (алгуй), харангууд (харанхууд), хөхнүүд, халхин, хашинууд (хашнууд), цагаан өргөө (цагаан өрөө), тонгойд, номчин (нумчин), хангин, авгачууд (авгашуул, авгачуул), дайртан, хатагтай, цахар, их зон (ехэ зон).

Хошун Шинэ-Барга-Цзоци или «Левое знамя новых баргутов». В составе их отмечены роды: харгана, юншээбуу (еншөөбүү, еншөөв), юнжигээбуд (юнжигөбүүд), хөвдүүд (хубдууд), шарайд, галзууд, авагчууд, хангин, тавнан (тавнангууд), үзөөн (узоон, өзөөн), хүйтлэг (хуалан, хүйцлэг, хүй алаг), хорчид (хорчууд), бодонгууд, жооргон, дайртан (дардан, даарьтан, даартан), хатигин, сээзэнгүүд (сээжингүүд, сээжин, цээжин), цагаан ураг, хуасай, сээрчин, сээхир (сээхэр), алгуй, мүсөлөн (мөсөлөн), улиад (уляат), номчин (нумчин), хагшууд, чонод, гучид, худай, халбин (хальбин), батнай, саганууд (цагаан), баатууд (багатуд, баатад), хурлаад, сартуул, хүтгээд, харзал, сахираад, зайлхан, жоорон (жорон), их зон (ехэ зон), шарнууд, урианхан, болойнзон, эмгэнүүд (эмэгнүүд), манхилиг (манхилаг, манклиг), хонтон, абхан (авхан), эрээгэн, хуалан, сүүжин.

Среди баргутов также упоминаются следующие родовые названия: залтууд (джалтод), гачид, гүжиан, алтчин, хайтал, халгин, хашигнар, хадаасан, хошууд, хүдхид, туваачууд, цоцлог, занжхан, жалайр.

В Монголии кроме барга (баргад, баргас) зарегистрированы следующие баргутские ветви: баргуджин, баргуты-дархаты, дагуур барга, чавчин барга (чибчин барга), солоон барга[31], ухэр барга, хунтан барга, баргамууд, баргачуул нар[30], баргачууд (баргучуул)[22][39], харгана, сөөхэр, джорон, галзууд, үзөөн, хувдууд (хүвгүүд), шарайд, джалаир, хуасай[40], авгачуул (авгашуул), гушид, хуйслэг (күйслэг), худай, хурлат, хагшууд[40], хангин, сээжин, жоргоон, дайртан, еншөөв, цагаан ураг, улиад, бодонгууд, номчин (нумчин), алгуй, хонтой, халвин, авхан, гүжиан, сээрчин.

По данным переписи 2010 года всего баргутов насчитывается около 90 тысяч человек. В Китае – 85 803, в Монголии – 2 989 человек.

По культуре баргуты очень близки к бурятам и хорчинам.

Язык баргутов, по мнению исследователей, представлен новобаргутским и старобаргутским диалектами бурятского языка. Видимо, некогда это был один язык.

Откуда произошло слово «баргут». Исследователи склоняются к мнению, что это слово «барга» означает окраину, глушь. Средневековые монгольские летописи упоминают об окраинных пограничных землях – стране Баргуджин-Тукум, земле баргутов.

Другое толкование этнонима – грубый, неотёсанный, некультурный, считается, что это собирательное наименование монголов 17 века, не принявших ламаизм. Собирательное наименование, уничижающее баргутов, конечно, дали халхассцы. Оно закрепилось за общностью людей, получивших в 1730-х годах от властей Цинской империи территорию для кочевий в регионе озера Далайнор.

«Племена: баргут, кори и тулас; племя тумат также ответвилось от них.
Эти племена близки друг с другом. Их называют баргутами вследствие того, что их стойбища и жилища находятся на той стороне реки Селенги, на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы и которые называют Баргуджин-Токум».
(Из сборника летописей Рашид-ад-Дина).

По данным лингвистики в этногенезе баргутов есть тунгусские, южнобурятские и монгольские компоненты.

В XIII баргуты и остальные племена Баргуджин-Токума влились в состав единого монгольского государства. Чингисхан дал им ряд привилегий, ибо они пользовались у него полным доверием, служили в его личной гвардии и занимали видное положение в воинской иерархии.

Не административная единица маньчжуров, а настоящее Знамя великих баргутов, потомков байырку, живут в генетической памяти баргутов. Надо только встретиться и поговорить с ними на очень понятном языке… Я встречался и говорил.

Продолжение следует.




ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ НА ВАС! Счета поддержки: мобильный банк – 8 924 516 81 19, карта – 4276 7400 1903 8884, MIR 2202 2006 6800 1223, Юmoney – 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда). Bitcoin: 8ad797ef-24a4-4f5d-9947-0782b1c8602d

Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19



Tags: #Племена_бурят, #Племена_и_роды, #Только_для_бурят, ашебагаты, ашибагаты, байырку, баргуты, знамя баргутов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment