Categories:

Полёт над Унгинской долиной

Человек – не птица. Жаль. Он не может физически обозревать землю с разных уровней высоты. А надо бы! Надо бы время от времени взлетать над суетой, ощущать величие природы и народов, своё ничтожество, что очень полезно, видеть живую карту, на которой он обитает вместе с такими же, как и он, существами и своим видом. Надо обогащать себя мудрым созерцанием и корректировать свой жизненный путь. Только с высоты проявляются пройденные дороги и открываются горизонты.
Но человек мыслит, у мысли есть крылья, и я зову вас в полёт.


Утро в Бутукее. Фото С. Шоткинова.


Мы были в Новонукутском, беседовали с людьми в Нукутах, в библиотеке, на фермерской стоянке в Бутукее, петляли по дорогам района. Где-то нас ждали люди, но мы не успевали. Как и всегда, события происходили в суете, пространство для полёта мысли сужалось, но появлялись и запечатлевались в памяти образы, речи, виды, краски.
Так складывается картина, а за ней – взлётная полоса для полёта мысли.

Первая поездка в Иркутскую область – только разбег и набор высоты. Первый полёт – ознакомительный, а потому парение, при котором обостряется взгляд, будет долгим и станет частым. Без этого мы не познакомим друг с другом бурят-монголов, живущих в разных местах планеты, а потому и высота у нас будет разной. Мы будем возвращаться к этим местам и менять высоту, фокус и угол зрения до тех пор, пока у нас не возникнет вся панорама бурят-монгольской истории и современности вместе с колониальной культурой, убивающей живую мысль человека. Полёт возможен при освобождении от такой культуры, которая может существовать только на сцене и праздничных мероприятиях при соответствующем финансировании. (Мы должны изучить эту культуру, как трагическое явление, но не более. Всё, к чему прикоснулась эта культура или вошло в её границы, недолговечно и исчезает вместе с населёнными пунктами и народами).



С жителями села Нукуты. 3 июля 2022 года.

Человек видит горы, реки, озёра, населённые пункты. Но что слышит и чувствует он при их виде, о чём они говорят ему, как формируют стереотипы его поведения? Вот Унгинская долина – впечатляющая земля Гэсэра. Уже это, историческое и устоявшееся, определение ведёт к изучению большого и живого пласта истории, где возможно формирование непобедимого этноса с неумирающей культурой.

Унгинская, конечно, от реки Унга. Рек с таким названием в России два. Одна из них в Чувашии, вторая – наша, петляет по просторам Нукутского района Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области. На бурятском языке Унгэ – это цвет, на якутском, говорят, – правый.
У могучей Ангары много притоков. Унга – одна из них. Географическое место – юго-западная часть Иркутской области или Балаганско-Нукутская лесостепь, возвышенная равнина, где преобладает степь, местами напоминающая степь юго-восточного и южного Забайкалья. По берегам Унги – сёла и деревни в окружении смешанных лесов.

Природа Унгинской долины создана для людей, призванных заниматься животноводством, естественным видом деятельности человека, которая, сохраняет и возобновляет место его обитания. Ничто другое, кроме животноводства и земледелия, не связывает его с землей, именуемой Родиной. Словосочетание «малая родина» придумано моральными уродами и делает человека безродным. Разве может Унгинская долина или ещё какое-нибудь дорогое для сердца место стать для людей, родившихся там, какой-то малой и не столь значительной? Стоит, стоит послушать песни и сказания Унгинской долины. Большинство из них на бурятском языке, ведь бурятская речь всё ещё звучит во всех уголках Нукутского района!
Уулэгуйхэн тэнгэриин
Ундэр майхан hайхан даа,
Унгын голой дангинын
Илдам гээшэнь гайхалтай,
Гоохон хатан дангина
Гоёшоожо нэрлэнхэй
Урин даруу зангыень
Юунhээшь ехээр сэгнэнхэй.
(Унгын голой дангина. Слова Г. Чимитова, музыка В. Пантаева, испольнитель Д. Занданов)


Об Унгинской долине и людях сложено множество песен и сказаний с древнейших времён до наших дней.
О чём говорит современнику имя Пёохона Петрова (1866-1943), легендарного улигершина, сказывавшего на память около двадцати больших эпических произведений, а это более 100 000 стихотворных строк! Петровы из села Хадахан Нукутского района были, вероятно, династией сказителей-улигершинов. Отец Пёохона Пётр Иванов или Петруунха Бааниев был знаменитым в округе улигершином.
В улусе Баян-Жалга или Нижний Мельхитуй Нукутского района родился Папа Тушемилов (1877-1954), ещё в колыбели услышавший улигеры из уст своей бабушки. Феноменальная память Папы Тушемилова хранила более 30 глобальных эпических сказаний! Более того он знал наизусть почти 100 народных сказок, легенды, предания, были, загадки. Папа Тушемилов жил и дышал прекрасным фольклором бурятского народа, был носителем подлинной бурятской культуры, которую обогащал своими сочинениям, знанием народной музыки, педагогики, истории, метеорологии, медицины (был костоправом). О нём нам рассказывает фольклорист Р. Шерхунаев, называя Папу Тушемилова «Энциклопедией народных знаний»!
О скольких своих знаменитостях не знают бурят-монголы Байкальского региона, Монголии и Китая, сколько имён забыто вместе со своими произведениями? Что нам известно, хотя бы вкратце, из истории Унгинской долины?

Официальное мнение извещает, что в V-XI веках Унгинскую долину заселяли курыкане, то есть предки якутов. В период монгольских завоеваний и после долину заняли предки булагатов. Колонизация русскими Верхнего Приангарья началась в середине XVII века, когда в устье Унги был поставлен Балаганский острог, который в настоящее время ушёл под воды Братского водохранилища вместе со многими русскими и бурятскими деревнями.

Кстати, некогда здесь существовала Балаганская Степная дума. Крупнейшая из всех бурятских дум, объединявшая территории современных районов Иркутской области – Зиминского, Нукутского, Заларинского, Аларского.
(Попутно замечу, что город Зима, центр Зиминского района, вовсе не от русской Зимы, а от бурятского - Зэмэ, что означает вину, провинность. Но об этом в другой раз).


Какие сведения об этой думе имеются в сети?
«Балаганская степная дума образована в конце 1824 г. и объединяла 15 родовых управлений, подчиняясь Иркутскому окружному управлению. Работой думы руководили выборные тайша, помощник, 2 заседателя и писарь. Первым тайшой был Андрей Назаров. В фонде 468 Национального архива Республики Бурятия имеется оттиск личной печати «Его благородия Балаганского тайши Андрея Назарова», датированный 1808 г. Земские сборы производились на основании особого положения, внутренние - по постановлению степной думы или по общественным приговорам. В 1899 г. дума была упразднена и создана Балаганская инородная управа».
Даржаев С. Ю. История Бурятии. В 3 Т. XX–XXI ВВ. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011 Т.2., с. 159-163.

«Балаганская Степная Дума, к которой причислялись буряты унгинские. В ее составе значились следующие административные единицы, обозначенные как «роды»: 1) Булутский, 2) 1-2-й Икинатский, 3) 1-3-й Ноётский, 4) 1-2-й Олзоевский, 5) 1-2- й Муруевский, 6) 1-2-й Онгоевский, 7) 1-2-й Кульметский, 8) Выкотский, 9) Зунгарский, 10) Бараевский, 11) 1-2 Холтубаевский, 12) Онхотоевский, 13) Шаратский, 14) Боролдоевский, 15) Хангинский, 16) Ашехабатский, 17) Харанутский, 18) Тыретский, 19) Тагнитский, 20) Зангеевский, 21) Изголовский, 22) Кутуликский, 23) Островский. Всего двадцать два наименования, из которых последние три были образованы во второй половине XIX века. Зангеевский выделился из Холтубаевского, что указывает на основной этнический компонент. Изголовский выделился из 1-го Кульметского, в этот род перешли буряты Изголовского, Нельхайского и Налюрского улусов358. Последние два являются территориальными образованиями. Население составляли малые булагатские племена, а также племена ойратского и монгольского населения, оказавшиеся в этом регионе в течение длительного периода, с эпохи средневековья вплоть до XVIII-XIX веков».
Нанзатов Б. З. Этногенез западных бурят (VI-XIX вв.). Иркутск. 2005. с.79-83.

Мои читатели свидетельствуют, что возле Енисея находятся четыре деревни, население которых произошло от бурят, а потому большинство людей этих деревень метисы. Случается, что буряты Байкальского региона женятся на тамошних девушках.
В бурят-монгольских названиях – почти вся карта Восточной Сибири, не говоря о Нижнеудинском и других районах. Знаменитый советский государственный деятель Александр Александрович Ежевский, проживший 102 года, из которых 100 работал (!), любил повторять, что он родился в бурятском мешке, то есть в городе Тулун. А сколько свидетельств других известных личностей? О чём говорит название деревни Наймодай или Зунгар?

О чём говорит признание Александра Андреева о шарайдах Унги, отправленное мне моими друзьями: «В унгинской версии легенды о лебедице и Хоридое упоминается только сын Шарайд и дочь Хангин. Потомки дочери обосновались на острове посреди Ангары, образовав впоследствии село Хадахан. Потомки Шарайда поселились в местности, где расположены деревни Куйта и Шараты. В отписках казаков XVII века, более поздних документах род шарайд упоминается среди других бурятских родов Унгинской долины. Род фиксируется и в местах, расположенных намного западнее долины Унги – по реке Ока среди нижнеудинских бурят.
В XIX в. потомки Шарайда на реке Унга составили административный род в Балаганской степной думе с улусами Верхняя Куйта (Дээдэ Хуйд) и Верхние Тангуты (Дээдэ Тангад). По этому принципу род подразделялся на хуhи шарайд и тангаhы шарайд. К этому времени род локализовался по речкам Куйтинка и Тангутка, левыми притоками Унги.
Мои предки происходят из Верхней Куйты. В семейных преданиях говорится, что род пришёл сюда из Западной Монголии. По словам дедушки, «шарайд яhан сагаан шубуунhаа таhаран». Мы являемся унгинскими хори и ведём своё происхождение от Хоридоя и Матери Лебеди, почитаемой нами священной птицы. А насчитывается нас порядка тысячи человек в Нукутском районе Иркутской области, Бурятии и других регионах».
Не о предках ли моих шарайдов, которым принадлежу, идёт речь? Не о своих ли галзудах, частичкой которых являюсь, слышал я на Ольхоне? Велика иркутская земля – Родина всех бурят-монголов…

О какой истории смешения народов, каких походах и битвах монгольских племён, трудовых подвигах и трагедиях современников, их спортивных и других достижениях говорят названия местностей и сёл только одного Нукутского района? Какая картина, которую должны увидеть бурят-монголы других регионов, открывается с высоты нашего недолгого полёта?
История и драйв иркутских бурят ещё не написаны и малоизвестны другим бурят-монголам. Мы обязаны рассказывать друг о друге.


Продолжение следует.




Помочь: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан Банк 541 912 0465 (Балдоржиев Цырен-Ханда).




В районной библиотеке Нукутского района. Фото Н Сахидакова.

Специально для жителей Унгинской долины я ставлю в конце материала видеоролик моего друга, фермера Нукутского района, известного общественного деятеля Александра Сергеевича Урбагаева. Кадры сняты им во время пребывания в Агинском, на Алтаргане-2022. Посмотрите как выглядит столица восточных бурят - Агинское.  Если Балаганская Степная дума, созданная в 1808 году, действовала до 1899 года, то Агинская - в 1839 году и просуществовала до 1903 года. Знакомство должно быть обоюдным...